Все новости
Время героев
12 Июня , 11:15

Крымские каникулы

С плюшевым мишкой в машине по Уфе колесит сказочная героиня, объединяя людей для хороших дел

Ринат РАЗАПОВ  «Я не одна, нас много. Поэтому у нас все получается», — утверждает Ольга Вязовая.
«Я не одна, нас много. Поэтому у нас все получается», — утверждает Ольга Вязовая.Фото:Ринат РАЗАПОВ

В мае она три недели провела в Крыму, в селе Воинка. Взяла на работе отпуск, села в поезд до Джанкоя, дальше — на такси. Там, в Воинке, базируется волонтерский центр «МыЗаСВОих», который организовала ее подруга Алла, незадолго до начала спецоперации переехавшая из Уфы в Крым. Алла там, Ольга тут — и вот уже который месяц собранная этим тандемом «гуманитарка» десятками тонн уходит на передовую, в подшефные госпитали, поезда, эвакуирующие раненых в тыл.

Носки от бабушки

— Год, — уточняет Ольга. — Год, как это стало моим образом жизни.

Ольга Вязовая — это имя нашим читателям наверняка уже знакомо. Маскировочные сети, которые журналисты «РБ» плетут без отрыва от репортажей и прочей газетной текучки, появились в стенах редакции благодаря ей: она привозит сырье и забирает готовую продукцию, тут же отправляя ее по месту назначения. Семь сетей, изготовленных за полтора месяца в редакции, плюс еще 56, которые сплели в другой, более давней точке, — это лишь одно из множества направлений созданной ею группы «МыЗаСВОих.Уфа». Здесь мастерят блиндажные свечи и сухой армейский душ, собирают вещи и продукты для бойцов, обеспечивают необходимым девять подшефных госпиталей, поставили на поток производство стерильных тампонад, мгновенно откликаются на любой запрос, поступающий непосредственно с передовой. В составе очередного гумконвоя, недавно отправленного на фронт республикой, три фуры снарядили Ольга и ее команда. Если посчитать всех, кто помогает, получится больше тысячи человек.

— Все началось с сухого душа: Алла позвонила и сказала, что в жару у бойцов на него очень большой спрос. Мы собрались с друзьями, распределили, кто что делает, и вечерами занимались каждый у себя дома, кому-то дети помогали. Я тогда и вообразить не могла, во что это выльется, — говорит Ольга.

Лично для нее отправной точкой всей этой истории стало случайно попавшееся на глаза объявление в соцсетях: требуется гумпомощь, собирает комитет защиты граждан и военнослужащих. Она приехала узнать, что именно нужно, и вот там получила первую зарубку на сердце. Среди откликнувшихся на призыв была бабушка лет 85-90. Она с трудом двигалась, но пришла, принесла вязаные носки и сказала: вязала носки солдатам в Великую Отечественную, когда была девчонкой, и никак не думала, что на старости лет снова придется вязать для фронта. Ольгу словно пронзило: осознание, что надо быть рядом с бойцами, помогать, чем можешь, окончательно сформировалось в голове.

На работе они скинулись всем отделом, купили необходимое и привезли в комитет полный багажник гумпомощи. Потом еще один, успев к самой отправке. А там уже подоспела просьба заняться сухим душем, и помощь волонтерскому центру в Воинке мало-помалу превратилась в то, что сплотило, воодушевило и сделало по-настоящему близкими многих хороших людей в Уфе и за ее пределами.

— Зачем нужны такие центры? — объясняет Ольга. — Это оперативная связь между тылом и фронтом. Из Воинки нам сообщают, что на данный момент необходимо бойцам, мы тут же организуем сбор и отправляем — те же чайники, кастрюли, подушки, пледы. Причем откликаться на запросы надо очень быстро, ложка дорога к обеду. Иной раз отправишь большую партию и думаешь: сейчас склад пополним, какой-то запас будет лежать. Но Алла говорит: даже не рассчитывайте. Все, что отправляем, у нее заранее распределено, фуры прибывают, ребята с передовой сразу же перегружают вещи в свои машины и увозят, многое даже не заносится в помещение центра. Сети и стройматериалы, например, всегда в дефиците — сколько ни дай, все мало.

