Напомнить о важности этой профессии, возродить уважение к ней в обществе, а самим педагогам дать понять, что государство высоко ценит их заслуги в деле воспитания молодого поколения — таковы были цели минувшего года.
О том, что удалось сделать в Башкирии, на оперативном совещании в правительстве республики рассказал министр образования и науки Ильдар Мавлетбердин.
— В Башкирии в план по подготовке и проведению Года педагога и наставника вошли 63 мероприятия, — сообщил Ильдар Маратович. — Администрациями муниципальных образований также были разработаны соответствующие планы мероприятий.
В первую очередь это многочисленные конкурсы для воспитателей детских садов, учителей, мастеров производственного обучения, педагогов-наставников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В числе наиболее значимых событий Ильдар Мавлетбердин отметил межрегиональные конкурсы «Учитель года башкирского языка и литературы», «Лучшая педагогическая династия», всероссийский студенческий конкурс «Учитель будущего поколения России», а также республиканский конкурс «Эффективные практики наставничества в образовательных организациях Республики Башкортостан».
Представители республики отличились и на федеральных этапах конкурсов профессионального мастерства. Так, педагог дополнительного образования эколого-биологического центра «Эколог» (Уфа) Татьяна Воробьева стала абсолютным победителем всероссийского конкурса работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям». Учитель башкирского языка и литературы Башкирской гимназии Нефтекамска Гузель Гайсина заняла третье место во всероссийском профессиональном конкурсе «Лучший учитель родного языка и родной литературы-2023», а старший воспитатель детского сада № 202 Уфы Гульсина Ишбаева победила в номинациях «Лучшее педагогическое мероприятие с воспитанниками» и «Лучшая медиавизитка» этого же конкурса. Педагог-психолог Стерлитамакской коррекционной школы № 25 для обучающихся с ОВЗ Екатерина Мамонтова стала лучшей в номинации «Профессиональный и творческий подход в работе с детьми с ОВЗ» конкурса «Педагог-психолог-2023».
Учителя республики получили возможность продемонстрировать не только свои профессиональные качества, но и волю к победе в спорте: для них организовали «Гонку героев» в парке «Патриот» и туристический слет.
Кроме этого, в Башкирии прошли крупные мероприятия, на которых речь шла о поддержке и популяризации профессии педагога: V Форум школьного образования «Взлетай!», республиканское августовское совещание по образованию, III Республиканский педагогический марафон «Соты». 4 октября в Уфе открылся обновленный музей истории развития образования Башкирии, а 5-го в ГКЗ «Башкортостан» состоялся праздничный концерт, посвященный Году педагога и наставника.
Изменения — не только в Башкирии, но и в целом в стране — коснулись воспитательной функции учителя. Говоря о роли наставников в формировании мировоззрения подрастающего поколения во время итогового заседания Госсовета в конце прошлого года, Владимир Путин подчеркнул, что сегодня мы «восстанавливаем воспитательную, ценностную составляющую в школах, вузах, техникумах и колледжах. Для нашего суверенитета это так же важно, как и повышение качества преподавания, внедрение в образовательный процесс передовых технологий».
О том, что изменения в этой сфере действительно происходят, можно судить по появлению в школах советников по воспитанию, уроков «Разговоры о важном», созданию «Движения первых», а образование само по себе перестало восприниматься как услуга. Кроме того, появились новые квалификационные категории для педагогических работников: «педагог-методист» и «педагог-наставник». А по стране, в том числе и в Башкирии, прошли региональные обсуждения по темам «Профстандарт «Наставник», «Квалификационные требования, предъявляемые к наставнику», «Законопроект о наставничестве», «Мотивация труда наставников», «Ассоциация наставников». Предложения педагогов на местах были направлены в министерство просвещения России.
И все-таки главным ожиданием от Года педагога и наставника было повышение заработной платы учителям. К сожалению, нового механизма расчета и начисления ее в прошлом году так и не появилось. Хотя на том же заседании Госсовета Владимир Путин подчеркнул, что механизм оплаты труда педагогов нужно делать понятным, прозрачным и более справедливым. А заместитель председателя правительства России Татьяна Голикова отметила, что российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений будет вести ежеквартальный мониторинг зарплат учителей, чтобы сократить разницу в доходах в регионах. Кроме того, планируется разработать поправки в трудовое законодательство, которые закрепят доплаты за наставничество.
Пока все эти меры маячат на горизонте, на республиканском уровне финансовым стимулом для педагогов становятся гранты главы и премии правительства РБ. Так, в прошлом году 150 молодых учителей, работающих в сельской местности, получили гранты главы Башкирии в размере 690 тысяч рублей каждый. За достижения в педагогической деятельности 40 учителям вручили премии по 200 тысяч рублей, а 20 преподавателям и мастерам производственного обучения — по 690 тысяч рублей. 50 молодых педагогов, работающих в детских садах, были удостоены грантов главы в размере 575 тысяч рублей каждый. Премии главы также получили два победителя и восемь лауреатов республиканских конкурсов «Педагог года дошкольных образовательных организаций РБ» и «Педагог года дошкольных образовательных организаций с обучением на родном языке» — по 50 и 30 тысяч рублей соответственно.
Денежные поощрения правительства РБ по 50 тысяч рублей адресовали 30 учителям и преподавателям русского языка школ и колледжей, 30 учителям и преподавателям башкирского языка, 20 учителям полилингвальных школ и 20 учителям и преподавателям родных языков.
Немалую роль в популяризации профессии учителя внесли средства массовой информации. Так, восемь миллионов зрителей посмотрели цикл передач «Классный журнал» на телеканалах «Россия 24» и «Башкортостан 24». Кстати, этот проект стал победителем всероссийского конкурса журналистских работ в области образования в номинации «Популяризация роли учителя в современном обществе». А министерство образования и науки РБ заняло второе место среди регионов России во всероссийском конкурсе на лучшее медиасопровождение Года педагога и наставника. В общей сложности за год в СМИ вышло более семи тысяч материалов, посвященных учителям.
О том, что эти и другие меры возымели действие, говорит тот факт, что в 2023 году конкурс в Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы составил в среднем 10,5 человека на место. А значит, профессия учителя становится все более уважаемой.
Слово учителям
Лилия МУЛЛАГАЛИЕВА, доцент БГПУ имени М. Акмуллы, учитель русского языка и литературы Республиканской гимназии-интерната имени Г. Альмухаметова (Уфа):
— Прошлый год был для меня интереснейшим и ярким, наполненным продуктивной творческой работой.
В мае мне посчастливилось стать экспертом всероссийского конкурса «Учитель будущего поколения России», который прошел в Уфе. Вместе с резидентами клуба «Учитель года» активно участвовали в республиканском педагогическом марафоне «Соты» и в октябре впервые провели на базе парка «Патриот» первую педагогическую лагерную смену. В ноябре при поддержке БГПУ имени М. Акмуллы я начала проводить вебинары по методике преподавания русского языка и литературы для учителей ДНР и ЛНР.
Они продлятся до апреля 2024 года.
Много внимания в Год педагога и наставника было уделено учителям со стороны СМИ. Так, я стала героем программы «Классный журнал» на канале «Россия 24» и побеседовала с Натальей Санниковой в ее авторской программе на «Радио Россия Башкортостан».
Федан ГАФАРОВ, учитель биологии гимназии № 39 имени А. Ш. Файзуллина (Уфа):
— Завершившийся Год педагога и наставника в определенной степени оправдал мои ожидания.
На федеральном и региональном уровнях проводились мероприятия и принимались решения, направленные в первую очередь на повышение престижа нашей профессии. Мы все понимаем, что за один год достичь заметных результатов в этом направлении сложно, но, несмотря на это, радует, что количество абитуриентов, выбирающих педагогическую профессию, увеличивается, а самое главное — в школу приходят молодые специалисты.
И я уверен, что работа по повышению престижа профессии будет продолжена дальше, в том числе благодаря введению новых мер социальной поддержки, о чем говорил президент, подводя итоги Года педагога и наставника.
Считаю символичным, что именно в этом году были приняты важные поправки в закон РФ «Об образовании» и введены федеральные образовательные программы.
Для меня лично этот год был богат на новые знакомства и встречи с талантливыми и увлеченными коллегами на площадках конкурса «Учитель будущего поколения России», который проходил в Уфе, а также центра «Сириус» в рамках образовательной программы по генетике.