С шестого класса он мечтал стать военным летчиком, покорять небесные просторы. Но не сложилось: медкомиссия выявила незначительный минус на одном глазу, и мечте пришлось сказать «прощай». Тогда он поступил в авиационный университет: желание быть поближе к авиации не оставляло.
Сегодня нашему герою, военнослужащему с позывным «Башкир» из села Тирлян Белорецкого района, 35 лет. Детская мечта, можно сказать, сбылась: он профессиональный военный, капитан воздушно-десантных войск с орденом Мужества на груди. С первых дней на СВО, участник знаменитой операции «Гостомельский десант», то есть уже понятно, что самый настоящий герой. После второго тяжелого ранения его комиссовали, отправили домой. Но он, как и положено герою, не сдался и не опустил руки: на базе одного из предприятий вместе с единомышленниками налаживает сейчас производство кровоостанавливающих жгутов. Там, на передовой, они жизненно необходимы ребятам.
— Получив даже небольшое ранение, боец может попросту «вытечь», то есть потерять слишком много крови. Вот мы и займемся нужным делом: руки-ноги у меня целы, могу поработать на общее дело. Не в такое время живем, чтобы зацикливаться на своих болячках и проблемах, — говорит он.
В авиационном университете он проучился три курса и понял: не то. Взял академотпуск, сразу же направился в военкомат. Казалось бы, тяготы армейской службы должны были заставить студента одуматься, но получилось наоборот: в армии ему понравилось. Тем более что попал в воздушно-десантные войска — армейскую элиту.
— Да, было сложно, и даже очень, — признается он. — Но, как говорится, все, что не убивает, делает нас сильнее.
Отслужив, в университет он больше не вернулся. Выдержав конкурс в 35 человек на место, стал курсантом Новосибирского высшего военного командного училища, откуда позже перевелся в Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище — расставаться с тельняшкой никак не хотелось. Окончил его с золотой медалью.
— Учеба давалась легко, — вспоминает десантник. — Я с детства занимался спортом, готовился к военной службе, да и в армии закалился. У нас шутили, что для учебы в Рязанском десантном училище достаточно иметь «спинной мозг», то есть крепкий внутренний стержень. Уверен, и сегодня многие молодые ребята мечтают туда попасть.
Им хочу сказать: самое важное — дисциплина и физическая подготовка. Успеваемость, конечно, тоже важна, но из-за академических проблем исключались единицы, а вот за нарушения дисциплины — несравненно больше. Очень повезло с преподавателями: нас обучали заслуженные люди, прошедшие не одну горячую точку. Мы даже совершили массовое десантирование на дрейфующую во льдах станцию «Барнео» в районе Северного полюса — впервые в истории современной России. Условия — экстремальные, приходилось погружаться в воду, за что я получил сертификат подводника международного образца.
После училища он продолжил службу в 45-й отдельной гвардейской бригаде специального назначения ВДВ, которая в этом году отметила свое 30-летие. Министр обороны Андрей Белоусов, кстати, подчеркнул, что личный состав подразделения «…служит образцом мужества, воинской доблести и профессионализма».
За участие в боевых действиях в Сирии наш герой был награжден медалью «За отвагу». Когда объявили о начале специальной военной операции, он уже находился там.
Участвовал в знаменитой операции «Гостомельский десант» — той самой, с которой, собственно, и началась СВО: утром 24 февраля 2022 года бригады ВДВ высадились на территории аэропорта Антонов в поселке Гостомель Киевской области и удерживали его до прихода подкрепления, обеспечив быстрый прорыв российских войск практически к самому Киеву. Подвиг десантников стал живой легендой.
— Всех деталей не могу раскрывать, но одно скажу: операция в Гостомеле была тщательно спланирована, как это принято в спецназе. Даже самые незначительные, на первый взгляд, моменты готовились тщательно. Командиры прислушивались к каждому мнению. Нас спасли сплоченность, слаженность действий и профессионализм бойцов и командиров, — рассказывает «Башкир». — Наше подразделение обеспечивало собственную безопасность при высадке самостоятельно. При этом был строгий приказ — не трогать гражданские объекты и мирных жителей. Все прошло четко и слаженно, операцию провели блестяще. Впоследствии украинская сторона подвергла наши позиции массированным ракетно-бомбовым ударам, бои длились четыре дня, до подхода основных сил Российской армии в этом районе. Но мы выстояли.
Сколько их было — переделок, из которых, казалось, выбраться живым невозможно. Однажды его отряд попал под обстрел и был вынужден отступить, но боевую задачу все-таки выполнил. Под командованием «Башкира» бойцы сумели эвакуировать раненых с линии огня, не попав в окружение.
— Как в мирной жизни, так и на передовой среди бойцов встречаются разные люди — и хорошие, и плохие, и трусы. Они есть везде, но только не в нашем подразделении! Это действительно элитная бригада, туда попадали только те, кто прошел жесткий отбор. Возможно, поэтому работать было легко. Мы всегда действовали как единый организм, с сильным чувством товарищества. Уверенность в каждом члене команды определяла итог операции. Хотя нам поручали самые сложные задачи, мы чувствовали себя в безопасности, потому что доверяли друг другу. Мне очень нравится выражение, которое у нас часто повторяли: «В критические моменты ты не поднимешься до уровня своих ожиданий, а упадешь до уровня своей подготовки». Залог успеха — это личная подготовка и слаженность действий, — рассуждает капитан.
Он признается: и сейчас был бы там, рядом с боевыми товарищами, если бы не состояние здоровья. Увы, после второго ранения и очередной военно-врачебной комиссии службу пришлось покинуть.
— Чувство патриотизма в полной мере приходит с возрастом и опытом, — считает «Башкир». — Там, на фронте, увидев зверства неонацистов, я окончательно осознал, что наше дело правое. И потому мы просто не имеем права, не можем не победить. Нельзя оставлять такие вещи безнаказанными, иначе перестанем уважать себя.
Патриотизм должен закладываться еще в школе, но, к сожалению, многое в этой части было упущено.
Сам он вырос в многодетной семье, детство выпало на трудные 90-е годы. Родители — простые рабочие, особого достатка в доме не было, однако семья всегда была очень дружной. В роду были участники Великой Отечественной войны, и патриотизм для младших поколений не был пустым словом. Фильмы о войне здесь смотрели всей семьей. Да и школа вносила свою лепту: на уроках начальной военной подготовки ребят обучали азам защиты Родины, знакомили с основными видами стрелкового оружия.
Несмотря на свою суровую профессию и перенесенные испытания, наш собеседник — человек открытый и жизнерадостный, лицо его не покидает улыбка.
— Знаете, пока живешь под мирным небом, не замечаешь, как светит солнце и какая зеленая трава в дождливый год — это проходит мимо сознания, — делится он сокровенным. — Но СВО меняет восприятие. Я научился любить жизнь во всей ее полноте, радоваться каждому моменту. Стал по-настоящему дорожить семьей. Раньше для меня на первом месте была только служба, а теперь я радуюсь каждому мгновению, проведенному с женой и детьми.
Он постепенно возвращается к мирной жизни. Поначалу создал было патриотический клуб в Иваново, но быстро понял, что его место здесь, в родной республике.
Приехал, осмотрелся, нашел себе посильное дело. К тому же родители уже немолоды.
— Не понимаю тех, кто в такое время живет своим мирком, оставаясь равнодушным к происходящему. Но таких немного. У нас действительно удивительный народ, который умеет сплачиваться в тяжелые времена. Смотрю и восхищаюсь: женщины после работы торопятся в клуб плести маскировочные сети, пожилые люди из своих скромных пенсий выделяют деньги на гуманитарную помощь. Спасибо всем и низкий поклон! Поверьте, для ребят там, «за ленточкой», очень важна поддержка тыла. И очень важно поддержать тех бойцов, кто возвращается с инвалидностью, серьезными увечьями. Нужно сделать все, чтобы они не чувствовали себя брошенными, не теряли вкус к жизни. У них должна быть и возможность работать, и достойная пенсия, — считает «Башкир».
Кстати, в качестве почетного гостя и ветерана СВО он был приглашен на церемонию инаугурации главы Башкортостана Радия Хабирова.
О чем теперь мечтает капитан-десантник, спрашиваю напоследок. Он по-военному четко отвечает:
— Мечта такая — чтобы все цели СВО были достигнуты на лучших условиях для нашей страны и чтобы все наши бойцы как можно скорее вернулись домой, к своим самым дорогим и любимым людям.
В Башкирии продолжается набор в ряды добровольцев. Информацию о поступлении на службу можно уточнить по номерам:
117 (единый справочный номер), 122 или 8 (347) 218-19-19, 8 800 550 5525 (ситуационный центр), 8 (347) 248-29-31 (пункт отбора), а также на сайте Башбат.рф.