Все новости
Время героев
26 Июля 2023, 11:15

Тимур и его команда

О том, как ветеран-афганец стал командиром гуманитарного конвоя

семейный архив Тимерьяна РАЖАПОВА Тимерьян Ражапов (слева) и его сын Динислам (в центре) в студии телеканала «Луганск-24».
Тимерьян Ражапов (слева) и его сын Динислам (в центре) в студии телеканала «Луганск-24». Фото:семейный архив Тимерьяна РАЖАПОВА

Писатель Аркадий Петрович Гайдар написал в 1940 году повесть про доброго, справедливого и решительного мальчика Тимура. Он собрал команду для помощи людям, попавшим в трудную ситуацию. После этого долгие годы повесть была настольным пособием для многих участников тимуровского движения, получившего развитие почти во всех школах нашей страны.

Тимер — железный

Тимерьян Ражапович Ражапов тоже читал в детстве эту книгу. И на всю жизнь усвоил, что людям надо помогать. Особенно тем, кто в этом нуждается. Родился и вырос он в деревне Чингизово Баймакского района. Сверстники звали его Тимуром. С тех пор имя за ним и закрепилось. В школе Ражапов успевал по всем предметам, но особенно любил уроки труда. Благодаря отцу-трактористу, досконально изучил устройство машины. И уже в девятом классе получил права на профессиональное управление техникой.

Восемнадцатилетним юношей в ноябре 1986 года Тимура призвали в армию. После учебного центра он, как и все курсанты, вызвался служить в Афганистане. Когда их самолет приземлился на афганской территории, первое, что увидел Ражапов, — высокие горы вокруг и клубки колючек, которые гнал по полю сильный ветер.

Его определили в девятую роту мотострелкового полка механиком-водителем бронетранспортера. Кроме него в экипаже командир и пулеметчик. Со своим БТРом Тимерьян, можно сказать, сроднился. Каждую свободную минуту возился с ним: что-то смазывал, подтягивал, протирал. Не удивительно, ведь железо с башкирского переводится как «тимер». По утрам он подходил к машине, нежно гладил и здоровался: «Саумы, Тимер!» («Здорово, железный!»). И ему казалось, тот отвечал: «Рахмат, айбат!» («Спасибо, хорошо!»).

Однажды девятая рота получила задание: передислоцироваться на новый рубеж и ждать указаний. Мчались по бетонке на большой скорости, чтобы не попасть под обстрел «духов». Ражаповский БТР шел во главе колонны, за ним еще одиннадцать машин. Вдруг с небольшого пригорка слева раздались выстрелы. Решение пришло мгновенно: не сбавляя скорости, водитель направил машину прямо на пригорок. Душманы не успели опомниться, как БТР оказался в их расположении. Пулеметчик дал длинную очередь поверх голов троих ошалевших моджахедов. «Шайтан! Шайтан!» — завопили они и бросились врассыпную. Тимерьян повел машину дальше, вдогонку за уходящей ротой. Смелость города берет. И в этот раз отчаянный поступок водителя Ражапова спас роту БТР от большой беды.               А прозвище «шайтан» так и прилипло к Тимуру. Когда он слишком давил по газам, командир говорил: «Ну ты, шайтан, полегче».

От службы к службе

После армии Ражапов вновь оказался на передовой. Не раздумывая, пошел служить в милицию. В 2003 году окончил Уфимский юридический институт МВД РФ. Начинал службу у себя на родине, в Баймаке. Затем в его жизнь вошла Чечня, так же прочно, как Афганистан. В 2005 году Ражапов приехал в командировку в Урус-Мартановский район в составе сводного отряда МВД Башкирии. Пробыли там полгода. Много ездили по республике, боролись с остатками бандформирований, сопровождали местных участковых, дознавателей, выезжавших на расследование преступлений, охраняли разные объекты. К счастью, тогда обошлось без людских потерь. Потом еще не раз ему доводилось приезжать в Чечню, и  бывало всякое.

А в 2011 году капитан милиции Тимерьян Ражапов по собственному желанию оставил службу и уволился в запас. Не по душе пришлось переименование милиции в полицию. Ветераны-афганцы избрали его председателем Башкирского союза ветеранов боевых действий.

Башкиры — любимые гости

В 2015 году с единомышленниками решили собирать и доставлять гуманитарную помощь населению непокоренных Донецкой и Луганской народных республик. Больше сроднились с луганскими жителями. Скорее всего потому, что в тех краях в годы Великой Отечественной войны воевала 112-я Башкирская кавалерийская дивизия под командованием легендарного генерал-майора Минигали Шаймуратова. Как теперь известно, там, на окраине поселка Штеровка, наш герой и погиб.

По инициативе Ражапова и его команды, которую поддержали депутаты народного совета ЛНР, в 2022 году в поселке Штеровка состоялось открытие мемориала с участием главы Башкортостана Радия Хабирова. Таким вот неожиданным образом Тимерьяну и его товарищам довелось прикоснуться и к истории Великой Отечественной войны.

Начав однажды, он уже не мог остановиться. Да и как тут остановишься, если обстрелы луганской земли, на которой гибнут россияне, продолжаются до сих пор. Такой же настрой был и в его команде. На сегодняшний день они уже более 50 раз побывали в этой многострадальной республике. В начале 2015 года привезли в город Петровское военную форму и необходимые бытовые принадлежности для ополченцев роты минометчиков народной милиции. Недавно отвезли груз по просьбе местной больницы города Красный Луч, а также канистры для питьевой воды, бутилированную воду.

Башкир, как называют участников гуманитарного конвоя местные жители, постоянно приглашают в ЛНР на встречи со школьниками, на церемонии возложения цветов к местам гибели российских журналистов и ополченцев. В 2016 году в Луганске состоялся песенный фестиваль, своего рода эхо пятого международного фестиваля «Опаленные строки». Но с особенным нетерпением ждут приезда команды Тимура луганские дети. Поездки под лозунгом «Новогодние подарки — детям Луганской Республики» стали уже традиционными.

Осколок на память

Не успевает Ражапов вернуться из очередного гуманитарного рейса, как уже продумывает детали следующего, начинает сбор посылок. Дорога знакомая, команда надежная, техника проверенная. Но иногда случаются и неприятные сюрпризы.

В одну из недавних поездок их колонна приближалась к Лутугино — небольшому поселку городского типа, расположенному сразу за луганской границей. И тут неожиданно по машинам забарабанил крупный железный «дождь». Команда выскочила из кабин и попряталась под транспорт. Как человек, прошедший две войны, Ражапов сразу смекнул: это осколки ракет! Оказалось, что российская система ПВО отразила ракетную атаку врага и на землю посыпались остатки ракет. Никто не пострадал. Только на кабинах автомашин и брезенте остались царапины, вмятины и порезы. Друзья взяли на память по осколку уничтоженного «хаймерса» и пожелали укронацистам, чтобы их страна рассыпалась так же, как запущенная ими ракета. Рейс продолжился, и через пару часов наши ребята прибыли в конечный пункт.

Каждая поездка требует мер особой предосторожности. Враг старается выявить колонны с гуманитарным грузом еще в дороге и во что бы то ни стало помешать им добраться до цели. Поэтому передвигаться колонне приходилось в основном в темное время суток. Да и члены команды Тимура в дороге ведут переговоры меж собой только по позывным: «Комбриг», «Директор», «Кочевник», «Медик», «Танкист» и другие.

Не время отдыхать

Ражапов не любит рассказывать о себе, тем более о своих успехах. Поэтому немногие знают, что за организацию многолетних гуманитарных благотворительных рейсов в Луганскую Народную Республику указом главы Башкортостана он награжден орденом Дружбы народов. А недавно Тимерьяна Ражапова избрали членом Общественной палаты Республики Башкортостан. Кстати, у него есть награды как за Афганистан и Чечню, так и за освобождение Донбасса, несмотря на то, что в боевых действиях в ЛНР и ДНР он не участвовал. Хотя каждую поездку на территорию теперь уже новых российских регионов можно считать командировкой на передовую.

Во время нашей недолгой беседы я поинтересовался у Тимерьяна Ражаповича, почему он такой неугомонный, ведь можно было бы спокойно отдыхать после непростой службы в армии и правоохранительных органах. Он лишь пожал плечами.

— Наверное, память об Афгане дала о себе знать. Мы там тоже оказывали гуманитарную помощь населению: ездили по кишлакам, раздавали рис, муку, тушенку, обувь. Поэтому, когда вышел на пенсию, решил собрать команду и помогать людям, попавшим в беду, сиротам, инвалидам. Нам говорили, что мы не справимся, что это очень трудно. Пока справляемся. Просто нужно много работать, тогда все получится, — пояснил собеседник. — Когда я впервые приехал в Луганскую Народную Республику и увидел сожженные дома, следы от пуль и снарядов на стенах, разбитые школы и больницы, у меня сердце сжалось. От боли за этих людей, за детей, которых лишили детства. И я себе поклялся: буду им помогать всем, чем смогу.

Сейчас, во время специальной военной операции, многочисленные нити помощи бойцам и жителям воюющих республик протянулись со всех сторон необъятной России. Но Тимур и его команда были первыми, подавшими пример настоящего гуманизма и человеколюбия. И продолжают это делать.

Пока этот материал готовился к публикации, ребята собрали и доставили гуманитарный груз по новым адресам: нашим землякам-добровольцам прямо в зону боевых действий. Все, что требуется для победы!

P.S.

Команда Тимура пополнилась еще одним бойцом. В очередной рейс с ними выехал младший Ражапов, Динислам, который в этом году окончил восьмой класс Башкирской республиканской гимназии. Он уже посетил мемориальный комплекс «Высота бессмертия», братскую могилу башкирских конников, а также побывал в Петровской 22-й школе имени Минигали Шаймуратова, где приобрел много друзей. Телеканал «Луганск 24» пригласил отца и сына Ражаповых на программу «Круглый стол», где гости рассказали о своей гуманитарной миссии. Стоит отметить, что Динислам совершенно не тушевался перед камерами, толково отвечал на вопросы телеведущего, в завершение выразив понимание и поддержку в адрес отца и его команды. Нет сомнений, что Ражапов-старший воспитал себе достойную смену.

Автор:Марс АБДЕЕВ, подполковник органов безопасности РФ в отставке, член Союза журналистов РБ.
Теги:сво
Читайте нас: