Все новости
Авто
7 Октября 2022, 11:15

Дави на газ

Башкирия среди лидеров по переводу автомобилей на экономичное топливо

У специалистов транспортной отрасли перевод автомобильного транспорта на газомоторное топливо и получаемый в результате экономический эффект уже не вызывают сомнений. Еще на заре его внедрения появлялись претензии, касающиеся падения мощности автомобилей, объемных баков, занимающих много места в багажнике, а то и на крыше. Но технологии не стоят на месте, и новациям нет предела — теперь уже автобусы «Башавтотранса», курсирующие по Уфе, не отличить — какие из них работают на солярке, а какие на метане.

Если заглянуть в историю, то выяснится, что первые автомобили работали как раз на газе. В 1872 году так называемый светильный газ впервые был использован как топливо для машины. В годы Первой мировой войны моторы на «самоходных тележках» тоже работали на природном газе. Бензин в те времена был не такой качественный, а потому газовое топливо обеспечивало большую мощность двигателей автомобиля.

Со временем все поменялось, повышение октанового числа у бензина помогло этому виду топлива вытеснить на транспорте газовое. Но все новое — хорошо забытое старое, поэтому человечество возвращается к истокам и в этой отрасли. Тем более, газомоторное топливо оказывается в разы дешевле. Грубо говоря, в этом его основное, если не единственное, преимущество. Конечно, если при этом учитывать экологические вопросы; здесь у газовых автомобилей только один конкурент — электромобили.

Но если у него одни преимущества, то почему в общем балансе автозаправок газовые занимают всего один процент? Тут как в старой истории с курицей и яйцом: продавцы топлива не горят желанием вкладываться в строительство сети заправок, потому что машин на газе все еще мало, а автомобилисты без энтузиазма переводят свои машины на этот вид топлива, потому что заправок не хватает. И здесь без вмешательства государства никак не обойтись.

Не будем говорить за всю Россию, но в Башкирии в последнее время оказывают много внимания развитию сети газомоторных заправочных станций, переводу автотранспорта на этот вид топлива. К примеру, власти республики активно участвуют в федеральной программе субсидирования строительства газовых заправок. Земельные участки под них предоставляются инвесторам без торгов. На сегодня в республике, по данным, приведенным в одном из постов в соцсетях главой Башкортостана Радием Хабировым, работает 41 газовая заправочная станция. До конца года планируется ввести в строй еще десять. По дорогам региона уже передвигается порядка 8,4 тыс. автомобилей, оборудованных газовой аппаратурой.

На недавно прошедшем в Уфе международном конгрессе «Транспорт и строительство» гендиректор «Башавтотранса» Надир Самиев отметил, что в ходе транспортной реформы в республике произошло увеличение количества автобусов, работающих на газомоторном топливе (ГМТ). Сейчас на предприятии 238 таких НефАЗов, вместе с купленными в этом году. До конца года ожидается покупка еще 35 «газовых» автобусов, а на следующий год — 50. Такой подход руководитель главного перевозчика республики объяснил вниманием к экологии, но в большей степени — существенной экономией средств.

По его словам, среднегодовое потребление газового автомобильного топлива на предприятии составляет порядка 15 млн кубометров. Если сравнить расходы на дизель и ГМТ, то получается, что «Башавтотранс» ежегодно экономит десятки миллионов рублей.

— При одинаковом пробеге НефАЗов на дизеле и ГМТ эффект от использования газомоторного топлива составил 11 процентов, — сказал Надир Самиев. — Это порядка 80 тысяч рублей эксплутационной экономии.

Но есть и минусы. В первую очередь, это слабое развитие сети газозаправочных станций в регионе. Несмотря на лидерские позиции республики в этом вопросе, их все еще мало, а потому такие автомобили используются только в крупных городах — поближе к заправкам.

— Мы бы хотели запустить маршруты на «газовых» автобусах в другие города республики, но заправок не хватает, они попросту не доедут до места назначения, — сказали «РБ» на предприятии.

Заместитель главы минтранса республики Александр Клебанов заметил, что до конца года таких заправок станет около пятидесяти, тенденция к увеличению их количества налицо. Уже сегодня Башкирия занимает первое место в стране по их числу и третье — в рейтинге регионов по уровню развития рынка газомоторного топлива. В ведомстве также подсчитали среднюю экономию на пробег в 100 км для автобуса. Получилось, что перевозчик экономит на каждом автобусе на таком расстоянии по 500 рублей.

Немаловажное значение в использовании ГМТ имеет и экологический вопрос. Директор одной из компаний, использующих такие авто, Игорь Зорин привел статистику: подсчитано, что только в Уфе применение машин на газовом топливе снизило количество вредных выбросов в атмосферу на 18 тыс. тонн. Не обошел он вниманием и такой аспект:

— Экономия в сравнении с дизелем на 10 автомобилей за год составила 8 млн 242 тыс. рублей, а на парк в 100 грузовиков — более 82 млн рублей, исходя из того, что топливо «съедает» у нас 40 процентов затрат.

Между тем

В рамках госпрограммы «Развитие энергетики» республика направит 58 миллионов рублей на переоборудование 2,4 тысячи транспортных средств под газомоторное топливо, включая общественный транспорт и коммунальную технику.

Об этом сообщил премьер-министр правительства региона Андрей Назаров.

Это плановый показатель на 2022-й, за прошлый год по той же программе в Башкирии переоборудовали больше тысячи транспортных средств.

— Природный газ в качестве топлива решает множество задач, в том числе социального характера, среди которых и сдерживание тарифов на муниципальные пассажирские перевозки, и снижение затрат на горючее в семейном бюджете, и стабилизация цен на повседневные товары, — прокомментировал Андрей Назаров.

Динамике перевода транспорта на газ мешает недостаток газовых заправок, подчеркнул исполняющий обязанности министра транспорта и дорожного хозяйства республики Виктор Жульков.

— В муниципальных районах и городских округах не переводят транспортные средства на метан из-за отдаленности или отсутствия газовых заправок. Целесообразно строить и развивать сеть ГЗС не только в городах, но и в удаленных районах, что позволит снизить зависимость данных районов от поставок бензина и дизеля, — отметил он.

Андрей Назаров поручил министерству ЖКХ до 30 декабря разработать порядок предоставления субсидий муниципальным образованиям на переоборудование имеющейся коммунальной техники для использования в качестве топлива компримированного природного газа. Минтрансу и минпрому поручено синхронизировать приобретение автобусов на газомоторном топливе и переоборудование прочей техники с планами строительства газозаправочных станций.

Автор:Ильдар АХИЯРОВ
Читайте нас: