Не хочу принижать бойцов других подразделений, ни в коем случае! Каждый на фронте — герой, каждый рискует самым драгоценным, что есть, — жизнью, но даже сами участники боевых действий в разговорах с кем бы то ни было уважительно подчеркивают, что именно бойцы штурмовых бригад всегда там, где опаснее всего.
Наш сегодняшний герой с позывным «Тага» — боец специального добровольческого штурмового подразделения минобороны «Шторм Z». Бойцов туда набирают в том числе из тюрем и исправительных колоний. Говорят, много тех, кто в свое время оступился и полон решимости реабилитироваться досрочно, вернуть уважение к себе, искупить вину, что называется, кровью, с оружием в руках. Но в рядах штурмовиков не только они. Комплектуется специальное подразделение комбинированным способом, в том числе из мобилизованных и добровольцев. Представлены разные рода войск. Как сообщает минобороны, штурмовой отряд «Шторм Z» создан для прорыва наиболее сложных и эшелонированных участков обороны ВСУ. В чем-то подразделение похоже на ЧВК «Вагнер», куда тоже набирали в том числе заключенных. Но в отличие от частной военной компании, «Шторм Z» всегда подчинялся непосредственно министерству обороны.
«Штормовцы», добавляет «Тага», работают на короткой дистанции, когда до противника, что называется, рукой подать. Они зачастую идут впереди кадровых войск.
Отца у «Таги» не стало уже давно. Был брат, но он погиб еще в 90-х. «Тага» окончил школу, затем местное профтехучилище. Отслужил в армии в железнодорожных войсках. Одно время работал машинистом тепловоза. Мог бы не лезть в пекло специальной военной операции, остаться в стороне. Не мобилизовали, не такой уж молодой — 43 года. А он подписал контракт и ушел воевать.
Чему учат штурмовиков? Как оказалось, тому же, что и остальных, правда, есть своя специфика.
— Отрабатываем тактические приемы перемещения в ходе стрелкового боя, подавление огневых точек и позиций снайперов при помощи разных видов оружия, технику штурма опорных пунктов да и много чего другого, — рассказывает боец. — Иной раз ставят настолько сложную задачу, что она кажется невыполнимой. Например, идти напролом на штурм опорного пункта. Часто приходится работать в темноте. Сделал дело, и нужно быстренько уходить, иначе по тебе начнет работать артиллерия или снайперы. Страшно? Кто говорит, что на войне не страшно, — не верьте. Страшно всем. Но ты должен преодолеть это чувство. Нужна холодная голова и, скажем так, нетрясущиеся руки и душа, иначе точно погибнешь. Не за понюшку табака погибнешь, безо всякой пользы своим браткам. В то время как другие подразделения отвлекают внимание противника, мы переходим в наступление и проникаем в самое логово врага. Приходится быть начеку и ночью. Нужно всегда помнить, что война сейчас совсем другая, у врага есть тепловизор, и он сразу тебя вычислит. Требуется все делать быстро, четко и слаженно. Но одно дело занять вражеские позиции, и совсем другое — удержать их до подхода основных сил, когда враг очухался и очень на нас зол. Это намного сложнее.
Там, «за ленточкой», идет война технологий, говорит «Тага». Беспилотники, квадрокоптеры, внезапные налеты, бомбардировки, вездесущая разведка, ты все время как на ладони... Над головой постоянно омерзительно жужжит, и бойцы, приезжая домой, долго не могут привыкнуть к тишине, насытиться ею. Все время кажется, что это лишь краткий перерыв перед артобстрелом. Только человек, который видел войну, в полной мере осознает, как это восхитительно, когда над головой спокойное, тихое небо и ни одна… (тут у рассказчика вырывается непарламентское выражение) не выцеливает тебя сверху.
— Нашим бойцам приходится очень серьезно относиться к строительству укреплений, — продолжает он. — Зарываешься в землю, как крот. Иначе никак. Используем все доступные средства в несколько слоев: мешки, ящики с камнями, бревна... Только так можно спастись от дронов-камикадзе. Если он доберется, спасения уже не будет.
В августе нашему герою пришлось участвовать в боях на одном из самых сложных тогда участков — запорожском. Хотя на передовой он провел не так много времени — шесть месяцев, бывали дни, которые смело можно было бы посчитать за год. Дважды за это время успел побыть «трехсотым», то есть раненым. Первый раз в августе, второй — в декабре. Летом 2023 года командир «Шторма Z» отчитывался о больших потерях, которые понесли ВСУ в боях на направлении Орехово — Работино в Запорожской области. Вот тогда «Тага» и получил свое первое ранение.
— Наступали. В очередной раз штурмовали опорный пункт. Очень тяжелый бой, больше половины роты полегло, — ему очень сложно вспоминать те дни. — Каждый из ребят будто живой стоит перед глазами. Воинская дружба совсем другая, настоящая — каждому из ребят доверяешь спину.
«Тага» чудом тогда остался жив. Кассетная бомба разорвалась буквально рядом, осколком посекло ногу.
Во второй раз его ранило в руку. Во время очередной штурмовой операции в декабре. Рука практически отнялась. Недавно он вернулся из донецкого госпиталя. Пока в Уфе, ходит по врачам. Требуется серьезная операция, задет локтевой нерв.
— Если все будет нормально, удастся вылечиться, то снова отправлюсь к ребятам, я там нужен, — без колебаний заявляет он. — Знаете, там мировоззрение полностью меняется, ты весь становишься совершенно другим. То, что еще недавно казалось таким важным — деньги, понты и прочая дребедень, напрочь теряет смысл, зато многое из того, на что раньше не обращал внимания, открывается в истинном свете. Именно там осознаешь, что значит защищать Родину. На передовой это не просто слова: ты здесь и сейчас лично отвечаешь за то, чтобы враг не прошел, никогда не дошел до наших домов. И вот там по-настоящему начинаешь ценить жизнь, семью, родных. В зоне СВО все время думал о сыне: я пошел туда, чтобы ему и его ровесникам никогда не пришлось бегать под пулями, терять боевых товарищей…
…Прямо-таки удивительно, как точно невоевавший Высоцкий передал то, что двигало и движет солдатами как 80 лет назад, так и сейчас:
«А я для того свой покинул окоп,
Чтоб не было вовсе потопа».
В Башкирии продолжается набор в ряды добровольцев. Информацию о поступлении на службу можно уточнить по номерам:
117 (единый справочный номер), 122 или 8 (347) 218-19-19 (ситуационный центр), 8 (347) 248-29-31 (пункт отбора).
Также можно прийти в ближайший офис МФЦ «Мои документы» или в пункт отбора военного комиссариата в Уфе по адресу: Революционная, 156.
Кроме того, заявки принимаются через Госуслуги, чат-бот в Телеграм https://t.me/contractRBBot и официальный сайт https://башбат.рф.