Саяповых, Закировых, Акберовых, Мифтаховых объединяет не только родство, но и преданность профессии педагога. Четырнадцать представителей этой большой семьи стали учителями, их общий стаж около 400 лет.
В скромной школе в селе Старотимкино нас встречает самая младшая представительница династии Ляйсан Саяпова. Она преподаватель начальных классов, стаж — 24 года.
— Окончила я Старобалтачевскую среднюю школу, потом поступила в Бирский педагогический институт. На мой выбор профессии повлиял пример родителей, которые всю жизнь проработали учителями. Я видела, каким уважением они пользуются у учеников и их родителей, понимала, что преподавать — это очень благородный и важный труд. И с детства представляла себя только в роли педагога, — вспоминает Ляйсан Римовна.
Основоположником династии стал ее дедушка по маминой линии. Билал Абрарович Сулейманов родился в 1913 году и проработал учителем начальных классов в школе деревни Богданово 25 лет, до 1959 года. Человеком он был строгим, требовательным к себе и окружающим. К тому моменту, когда внучка определялась с будущей профессией, его уже не было в живых. Долгое время она работала в той же школе, что и дедушка.
— О выбранной профессии не жалею, потому что работу люблю. До сих пор помню свой первый класс. В нем было семеро ребят. По сей день поддерживаю с ними связь, хотя жизнь всех раскидала по разным городам. Я горжусь тем, что все они состоялись в жизни, получили профессию, стали родителями, — рассказывает наша собеседница.
В прошлом году Богдановскую школу закрыли из-за нехватки учеников. Ляйсан Саяпова перевелась в Старотимкино. В этом году в ее классе шесть детей. А всего в малокомплектной школе обучаются 44 ребенка. В первый класс пошла и самая младшая из пятерых детей учительницы. Больше первоклашек здесь не ожидается: в деревне на сегодня нет ни одного ребенка младше семи лет. По этой причине уже закрылся детский сад, через несколько лет такая же судьба постигнет школу. Ситуация типичная: в поисках работы молодежь уезжает в большие города, а деревня, увы, остается уделом пожилых.
Лучшими наставниками для Ляйсан Саяповой были родители — Рафида Билаловна и Рим Рахимович Закировы.
Мама, проработавшая в школе 47 лет, вспоминает:
— Мой отец очень хотел, чтобы я стала учительницей. И я последовала его совету. Окончила заочно педагогический институт. Училась, сразу стала работать преподавателем русского языка и литературы. Поручили мне пятый класс, детям 11-12 лет, а мне 17, сама еще вчерашняя выпускница. Волновалась поначалу, но трудно не было. Система школьного образования была другой, дети другими, да и отношение к учительству было не таким, как сегодня: в то время педагог имел непререкаемый авторитет. А самые ценные советы мне давал папа — проявлять терпение, быть сдержанной. Дети ведь разные бывают, кто-то не хочет учиться, надо суметь его заинтересовать.
Рим Рахимович имеет 37 лет учительского стажа. Он выпускник физико-математического факультета тогда еще Башгоспединститута.
— Очень уж я любил точные науки, — рассказывает он. — Когда поступал в институт, конкурс был четыре человека на место. На первых курсах приходилось тяжело, так как плохо владел русским — в моей родной школе всем предметам обучали на татарском. Окончил вуз в 1975 году, вернулся в родной район. Сначала работал в Карышевской школе, потом в Уразаевской. Мне примером служила наша учительница математики. Вспоминал, как она говорила, как держалась перед классом, старался подражать. А потом уже и свой опыт появился. Профессией горел, сам отлично знал предмет и хотел, чтобы и дети не отставали. Ученики мои показывали хорошие результаты, выступали на районных и республиканских олимпиадах, занимали призовые места. Но учительский стаж у меня поменьше, чем у супруги, потому что потом работал директором в двух школах и парторгом колхоза.
Кстати, соединила супругов тоже школа. Молодой Рим приезжал на практику в деревню Уразаево, где свои первые шаги в профессии делала юная Рафида. Там и познакомились. Вместе они 47 лет, воспитали троих детей, которые уже подарили им девять внуков.
Двоюродная сестра Ляйсан Лилиана Акберова вот уже 35 лет преподает татарский язык и литературу в Старобалтачевской школе.
— Этот предмет изучают 298 ребят. Среди моих учеников много призеров не только районного, но и республиканского этапа, — говорит она.
Профессию выбрала, последовав примеру многочисленных родственников. И хоть работу свою любит, но считает, что сегодня учительство переживает своеобразный кризис. В последнее время много говорится о загруженности педагогов дополнительной работой, но ситуация не меняется. Рабочий день длится до позднего вечера, личное время тоже приходится тратить на подготовку к уроку, составление плана, ответы на сообщения родителей, отчеты. При этом заработная плата деревенского учителя оставляет желать лучшего.
Дядя Лилианы и Ляйсан Марат Закиров сейчас на пенсии, но искренне переживает за профессию. Он был блестящим учителем физики и директором школы, имеет звание отличника народного просвещения РФ. И по сей день его привлекают к ведению уроков, так как педагогов катастрофически не хватает.
— Много тому причин: и зарплата, и загруженность, которая мешает выполнять главную задачу — обучать и воспитывать детей. В день преподаватель получает по 30-50 сообщений от разных организаций, которые требуют отчеты или какую-то информацию. В нашу бытность после уроков мы оставались и продолжали работать с детьми. Вместе и в поле выходили, и даже дрова заготавливали. А сейчас, чтобы ученик стер написанное мелом с доски, берем разрешение у родителей на привлечение детей к общественному труду. Понятно, что времена меняются, но советская школа давала много полезного. До сих пор в сельском хозяйстве работают те трактористы, которые оканчивали курсы в школах. Сейчас этого нет.
Однако надо помнить, что тракторист — это тот же самый танкист, — высказал мнение Марат Рахимович.
Двоюродного брата поддержал и Назил Мифтахов, у которого 38 лет учительского стажа. Он окончил Челябинский педагогический институт, работал учителем физкультуры, да и сейчас помогает проводить уроки.
— Я надеюсь, что ситуация все же переменится к лучшему. Ведь учитель — это не просто человек, который дает знания. Надо смотреть глубже: мы растим поколения, от которых зависит наше будущее, — считает Назил Тауфикович.
За последние годы в Башкирии растёт количество малокомплектных школ.
По опубликованным приказам минобразования РБ можно проследить статистику. В 2019 — 2020 учебном году их было 207, в 2021 — 2022 уже 235, в прошлом — 252. Приказ на начавшийся учебный год ещё не опубликован.
КСТАТИ
В районе есть и другие династии педагогических работников. Так, Мукимовы-Калмурзины имеют общий стаж 498 лет, Аминевы (Сафиуллины-Музафаровы) — 250 лет, Хусаиновы — 318 лет.
Восемь учительских семей стали участниками районного конкурса «Лучшая педагогическая династия» в прошлом году.