Нефтекамский автозавод, как известно, одна из ключевых точек российского автопрома. Отсюда разбегаются по России и привычный пассажирский транспорт, теперь и на газовом топливе, и продвинутые электробусы. А главное, на заводе кипит жизнь, а на производстве прочно усвоили, что любовь к профессии может привить человеку только тот, кто научит ее азам.
Очутившись за проходной, невольно удивляемся многолюдности и рабочей живости производственной обстановки. Минуя ряд рабочих площадок, попадаем в шестой цех. Кругом бесконечные ряды станков, стоит ровный гул механизмов.
Осматриваемся и удивляемся — на НефАЗе только девушки?
Да уж, никак не рассчитывали увидеть за станками женские головы. Хотя так повелось, что наставники из работниц получаются едва ли не самые лучшие.
— Мы считаемся полуавтоматчиками, а начинала я токарем-револьверщиком, но теперь такого названия нет, — улыбается Фира Давлетшина, токарь с 32-летним стажем.
— Сама я родом из села Сыйрышбашево Чекмагушевского района, приехала учиться в нефтекамский машиностроительный техникум, а потом так на заводе и осталась. В цехе сформировался преимущественно женский коллектив, у нас только наладчики мужчины, их трое на участке. Просто мы, как правило, делаем мелкие детали, а у мужчин терпения на это не хватает. И вот по многолетней традиции к нам в основном девочки и приходят, а любому новичку наставник нужен, как без него, — объясняет нам Фира Раисовна, каким-то непостижимым образом успевая и с нами говорить, и наблюдать, как работает ее нынешняя подопечная.
Вот уже лет двадцать, как Давлетшина периодически примеряет на себя роль наставника, да еще и не всякому повезет побывать ее учеником. Ценят на предприятии ее опыт.
— Что главное в наставничестве? Наверное, все-таки строгость в приоритете. Дашь слабину — постоянного работника из новичка не получится.
Одна работница у меня была с нашего же завода, пришла со вторым разрядом, а потом по результатам обучения поднялась до четвертого. Легла учеба, что называется, на благодатную почву, — рассуждает Фира Раисовна.
Обычно наставник работает бок о бок с подопечным в течение трех месяцев. Фира Давлетшина с гордостью говорит, что девочки уже на третий день, осмотревшись, сами встают за станок. И тут уже новичку все вокруг советуют, подсказывают.
Такое доброжелательное отношение к новоиспеченному автозаводчанину подтвердила Лаюза Нурмухаметова, вчерашняя выпускница нефтекамского машиностроительного колледжа.
— Почему пошла именно к станкам? Я вообще после девятого класса не знала, на кого учиться, а в колледже выбрала технологию машиностроения. Отучилась, но, например, в нефтегазовой отрасли чаще берут юношей на работу, объясняя причину частыми вахтами. А я пришла на автозавод, о чем совершенно не жалею. И хотя активный срок адаптации у меня уже позади, все равно вниманием меня ни наставник, ни коллеги не обходят — присматривают, помогают. Как только начала работать, выделила главное — в моей профессии важно уметь читать чертежи. Мне здесь нравится, зарплата конкурентная, я сравнивала с доходами своих сверстников — у меня больше. Но на этом я останавливаться не собираюсь, подумываю о высшем образовании, — рассказывает Лаюза.
Жемчужина автозавода — 26-й цех — цех окраски. Сюда попадают еще невзрачные на вид автомобильные корпуса. А выходят уже разноцветные, блестящие, готовые к рывку. Среди маляров много женщин.
— У нас нет деления на узкую специализацию — просто маляры. Я в 2007 году пришла на автозавод — в городе было не особенно много вариантов для работы. Втянулась, хотя поначалу думала, что останусь лет на десять. А тут и вредный стаж выработала, и казалось бы, можно уйти, но одергиваю себя — как буду без любимой работы? — говорит один из лучших наставников цеха Ирина Данилова.
— Так нравится красить автомобили, что, наверное, сто очков вперед дадите автокосметологам в частном бизнесе? — недоверчиво интересуемся мы.
— Честное слово, наша работа очень интересная. Результат сразу налицо. И потом радуюсь, видя, как по улицам «мои» автобусы едут. Я в качестве маляра за эти годы прошла разные отделения — от мойки до участка сдачи. И, признаюсь, теперь до мельчайших подробностей могу увидеть изъяны или недоработки. Даже в салоне автобуса, когда еду, подмечаю, например, как покрашены поручни, — смеется Ирина Ивановна.
По ее мнению, проверенному годами практики, для наставника самое важное качество — уметь объяснять, не кричать и не нервничать. Огульно не критиковать, помнить свои первые шаги. И оценкой работы наставника будет то, как долго проработает тот, кого он учил. Предприятие потом будет его просить обучать новые кадры.
— Проще говоря, надо быть очень-очень терпеливым. Все девочки, которые у меня учились, продолжают работать годами. И не стесняются даже теперь подойти спросить совета. У меня никто не уволился из тех, кого обучала, все работают. И стоит чаще себя одергивать, когда видишь, что ученик делает что-то неправильно, и хочешь сразу отобрать у него «пистолет», чтобы показать мастер-класс. Это как машину водить — пока сам не пройдешь все этапы, никогда вождение не освоишь. Я вообще мечтаю научиться водить автобус, но пока как-то не подступлюсь, — неожиданно признается Ирина Данилова.
Вот и нынешняя ее подопечная, Алиса Кузьмина, три месяца как работает на НефАЗе, уже почти всему научилась.
— Двенадцать лет проработала в торговле, но за стабильностью пришла сюда, на автозавод. Я думаю, идеальное качество наставника — когда он не дает волю эмоциям. Ученик и так испытывает стресс, оказавшись на новом месте. Я когда пришла сюда, поначалу словно в другую страну попала, ведь до этого вообще ни разу не была на заводе, — говорит она.
— Алиса старается лишний раз не отвлекать, просто внимательно наблюдает за моими действиями. Я до сих пор благодарна своей наставнице, той, которая помогала в первые годы, — теперь уже пенсионерке Малине Кунакбаевой. Она начинала работать еще в советские времена. Это благодаря ей я, в конце концов, стала работать хорошо, и своим девочкам даю те же советы. Так что у меня перед глазами модель наставника, списанная с нее. Преемственность, однако, — не утерпела и включилась в беседу Ирина Ивановна.
Действительно, когда работа подкрепляется личным интересом, призванием, если хотите, специалист будет стопроцентным кандидатом в наставники. Ведь на автозаводе не только на стаж смотрят, прежде чем давать мастеру ученика, берут в расчет рекомендации других профессионалов. У Алисы Кузьминой, по нашему мнению, есть все шансы за пару лет самой стать наставником.
Прямая речь
Марат НУРИЕВ, руководитель группы развития персонала ПАО «НефАЗ»:
— У нас все, кто начинает работать на автозаводе, проходят через персональное ученичество. Институт наставничества практически встроен в производственный процесс. Любой, пусть даже настоящий самородок или специалист с красным дипломом все равно пройдет период адаптации с наставником.
НефАЗ участвует в нацпроекте «Производительность труда», а там тоже заложена программа наставничества. Параллельно на предприятии действует собственная программа для обучения наставников их непростому делу, ведь они не просто знакомят новичков с технологическим процессом, в поле зрения нюансы деятельности автозавода. Кстати, у нас культивируется наставничество не только среди «синих воротничков», но и среди ИТР.