—Зимфир Хамзинович, здравствуйте. Меня к вам мама послала… — на пороге тренерской комнаты стояла кроха и с надеждой смотрела на Шафикова, которого через миг озарило воспоминание.
— Эх, девочка, ты меня дедом сделала!
В Туймазах к Зимфиру Шафикову начали приходить за секретами волейбола дети первых воспитанниц. «Второе поколение! Мечтаю, чтоб дожить до третьего!» — за этими словами внешне вполне энергичного наставника кроется трагедия.
Вернее, история, которая вполне могла кончиться трагически. Полтора года он боролся с болезнью, вовремя обнаруженной врачами — октябрьскими, туймазинскими, уфимскими (мы выражаем им огромную благодарность). А самое трогательное, что, узнав об этом, к нему в гости пришла вся его старшая команда и сказала, что непременно дождется тренера. И вот снова тот же зал и тот же любимый волейбол.
Волейбольный зал в туймазинском спорткомплексе «Олимпиец» с конца 1970-х фактически стал для Зимфира Шафикова вторым домом. А может, даже первым — как посмотреть. На протяжении полувека этот зал так и остается лучшим игровым помещением в городе. Во времена Советского Союза он принимал даже финалы всесоюзных соревнований, первенства федерации, а в современном цикле — турниры, где отбирали участников на паралимпиаду.
Кто помнит, что великая Екатерина Гамова первый свой крупный приз получила именно в Туймазах, в «Олимпийце», играя здесь в составе челябинской сборной? Маленькая сувенирная тарелочка до сих пор хранится у Шафикова. Это, конечно, не тот оригинальный гамовский экземпляр, но с той победной серии. Так что на спортивной волейбольной карте страны Туймазы — вполне себе заметная точка.
«Нефтяник Башкирии», предтеча «Урала», тоже поднимался в Туймазах. Все переходные игры своими командами нынешний президент клуба Валерий Багметов играл в Туймазах, в этом зале.
Зимфир Хамзинович, плоть от плоти башкирского волейбола, сам пацаненком прошел спортивную школу с 1977 года. В составе городской юниорской сборной стал чемпионом республики, обыграв в финале будущую основу зарождающегося «Нефтяника Башкирии». А еще Шафиков — молодой чемпион Башкирии по ручному мячу. Но с того времени гандбол, баскетбол сошли в Туймазах на нет. А волейбол остался. Не в последнюю очередь благодаря тренерской основе.
— Я пару раз пробовал заниматься с юношами, но… — тут тренер почему-то виновато улыбается и через паузу продолжает: — Они не выдерживали моих нагрузок. Я стараюсь, чтобы спортивная наука доходила через голову. Люди пришли в спортзал, и моя задача — научить их играть в волейбол. А 10 им лет или 60 — для меня принципиальной разницы нет.
Он жесткий тренер, временами даже жестокий. Но это такая спортивная жесткость, когда результат рождается не через талант, а через его принужденное выращивание. Человек же по природе своей существо ленивое. А на голом даре долго высоко не попрыгаешь, в волейболе же прыгать надо не один, а тысячи тысяч раз.
Выпускаются 17-летние, а на входе, что называется, «детский сад». Тренировки у Шафикова, по его словам, — спасение детей от гаджетов. Он родителям волейболисток так прямо и говорит: пока ваш ребенок занимается, он, по крайней мере, оторван на пару часов от телефона. В наше информационно насыщенное время тоже немалая педагогическая ценность. Ну, а спорт и здоровье бонусом.
— Учитывая еще и заградительные санкции против выхода российского спорта на мировые площадки, наша тренерская задача — сохранить подрастающее поколение здоровым, научить работать над собой. Будут они волейболистами или не будут — это вопрос. Большой вопрос. Но научить владеть телом, укрепить физически, воспитать спортивное упрямство наставникам под силу. Смогу заставить работать мозгами — заработает все остальное. Что до меня, то я «утонул» в волейболе. Чувствую обратную энергетику: чем больше двигаешься — тем быстрее восстанавливаешься. В течение вынужденной паузы, между прочим, в старшей команде остались все. И что удивительно, девочки стали серьезнее и мастеровитее, так правильно будет сказать, — размышляет Зимфир Хамзинович.
Шафиков по нашей просьбе начинает прикидывать, сколько воспитанниц прошло через его школу за треть века, но на четырех тысячах сбивается и заверяет, что просто радуется, что его волейболистки разъехались по всей России.
Образовались, посмеивается тренер, диаспоры воспитанниц во многих городах — от Санкт-Петербурга до Челябинска.
— Волейбол здорово изменился в последние пару десятилетий. Впрочем, наверное, как и другие виды спорта. Уровень подготовки требуется выше, возросла интенсивность на тренировках. То есть все приходится делать и обучать вдвое быстрее, чуть ли не втрое. Время принятия решения, выбор приема или элемента, скорость обработки мяча — все стало интенсивнее и скоростнее. Но опять же все зависит от стартовой точки физиологических возможностей ребят. Нынешние дети не особенно сильно любят работать, а на одних задатках добраться до вершин мастерства невозможно. Стараюсь это показать, внушить, — проходим краткий мастер-класс тренера волейболисток.
К вопросу о признании заслуг. Дело о назначении пенсии 59-летнему тренеру-преподавателю после многолетней тяжбы дошло, между прочим, до Верховного суда России и с отказом вернулось обратно. Хотя педагогического стажа, по совести, у Зимфира Шафикова более чем достаточно. Но когда все упирается в бесчисленные нормативные акты, человека за ними не углядишь, а никто из занятых образованием детей государственных ведомств за тренера из Туймазов, отличника образования РБ и лучшего работника физической культуры и спорта РБ, в борьбу с Пенсионным фондом не вступил.
PS. Редакция «Республики Башкортостан» благодарит за помощь при создании материала Федерацию волейбола РБ.