Со «Zмеем» мы познакомились, когда он приезжал в отпуск домой в Кармаскалы. Старшего лейтенанта и всю его штурмовую группу премировали таким образом за удачно проведенную операцию. Таких отмеченных командованием боевых эпизодов было немало. Поэтому нет ничего удивительного в том, что старший сержант «Zмей» уже дослужился до офицера и стал ротным.
— Когда вышел приказ президента России о мобилизации, я, как в свое время отслуживший в армии, начал ждать повестку, — рассказывает боец. — Хорошую школу прошел во время срочной службы в морской пехоте на Тихоокеанском флоте.
Это универсальные войска: они и на суше, и на воде, и в воздухе. Служил в 1995 — 1997 годах. Офицерский состав в армии был тогда очень крепкий, передали нам все свои знания. Вернулся на гражданку старшим сержантом, заместителем командира взвода. Но на момент начала СВО мне уже было 45 лет. Я был лично знаком с главой района, потому обратился к нему напрямую: попал ли в список мобилизованных? Оказалось, нет. Но буквально за сутки до отправки мне позвонили из администрации: без тебя не справимся! За день собрался в дорогу и прибыл в военкомат. Провожали меня жена и дочери.
По специальности я техник пожарной безопасности и охраны железнодорожных путей. Работал начальником подразделения на железной дороге. Позже занимался диагностикой и ремонтом автомобильных систем управления.
— Как началась служба на СВО?
— Когда наш полк еще только формировался на базе танкового училища в Казани, меня назначили старшиной роты. В этой должности служил до мая прошлого года. Потом получил приказ собрать группу из ребят, проверенных в экстремальных ситуациях. Два месяца работали в обороне на передней линии. Наш взвод называли бесстрашным. В июле пришло назначение на должность командира взвода и мне присвоили звание младшего лейтенанта. В сентябре прошлого года стал командиром роты. Затем к нам из разных подразделений полка перевели людей — не только из Башкирии, но и из других регионов — есть красноярские, новосибирские, иркутские, свердловские, челябинские, пензенские ребята.
Пришли и контрактники. В декабре меня назначили командиром сформированной роты, и я стал лейтенантом.
— Как оцениваете подготовку подчиненных?
— В целом на четыре с плюсом, если учитывать, что перед нами ставят серьезные задачи. Мы мобилизованный полк, такого больше нет. Кадровые военные на нас сначала смотрели снисходительно. Но постепенно все ребята стали настоящими бойцами. В нашем полку мы стали первыми, кто подготовил штурмовиков. Я так привык: получаю приказ и никогда его не обсуждаю, надо выполнять.
— Вы награждены медалями Шаймуратова, «За боевые отличия». А сначала за личное мужество и профессионализм вы получили медаль Суворова. Расскажите об этом боевом эпизоде.
— Зимой прошлого года наша рота стояла на переднем крае, полк отвечал за территориальную оборону. Ротный и несколько бойцов получили ранения. Их мы сразу эвакуировали. Рота осталась без командира. Мне как старшине нельзя было принимать командование, но офицерам на тот момент тоже не хватало опыта. Поэтому неофициально я принял командование на себя. Отразили несколько атак подряд. Не дали противнику пройти в тыл.
Как позже написали об этом в сводке, боец «решительно и умело руководил действиями взвода в ходе боестолкновения с противником. Во время наступления противника грамотно распределил силы и поставил огневые задачи. В результате за сутки взвод отразил восемь атак».
— Тогда ваш взвод понес потери?
— Взвод — нет. А рота, к сожалению, да. С декабря 2022 по 17 мая 2023 года мы потеряли двоих. Потом, к сожалению, это число увеличилось.
— Гуманитарная помощь из республики до вас доходит?
— Конечно. Гумконвои из республики идут до Красного Луча. Оттуда нам привозят груз. Из администрации Кармаскалинского района к нам тоже приезжали. Обмундирование, теплую одежду и обувь выдают даже чаще, чем положено. Земляки присылают тепловизоры, приборы ночного видения, БПЛА. Да и сами бойцы скидываются на необходимые технические средства. Для моего подразделения Кармаскалинский район выслал уже третью машину. Сейчас еще один внедорожник «УАЗ-фермер» пришел, грузопассажирский.
Присылают окопные свечи, маскировочные сети.
Я человек общительный, познакомился с волонтерами из других регионов. Например, движение «Сила тыла» из Иркутска, «Чебурашки тыла» из Ростовской области доставляли необходимые предметы обихода.
Из Татарстана высылают средства радиоэлектронной связи. Вся помощь распределяется по подразделениям. Здорово помогают. Без этого нам было бы очень трудно.
Когда на переднем крае были, согревались теплом печек, изготовленных в нашем районе. Инструменты, генераторы привозят, они очень востребованы. Изначально мы пользовались газовой инфракрасной горелкой. Баллона хватало на пять-шесть дней.
— За что вас премировали внеочередным отпуском?
— Дважды был в отпуске в прошлом году. В краткосрочные командировки по службе приезжал. А третий отпуск получил в качестве поощрения. В январе было крупное наступление по всем направлениям. Командующий округом и командир 428-го мотострелкового полка поставили перед нами боевую задачу. Мы первые вышли на штурм. На полкилометра выдвинулись, выбили врага и заняли позиции. И удерживали их до подхода основных сил. Операция длилась в течение двух суток. После успешного выполнения этого задания командир полка премировал весь взвод отпуском вне очереди с добавлением пяти дополнительных суток.
— Чем запомнился отдых?
— Мы с семьей двадцать лет жили на станции Карламан и давно хотели переехать в райцентр. Приобрели новый дом летом прошлого года и вот справили новоселье. Отметили двадцатилетний юбилей совместной жизни, и у супруги день рождения был. Так что очень насыщенный событиями получился отпуск.
В каждый приезд домой обязательно бываю в учебных заведениях. Был на встрече в кармаскалинской гимназии № 3, где работает жена. В этот раз привез ребятам сухпаек — индивидуальный набор питания военнослужащего. Показал им, из чего он состоит, все рассказал. Детям было очень интересно.
Если старшеклассники уже сдержанно, по-взрослому себя ведут, то мальчишки и девчонки из начальной школы — открытые души. В прошлом году приходил к ним на встречу. Так ребята просто завалили вопросами!
Общался и с призывниками, которые проходили медкомиссию в военкомате. Думаю, многие из них станут хорошими бойцами. Земляки постоянно расспрашивают о ситуации на СВО. Конечно, там совсем другой мир. Многие даже не понимают, какой он. Ведь все очень серьезно. Рассказываю все как есть, правду говорю. И многие принимают решение служить по контракту. Сразу скажу, лучше, если у ребят будет армейская подготовка. Вот к нам пришли бойцы, которые в армии не служили по состоянию здоровья. А сейчас получается, что порой не могут выполнить боевую задачу.
Но в любом случае, на СВО люди проявляют все свои сильные стороны. Достойных бойцов очень много.
В Башкирии продолжается набор в ряды добровольцев. Информацию о поступлении на службу можно уточнить по номерам:
117 (единый справочный номер), 122 или 8 (347) 218-19-19 (ситуационный центр), 8 (347) 248-29-31 (пункт отбора).