Сибайский историко-краеведческий музей не так давно стал членом Союза музеев России, а в ноябре прошлого года вошел в состав Совета музеев Приволжского федерального округа.
Ежегодно его посещают около двадцати тысяч человек. В его фондах хранится более 12 тысяч предметов. Через госкаталог Музейного фонда РФ они доступны каждому жителю планеты. «Здесь очень богатая коллекция, — поделился впечатлениями во время посещения Сибая глава республики Радий Хабиров. — Самое важное, что этот музей не просто место, куда заглядывают люди. Он весь наполнен жизнью. Сюда постоянно приходит огромное количество детей, здесь проводятся уроки. Это правильный музей».
Руководит им Альбина Ярмуллина, которая более 13 лет преподавала в Сибайском институте БашГУ. Наша с ней беседа — о музее, его вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем дне.
— Альбина Зуфаровна, Сибайский музей становится очень популярным, сотрудники активно выходят в народ, удивляя и радуя новациями. Вспомним, с чего все начиналось.
— Известный в здешних кругах краевед Федор Папков и его единомышленники Ш. Шарипов, З. Смирнова, Б. Магадеева, супруги Музиповы инициировали открытие в марте 1959 года городского музея, который значился поначалу как школьный историко-краеведческий. Располагался он в кабинете горкома комсомола.
Долгие годы музейная работа велась на общественных началах и держалась на энтузиазме педагогов и активистах: председателя совета музея Роберта Нагаева, Магдана и Асии Музиповых, Елены Балак, Мидхата Габитова, Хидията Кусябаева. В 1976 году все экспонаты были переданы в краеведческий кружок при Доме пионеров, что фактически означало закрытие городского музея.
В 1981 году более 40 экспонатов Сибайского музея использовала Свердловская киностудия при съемках фильма «В ночь лунного затмения» по пьесе М. Карима
Новая страница открылась для него в 1991 году. В тот год Сибайский историко-краеведческий, директором которого был назначен Владимир Силаев, вошел в государственную музейную сеть Башкортостана на правах филиала Национального музея РБ. Было выделено помещение площадью 1 тыс. 172 квадратных метра на проспекте Горняков. Тогда фонды существенно пополнились предметами из музея истории Башкирского медно-серного комбината. В 2006 году учреждение было передано в ведение муниципалитета.
— Изменились ли сегодня ваши представления о музее?
— Я сама родилась в Сибае, школьниками нас водили в музей, который в свое время располагался в здании теплопункта. Меня тогда поразили предметы, о которых легко и доступно рассказывала экскурсовод. Будучи студентами истфака, проходили здесь практику. А уже став преподавателем, посещала музейные мероприятия со студентами. Вызывали интерес диорамы, показывающие природу родного края, зал этнографии, макет нашего карьера, который экспонировался на ВДНХ в Москве с 1975 по 1985 год.
В 2015-м, когда предложили возглавить учреждение, охотно согласилась. Поначалу скрупулезно вникала в работу, изучала документы, читала книги, статьи — занималась самообразованием, без этого никак. Могу сказать, что представления о музее как культурном учреждении с функциями сбора, хранения, исследования не изменились, скорее трансформировались, но для себя после каждой стажировки делаю вывод, что руководитель обязан видеть и оценивать масштаб деятельности, анализировать изменения в культурном пространстве.
— То есть современный музей все-таки отличается от традиционного?
— Сегодня обсуждается новое определение музея. Это теперь демократичное, инклюзивное пространство, в котором сохранение и трансляция исторической памяти сочетается с критическим диалогом о прошлом, настоящем и будущем. Активное сотрудничество с различными сообществами позволяет музею аккумулировать самые разные представления о мире и обеспечить равные права и доступ к культурному наследию для всех людей.
Во всем мире в музейном деле произошли большие изменения за последние 15 — 20 лет. Если прежде музеи были ориентированы на экспонаты, сосредоточены на себе, то сейчас они готовы к сотрудничеству, ориентированы на посетителей.
Кстати, в американских музеях обязательной является процедура аккредитации, которую они могут и не пройти, если ведут недостаточно разнообразную деятельность, не ориентируются, к примеру, на потребности нацменьшинств.
В экономике западных стран они играют важную роль. Британская ассамблея музеев, созданная еще в 1890-х годах, учитывает такой критерий, как работа с населением. В Германии начали создавать музей политической истории, тема для них достаточно болезненная, но работа началась. Сейчас повсеместно идет тенденция возврата объектов в их историческую среду. Музеи начинают ощущать себя профессиональным сообществом, везде обращаются и к нематериальному культурному наследию.
Появились новые типы хранилищ — под открытым небом, экомузеи. Радует, что вскоре будет построен историко-культурный музей-заповедник «Пещера Шульган-Таш». Коллектив нашего учреждения совместно со специалистами из Москвы работает над созданием мультимедийного зала, связанного с эпосом «Урал-батыр», легендами края. Однако для осуществления таких крупных проектов нужна серьезная финансовая помощь. К сожалению, муниципальные музеи республики не могут себе этого позволить, поэтому подаем заявки на гранты.
Для многих музеев остается актуальным вопрос смены или обновления экспозиций — технологии ушли вперед
Каждый музей должен обязательно разработать стратегию своего развития с четкими целями и решаемыми задачами. Они сегодня должны быть узнаваемы, иметь свой бренд, необходимо задуматься и о приобретении предметов.
В прошлом году в Санкт-Петербурге в рамках VII Международного культурного форума была принята стратегия развития деятельности музеев в РФ на период до 2030 года. У нашего музея также имеется концепция развития до 2022 года.
Будем работать над тем, чтобы наш музей был интересен для всех категорий посетителей.
— Сегодня любой может найти нужную информацию в интернете, соцсетях. Каким образом музей в этих условиях привлекает посетителей?
— Да, с помощью новых технологий, средств связи мы можем не только получить информацию о разных экспозициях, выставках, но и виртуально посетить их, изучить коллекции, фонды.
И несмотря на это, в последнее время число посетителей растет. Думаю, это связано с тем, что музейные учреждения предлагают качественные услуги, мероприятия для широкой аудитории, а также и с тем, что появилась мода на интеллектуальный досуг.
Хочу отметить среди множества инициатив главы региона ту, которая касается выходного субботнего дня для учащихся. В прошлом году все школы перешли на пятидневку. Каждая четвертая суббота месяца — тематическая. Если мы хотим, чтобы наши дети ходили в музеи, театры, на выставки, нужно это делать вместе с ними, делиться впечатлениями, эмоциями. Именно так прививается любовь к искусству, прекрасному.
Жители нашего города активно участвуют в акциях «Дар музею», «Листая старые альбомы». Молодой сибаец Арсен Хусаинов, к примеру, подарил музею старинный нагрудник с монетами начала XIX века, принадлежавший его бабушке. И таких бескорыстных дарителей у нас предостаточно.
Крупными проектами за последнее время стали издание научного сборника «Краеведческие записки Сибайского музея», конкурс научно-исследовательских работ среди учащихся 8-х — 11-х классов «Историческое и культурное наследие народов Республики Башкортостан», акции «Всей семьей в музей», «Кто куда, а мы — в музей». В последней приняли участие более 40 коллективов из 24 учреждений не только Сибая, но и соседних районов, всего около 800 человек.
Любимыми и зрелищными для горожан являются «Ночь музеев» и «Ночь искусств». Проводим различные конкурсы, квесты, выставки. Научные сотрудники находятся в постоянном поиске и ведут просветительскую работу, разрабатывают обзорные и тематические экскурсии, уроки-лекции со студентами местных вузов, практикуют выезды в районы с тематическими выставками, участвуют в экспедициях по сбору материалов.
Важным ресурсом для нас является наличие собственного сайта —
http://sibay-museum.ru. Активно используем потенциал социальных сетей. Не выходя из дома, можно совершить виртуальный 3D-тур по нашим залам.
Я мечтаю, чтобы музеи стали площадкой для гражданского диалога, реализации интересных выставочных проектов. Хочу, чтобы музей мог показать как можно большему числу посетителей историю, культуру башкирского народа, летопись нашего города. Будем надеяться, что следующий год будет посвящен музеям.