Недавно поступила заявка напрямую от бойцов: они поменяли позиции и попросили прислать хотя бы штук 20 сетей. При том, что плетут их всего пять мастериц, это пара месяцев напряженной работы, если не больше. А надо срочно, потому что речь идет о том, что спасает жизни. К счастью, на тот момент у Ольги были готовы к отправке в Воинку 16 сетей, их она и передала бойцам, рассудив, что им нужнее. Еще пять добавили дружественные волонтерские группы.

— Мы теперь собираем «гуманитарку» не только для центра в Воинке, но и по личным просьбам ребят, с кем там познакомились и подружились. Они могут позвонить, попросить о чем-то, как откажешь? — замечает Ольга.

Магия Рапунцель

В Ольге все не так, как мы привыкли. С виду ни дать ни взять Рапунцель — волосы до талии того же светящегося золотистого оттенка и наверняка с той же магией, иначе где бы она взяла столько сил. Ей бы для журналов позировать, а она — главный специалист отдела капстроительства на предприятии нефтяной отрасли. Технарь до мозга костей, организует ремонтно-строительные работы на серьезных объектах. И опять неувязочка: как найти время на волонтерство, работая в «нефтянке» с ее суровой дисциплиной? Она каким-то чудом успевает везде, благо начальство ее понимает и идеи патриотизма разделяет. Вот, правда, дом частенько остается без пригляда. А ей и вправду некогда: после работы она садится за руль и в компании с медведем — плюшевым, но очень серьезным, подаренным товарищем на счастье — колесит по своим нескончаемым волонтерским делам. Улыбчивая девчонка в камуфляжном, почти военном костюме. Стойкий оловянный солдатик.

— Я этот костюм купила перед поездкой в Крым. Если все сложится, на днях собираюсь туда снова: буду работать на удаленке и в свободное время помогать в волонтерском центре. Там очень не хватает рук, — делится она планами.

Ольга признается: майскую поездку в Воинку она не забудет никогда. В первый же день в волонтерский центр приехала медрота забирать гумпомощь для госпиталей — памперсы, коляски, еду. Ольгу поразили глаза медиков — сквозь бесконечную усталость в них читалась улыбка и какая-то внутренняя сила.

— Алла познакомила: вот как раз те самые девочки-волонтеры из Уфы, кто делает стерильные тампонады. У нас этим занимаются Уфимский медколледж и медико-генетический центр, а со стерилизацией помогает Демская больница. Технология уже отлажена, мы покупаем для них марлю по тысяче метров в рулоне, и пять-шесть рулонов в месяц они перерабатывают. И вот, увидев нас, медики раскрыли объятия и бросились благодарить: вы, говорят, даже не представляете, какое огромное дело делаете, как разгружаете нас. Раньше они занимались этим сами, отработав смену. И мы тогда решили: любой ценой, но это направление будем продолжать, объявим сбор, найдем людей, но марле — быть. И действительно, желающие помочь всегда есть, огромное им за это спасибо, — рассказывает наша героиня.

«Окей» здесь не говорят

Довелось ей побывать и в шатрах мобильного полевого госпиталя, куда привозят раненых непосредственно из-за «ленты». Тяжело смотреть, какими попадают туда ребята. При этом злобы, депрессивных настроений, обиды на судьбу и окружающих ни у кого нет. Наоборот, столько теплых искренних слов в свой адрес девчата-волонтеры не слышали больше нигде. И каждый там четко понимает, за что пролил кровь. Мы бьемся с фашизмом, вот и весь сказ.

И еще одна крымская встреча оставила у нее в душе неизгладимый след. В один из дней, когда волонтеры возились на кухне — бойцы заезжают в центр поесть, помыться, постирать одежду, взять что-то из еды и вещей с собой, и в любой момент их нужно принять, — в дверь заглянул парень: можно занести вам «гуманитарку», мы с автопробегом. Ольга с товарищами вышли на улицу, а там машин — видимо-невидимо! На каждой наш флаг, из динамиков гремит «Катюша», дети и взрослые целыми семьями таскают коробки с продуктами и напитками.

— Это было… вот прям до слез! — не сразу находит слова Ольга. — Столько людей, и все как одно целое, все патриоты. Смотришь и понимаешь: не было в нашей истории такого, чтобы в трудное время народ не встал за свою страну. Это никуда не ушло, это у нас в крови. У меня дед воевал в Великую Отечественную, был ранен под Курском, танкист. На День Победы всегда надевал свои ордена, хотя про войну больше молчал. Мама с папой и душ сухой делают, и на свою пенсию умудряются покупать что-то для фронта. Таких семей очень много. Знаете, у меня после Воинки даже плейлист поменялся. Там другие песни слушают — про Россию, войну, наших ребят. В самое сердце. Я там ни разу не слышала ни иностранной музыки, ни даже американских слов в разговоре. Никто там не скажет «окей», все только по-русски.

