Одна верующая женщина, по профессии военный врач, будучи верной клятве Гиппократа, выполняла свой долг в Афганистане. Наверное, в то тревожное и страшное время, наглядевшись на израненные тела и исковерканные судьбы наивных советских мальчишек, она и пришла к вере. Потом ей довелось принимать участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Со всеми вытекающими последствиями. Но что удивительно: имея третий десяток лет онкологический диагноз, периодически подвергаясь хирургическим вмешательствам, удивляя врачей составом крови, практически несовместимым с жизнью, она не теряет радости и оптимизма. И как-то раз, наблюдая за отчаянной реакцией девушки, узнавшей о том, что у нее рак, сочувствуя ей, грустно заметила: «Как без Бога тяжело».
Действительно, несмотря на материальное благополучие многих, жизнь в целом безмятежнее не становится. И, к сожалению, чаще не от радости ступают люди на дорогу, ведущую к храму. Но в конечном итоге становится ясно: если стараться жить по заповедям — многих бед и скорбей избежать удастся. А если и нет, то, обретая нравственный стержень, человек сам становится крепче и способен уже легче переносить испытания, выпадающие на долю каждого в этой жизни. Наверное, поэтому и в храмы, и в мечети в последние десятилетия потянулся народ. Да и в целом позиция церкви становится все более активной. И образование митрополии на основе Уфимской епархии — закономерное требование времени. Возведение же в сан митрополита архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона, а также избрание его в Общественную палату РФ и в состав Священного синода — признание его заслуг и как общественного деятеля.
Первый «башкирский» митрополит
Владыка имеет и медицинское образование. Как-то он давал журналистам интервью, стоя под дождем без зонта. От предложения перейти хотя бы в автобус отказался, сказал: «Ничего страшного, я же врач, привык помогать людям в любую погоду». Судя по всему, это так и есть. Однажды в момент миропомазания во время торжественного богослужения в храм, ступая нетвердо и нахально, вошел бритый и хмельной парень, который, размахивая стодолларовой купюрой, стал пытаться забраться к владыке на постамент. Все замерли, ожидая, как шатающийся прихожанин будет гневно изгнан из храма. Однако архиепископ (на тот момент Никон) невозмутимо помазал его, как и всех, миррой, и буян сразу же успокоился и ушел. Кроме того, игумен Игнатий (Климов) на пресс-конференции говорил, что владыка доступен всем и всегда. Не было случая, чтобы он хоть раз кого-то не принял.
За 212 лет существования Уфимской епархии митрополит здесь будет править впервые. В разное время ей управляли архиепископы и епископы, всего их было сорок человек. В начале своего существования епархия охвытывала не только Уфимскую губернию и Башкирию, но также части Оренбургской и Челябинской областей, Татарстана и Казахстана. В разные годы к названию Уфимская добавлялось: Мензелинская (1859 — 1928), Давлекановская (1928 — 1944), Башкирская (1944 — 1952) и Стерлитамакская (1952 — 2011).
Главная цель создания нынешней митрополии — координация богослужебной, пастырской, духовно-просветительской, образовательной, миссионерской, социальной, благотворительной и других видов деятельности входящих в нее епархий. А также взаимодействие с органами светской власти и обществом.
Положение о митрополиях было принято Священным синодом в октябре 1911 года и основано на решениях Поместного собора Русской православной церкви 1917 — 18 годов в Москве. Нынешнее решение — это продолжение программы начала двадцатого века, которая была приостановлена в советские богоборческие времена. Кроме того, реформы назрели благодаря возрождению духовной жизни: когда владыка Никон возглавил Уфимскую епархию, она насчитывала всего семь приходов, сегодня их число выросло почти до трехсот. В связи с этим прибавилось много обязанностей и возникли определенные трудности в общении с паствой и духовенством. Образование митрополии даст возможность быть ближе к народу.
— Курс, который избран нами совместно с представителями всех традиционных конфессий республики, правильный, поскольку он ведет к миру. Деятельность наша основана на словах Иисуса Христа: «Узнаете моих по делам их». А Бог — есть любовь. Человек должен всех любить и уважать, а осуждать и ненавидеть лишь собственные грехи. Сегодня каждый тянется к своим святыням. Это особенно заметно в нашей многонациональной республике, где люди не только приходят в церкви и мечети, но и массово отмечают и мусульманские, и православные праздники. У нас сложились тесные и добрые отношения между духовными лидерами официальных конфессий, что способствует утверждению миролюбивой атмосферы. В наше неспокойное время это очень важно, — считает митрополит Никон.
Наш компас — мудрость и терпение
Кризисы нас уже почти не пугают. Привыкли несколько за столько лет нестабильности. В нашей стране неоптимистом быть нельзя, иначе не выжить. Почти век мы живем, уповая на лучшее будущее. А оно все не наступает. И не наступит до тех пор, пока мы не осознаем, что должны вернуться к нравственным истокам. Владыка Никон приступил к своему служению в Уфимской епархии в годы перестройки. На фоне извращения морального климата в обществе, когда не стыдно стало врать, воровать, ходить по головам и откровенно жировать на глазах у голодного люда, в нашей республике удалось хоть как-то сохранить духовно-нравственные ориентиры. Во многом благодаря лидерам конфессий, которые всегда исходили из величайшей мудрости и терпения. Поэтому неслучайно то, что митрополит Никон избран в состав Общественной палаты РФ четвертого созыва как представитель межрегиональных и региональных общественных объединений. И теперь в течение трех лет он будет представлять и защищать интересы не только православных — всех жителей республики, а также станет способствовать налаживанию взаимодействий между гражданами и разными уровнями государственной власти. А в состав Священного синода он вошел не впервые — уже избирался в 2010 году. Этот орган управляет Русской православной церковью в периоды между архиерейскими соборами. В его составе — семь постоянных и пять временных членов. Последние избираются сроком на один год.
Дело церкви — «камни собирать»
Председатель Синодального отдела по взаимодействию церкви и общества Московского патриархата Всеволод Чаплин в блоге «Православная политика» обратился к читателям с вопросом: «Нужна ли христианская партия в нынешней России?» Это обращение вызвало бурное обсуждение и спровоцировало настоящую истерию под лозунгом «Церковь у нас от государства отделена».
В связи с этим митрополит Никон сказал:
— Духовные лидеры не только не могут создавать партии по конфессиональному признаку, но и вообще принадлежать к какой-либо группировке. Ислам, православие, иудаизм и буддизм — эти религии призваны сплачивать народ. А что будет, если мы вступим в одну из партий, в которой состоят светские люди? Предположим, я стану членом «Единой России». Но среди моих прихожан есть представители разных партий. А я буду выражать волю одной группы? Такого быть не может. Церковь должна быть вне политики. Иначе вместо заповеди «собирать камни», мы станем их разбрасывать. И нет гарантии, что люди не отвернутся от нас. Священнослужители имеют право голосовать на выборах, не афишируя свою позицию. И ни в коем случае никого ни к чему не призывать в смысле политических предпочтений. Иначе возникнет опасность разъединения общества.
Наша помощь должна быть в основном духовная. Если бы удалось привить религиозные убеждения, общество бы изменилось кардинально. Верующий человек старается не совершать дурных поступков. И нравственность поднялась бы на иной уровень, и жизнь, соответственно, тоже. По вере все люди — братья. И православие, и ислам учат любви. Сколько было локальных конфликтов в девяностые годы! В республике их удалось избежать благодаря тому, что, осуществляя свою деятельность, никто никого никуда не переманивает, а представители разных конфессий идут рука об руку и в торжественные моменты, и решая проблемы.
Что же касается мнения Всеволода Чаплина, то реакция на него — из той часто исполняемой на просторах России «оперы», когда слышат звон, да не знают, о чем он. В действительности священник высказался так: «Церковь позитивно воспринимает перспективу создания христианской или православной партии, либо внутрипартийной группировки, но не будет давать им эксклюзивной поддержки или благословения. Церковь для всех, а не для сторонников одной политической силы».
В качестве уточнения хочется пояснить, что ни один хоть сколько-нибудь верующий человек не станет затевать мало-мальски значительного дела, не получив на то благословения (в смысле позволения) своего духовного руководителя.
Зачем на месте алтаря — спортзал?
Перечень дореволюционных построек, принадлежащих церкви и в советское время у нее отнятых, достаточно внушительный. А между тем Закон № 327 «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» был подписан президентом Дмитрием Медведевым в конце 2010 года. Здание, где помещается епархиальное управление (а вернее, оно совсем не вмещается в небольшой домик, и отделы вынуждены работать посменно), находится по улице Сочинской в Уфе. В свое время не раз предпринимались попытки вернуть постройки исторически принадлежавшие церкви. Но стоило лишь конкретно заикнуться об этом, как здание отдавали либо под госпиталь для ветеранов, либо под детский сад — понятно же, что верующие люди не станут выставлять на улицу стариков и детей. Однако разве дело размещать на месте алтаря школьный спортзал? Ведь даже с точки зрения светской морали, это кощунство: скакать и прыгать на костях усопших. Именно на этом месте находится церковное кладбище, пусть поруганное и забытое. Тут похоронены бывшие настоятели Вознесенского храма.
Уфимская митрополия претендует на возвращение хотя бы четырех зданий: двух по улице Карла Маркса — бывшей духовной семинарии и общежития семинаристов, одного на улице Тукаева, где располагалось женское духовное епархиальное училище, и бывший Вознесенский храм — ныне средняя школа № 10 по улице Зенцова.
— Мы не требуем отдать все и сразу, — сказал митрополит Никон. — Но вопрос надо решать. Мы тоже нуждаемся в помещениях. Нам даже негде разместить епархиальное управление. Все это мы обсуждали с президентом Башкортостана Рустэмом Хамитовым. Он к этому отнесся с пониманием. Главное, что есть желание решать проблемы. Однако механизм передачи окончательно не отлажен. Всего под передачу на территории республики попадает 190 строений. Сколько будет передано — неизвестно. Храмов среди них не так много. Большинство было разрушено в советские времена.
В минувшую субботу в Соборе Рождества Богородицы состоялась встреча митрополита Уфимского и Стерлитамакского Никона. Она прошла при огромном количестве народа. Множество букетов белых цветов, голубая (вместо прежней фиолетовой) мантия владыки и торжественное песнопение — все это возвещало о начале первого этапа в жизни вновь образованной Уфимской митрополии.