Юмагузинское водохранилище — достопримечательность Кугарчинского района и республики. Оно аккумулирует не только энергию воды, но и, пожалуй, в большей степени инвестиционные идеи, которые беспрепятственно перетекают в проекты по созданию туристического кластера и уже начинают реализовываться.
Что самое интересное: сознание авторов этих проектов не затмевается одной только прибылью, в основе их замыслов прежде всего благородная цель — обустроить родной край, прорубить окно в загадочную и интереснейшую историю, пока не изученную потомками. Тайн предуральская земля хранит не меньше, чем, скажем, пирамиды Египта или греческий Парфенон. Одна лишь гипотеза о проживании здесь арийцев десятки тысячелетий тому назад чего стоит.
В селе Верхнее Биккузино, сотни заснеженных дворов которого покоятся в полукилометре ниже величественной плотины водохранилища, не осталось сегодня ни одного свободного земельного участка. «Все раскуплено, — констатирует факт начальник управления муниципальным имуществом Рустем Кильсенбаев и уточняет: — Селятся здесь молодые семьи и те, кто предпочел городу постоянную прописку в курортной местности. Большую роль сыграл и инвестор, у которого серьезные планы».
Инвестор — не приезжий, как часто водится, олигарх из Белокаменной, не иностранец. Местный. Я бы даже сказал, более чем местного, чем Марс Юлбарисов, трудно сыскать. Его родословная уходит вглубь истории башкир до двадцатого колена. По ревизским сказкам, по другим официальным документам и семейным свидетельствам Марс Хабибуллович — потомок известного героя Крестьянской войны Кинзи Арсланова. Отец Кинзи — тоже известный военачальник Арслан Аккулов, награжденный Петром I за Азовскую битву орденом. Далее родословная от Аккулова уходит к предводителю одного из кипчакских племен Бабсак-бею, захороненному под курганом у деревни Акбулатово в Бурзянском районе.
Марс Юлбарисов, занимавшийся более десяти лет предпринимательством, возглавляет сегодня благотворительный фонд имени Кинзи Арсланова. Он направляет свои средства на строительство в Башкирии. Проект комплексный, серьезный, получивший одобрение президента ЮНЕСКО Джорджа Христофидиса и патронируемый им. В программе — развитие социальных и культурных объектов, международных туристических маршрутов, сотрудничество в области образования.
Фондом уже инвестировано более 150 млн рублей. Между селом Верхнее Биккузино и плотиной Юмагузинского водохранилища достраивается туркомплекс «Башкирская деревня». Это десятки двухэтажных домов, срубленных из хвои и собранных строго на природном мху, рестораны, баня, рядом предполагается теплый бассейн.
— Строим с опережением, — рассказывает Марс Хабибуллович, пригласив меня в теплый салон «Рейнджровера», и поясняет: — Дома уже, видите, почти готовы, но нет тепла, электричества и воды: вопрос с коммуникациями на стадии согласования. Процесс долгий и непростой. «Башкирская деревня» будет снабжаться газом, электричеством и водой из других источников, нежели село Верхнее Биккузино. С поправкой на время, нужное для преодоления всех трудностей, «деревню» откроем для туристов к осени следующего года.
Марса Хабибулловича и его двух братьев вдохновила на проект история их предков. В Куюргазинском районе, где Кинзя Арсланов основал родовую деревню, они установили бюст идеолога Крестьянской войны, реставрировали курган с захоронением Бабсак-бея. Так и подмывало спросить Юлбарисова: а если не родословная, то инвестировали бы, наверное, в какой-нибудь торгово-сервисный центр или футбольный клуб? Но такой вопрос был как-то не к месту.
Планы Юлбарисова простираются из Кугарчинского района в Бурзянский: туристы из «Башкирской деревни» смогут на теплоходе подняться вверх по водохранилищу, это 60 километров, и остановиться там на отдых. В селе Старосубханкулово строится гостиница на 100 мест. В 30 км отсюда, у деревни Акбулатово, находится тот самый курган с захоронением предводителя кипчакского племени Бабсак-бея. Курган, по рассказу Марса Хабибулловича, уже окультурен: установлены высокая стела, стометровая ограда из кованого металла, построена мечеть. История оживает и, конечно, должна заговорить. Под Уфой, в деревне Локотки, благотворительным фондом имени Кинзи Арсланова построена автомастерская с гаражом для перевозки туристов туда и обратно. В селе Верхнее Биккузино реставрированы две фермы под крупный рогатый скот, восстановлена машинно-тракторная станция, приобретены 200 гектаров земли, планируется прирастить еще 250, чтобы иметь полноценное сельскохозяйственное предприятие для снабжения всего туркомплекса собственными экологически чистыми продуктами. Будет табун лошадей для производства кумыса и организации верхового маршрута.
— Нужны ли для проекта иностранные инвестиции? — спрашиваю Юлбарисова.
— Зачем? — недоумевает Марс Хабибуллович, и его большие кипчакские глаза расширяются еще больше: — Мы чувствуем себя вполне состоятельными.
местная достопримечательность
Четыре святых
Говорят, это было совсем недавно, где-то 50 — 60 лет тому назад. В Кугарчинском районе появился караван из 6 или 7 верблюдов со скорбной поклажей и скорбными сопровождающими.
Они доставили из глубин то ли оренбургских, то ли казахстанских степей тела четырех усопших, считавшихся при жизни святыми и завещавших предать их земле именно на макушке горы Аулия, что у деревни Тупчаново. То ли святые были отсюда родом, то ли им было такое знамение свыше.
С тех пор сюда, на макушку Аулии, поднимаются паломники из числа местных жителей и приезжих. Среди них простые миряне, высокие чиновники, бизнесмены. В одиночку и семьями. Хадж совершают по нескольку раз в год. Посидят у четырех могил, обложенных природным камнем, унесутся мыслями и чувствами в прошлое, в свое детство, а когда спускаются обратно, убеждаются — в самом деле полегчало, кто-то добрый избавил их от негатива и укрепил для будущих дел и проектов.