Ольге пора бежать — обеденный перерыв на работе вот-вот закончится. Она встает, бросает взгляд на телефон и вдруг радостно ахает.

— А сети, представляете, уже доставлены — те, которые мы отправили в субботу, и с ними еще большой пластиковый куб для воды. Бойцы просили, чтобы душ себе сделать, а то они из тазиков моются. И вечером в Воинку прибывает гумконвой — с ним все в порядке, едет. Значит, будет сегодня ребятам радость.

С гордостью за Россию

Рафик ИХСАНОВ, Герой Российской Федерации, заслуженный военный летчик-снайпер РФ, полковник запаса, сопредседатель Общероссийского общественного движения «Ветераны России»:

— 12 июня была принята декларация о государственном суверенитете РСФСР. Для меня это тот патриотический праздник, который объединяет всех сограждан, людей всех национальностей, жителей всех регионов нашей страны.

В этот день, конечно же, нужно вспоминать тех, кто много сделал для своей Родины. Это личности, которые принесли много пользы для укрепления российского государства. В первую очередь хотелось бы сказать о замечательных представителях нашей республики. У нас 285 Героев Советского Союза, 39 полных кавалеров ордена Славы. Конечно, вспомним единственного в Башкирии дважды Героя Советского Союза летчика-штурмовика Мусу Гареева. Вспомним генерала Минигали Шаймуратова, командира легендарной 112-й кавалерийской дивизии. За подвиги в Великую Отечественную войну он награжден посмертно «Золотой Звездой» уже в наше время.

Мое становление как гражданина России проходило в школьные годы. Я очень много читал, и одним из моих кумиров был трижды Герой Советского Союза летчик Александр Покрышкин. Хотел быть похожим на него. Это также сыграло свою роль в выборе профессии, мечтал и поступил в военное училище. В 1987 году после окончания Саратовского высшего авиационного училища летчиков добровольцем попросился в Афганистан, где шли боевые действия. Позже мне этот опыт пригодился на Северном Кавказе, где уже стал командиром, обучал своих подчиненных. В 2000 году был удостоен «Золотой Звезды». Но это не только моя личная заслуга. Всегда говорил и повторю, что это общая награда моих сослуживцев.

Потому что воинская служба требует сплоченности, мужества, коллективных действий. Один в поле не воин. Самая главная награда для командира подразделения — это когда нет потерь или они минимальные. Мы отвечаем за каждого.

Сначала я удивлялся, как много добровольцев у нас в республике, они идут на СВО защищать интересы России. Потом вспомнил себя, когда мне было 20 лет, ведь я поступил точно так же. Такое число добровольцев для нашей страны очень характерно. Ведь сколько раз Россию хотели захватить, разделить, разграбить, уничтожить. Но ни у кого это не получилось. Уверен, и не получится. Никогда мы этого не позволим.

Моя малая родина — деревня Нижнее Аврюзово Альшеевского района. Для меня она очень дорога и важна. Стараюсь почаще туда приезжать. Район известен своими славными воинами, ковавшими победу в Великой Отечественной войне, а сегодня на СВО. Среди них и Алмаз Сафин, посмертно награжденный званием Героя России.

Помню, когда я был еще школьником, праздник 9 Мая всегда проходил рядом с воинским кладбищем в Шафраново, где во время войны находился эвакогоспиталь, сюда привозили раненых с фронта. 369 советских воинов со всей страны здесь захоронено. Мы чтим их память и должны передать такое же трепетное отношение будущим поколениям. Патриотическое воспитание молодежи у альшеевцев на высоте. Мои дети тоже знают, что такое любовь к Родине. Горжусь ими. Верю, что и внуки не подведут.

Александр ДАНИЛОВ  Это седьмая сеть, сплетенная в редакции «РБ». Сетей нужно много, а рук не хватает. Если и вы захотите примкнуть, это будет большая помощь, говорят волонтеры.
Это седьмая сеть, сплетенная в редакции «РБ». Сетей нужно много, а рук не хватает. Если и вы захотите примкнуть, это будет большая помощь, говорят волонтеры.Фото:Александр ДАНИЛОВ
Автор:Татьяна КРУГЛОВА
Читайте нас: