Все новости
ЖКХ
9 Июля 2022, 13:15

Кто в доме хозяин?

Там, где жильцы и управляющие компании смогли наладить диалог, проблемы решаются без жалоб

Альберт ЗАГИРОВ  Подготовку к отопительному сезону теперь  будут контролировать специалисты госкомжилнадзора.
Подготовку к отопительному сезону теперь будут контролировать специалисты госкомжилнадзора. Фото:Альберт ЗАГИРОВ

Форум «Управдом» в городе Агидель собрал на своей площадке представителей советов многоквартирных домов, органов власти и местного самоуправления, экспертов в жилищной сфере. Тем для обсуждения накопилось достаточно, и главными из них стали недовольство работой регоператора по обращению с отходами — «Дюртюлимелиоводстрой», подготовка к отопительному сезону и новые правила начисления платы за ресурсы, потребленные при содержании общего имущества.

Проверки отменили

Разобраться в этих и других вопросах жителям Агидели помогла заместитель главного государственного жилищного инспектора республики Александра Авдеева. Прежде всего она отметила, что ведомство сейчас делает акцент не на проведении проверок, а на профилактике и предупреждении нарушений. Речь идет о работе с советами многоквартирных домов и инициативными группами жильцов, руководителями управляющих и ресурсоснабжающих компаний.

Это особенно актуально, если учесть, что правительство страны в нынешнем году отменило плановые проверки субъектов бизнеса и ограничило основания для проведения внеплановых проверок. Последние проводятся, только если речь идет о вреде или угрозе жизни граждан. А такое, к сожалению, в сфере ЖКХ бывает. Чтобы этого избежать, управляющие компании должны подходить к своей работе с большой ответственностью.

— Когда глава республики Радий Хабиров говорит о том, что нужно сократить проверки бизнеса в целях его поддержки, он говорит об оказанном доверии. И мы надеемся, что бизнес будет ответственно подходить к своей работе и уважительно относиться к гражданам. Когда доверие оказано на таком высоком уровне, его просто необходимо оправдать, — подчеркнула Александра Авдеева.

Если выявлены существенные нарушения, ведомство обращается в прокуратуру для согласования проведения проверок. При необходимости такие проверки проводятся, опыт совместной работы наработан и доказал свою эффективность, пояснил и. о. председателя госкомжилнадзора Артур Давлетшин.

Мусорный вопрос

В ведении УЖКХ Агидели 51 многоквартирный дом. С начала года в госкомжилнадзор от жителей города поступило восемь обращений. Все они рассмотрены, нарушений со стороны управляющей компании не выявлено. Казалось бы, ситуация весьма неплохая, этому можно только позавидовать.

Однако в городе все же есть нерешенные вопросы. Это, например, вывоз мусора. Как считают жители, регоператор «Дюртюлимелиоводстрой» ненадлежащим образом выполняет свои обязанности. Заметим, что на компанию жалуются жители не только Агидели, но и других городов и районов, которые она обслуживает. Более того, ее работа уже не раз обсуждалась на оперативном совещании в правительстве и даже ставился вопрос о расторжении договора с ней.

Отдельно Александра Авдеева остановилась на поручении премьер-министра Андрея Назарова, которое он дал на совещании по функционированию системы обращения с ТКО в январе. Муниципалитеты должны актуализировать дорожные карты, предусмотрев консервацию мусоропроводов в домах. Вместо них во дворах должны появиться контейнерные площадки.

Сейчас мусоропроводы действуют в 13 городах и районах республики, в общей сложности это 1 тыс. 867 домов. В первом квартале нынешнего года они законсервированы в 54 домах. То есть процесс все-таки идет.

— В Агидели мусоропроводы продолжают действовать в 29 домах, и в первом квартале ни один из них не законсервирован. То есть вопрос, по сути, не решается, — отметила Александра Авдеева. — Вы должны понимать важность консервации: без этого невозможно обеспечить раздельный сбор мусора, а это один из приоритетов мусорной реформы.

Представитель ведомства призвала более ответственно подходить к этому делу, но в то же время не забывать о требованиях Жилищного кодекса: решение о закрытии мусоропроводов должны принимать собственники на общем собрании.

— Вопрос непростой и требует настойчивости в решении. Необходимо активно работать с жителями, добиваться положительной динамики, — подчеркнула Александра Авдеева.

Проблемы — в чек-листе

По поручению главы региона в состав комиссий по проверке подготовки к отопительному сезону и готовности к зиме должны быть включены специалисты госкомитета по жилищному и строительному надзору. В Агидели в комиссию вошла представитель ведомства Альбина Гилметдинова.

— Это новое для нас направление работы, объемное и очень ответственное. Мы направили в администрацию Агидели письмо, чтобы нашего специалиста приглашали на заседания штаба по подготовке к зиме, чтобы она участвовала в осмотре домов, — отметила Александра Авдеева. — Проверки должны быть комплексными, с осмотром инженерного оборудования и конструкций зданий, в том числе систем вентиляции и дымоудаления, элементов укупорки. Контролируя ход подготовки к зиме, инспектор будет заполнять чек-лист. Не скрывайте существующие проблемы, мы готовы подключиться к их решению.

Председателям домкомов Агидели также рассказали о новых правилах начисления платы за ресурсы, потребленные при содержании общего имущества в домах. Новые принципы расчета вводятся с сентября по решению правительства страны. Суть их в том, что сверхнормативные расходы будут оплачивать не управляющие компании, как сейчас, а сами жильцы. Это потребует определенных действий со стороны всех участников жилищно-коммунальных отношений.

Во-первых, необходимо будет установить фактическое количество жильцов, проживающих в квартирах, где нет приборов учета. Во-вторых, обеспечить своевременную передачу собственниками показаний счетчиков и регулярные обходы для сверки показаний. В-третьих, нужно исключить утечки, в том числе в квартирах. Ну и, наконец, усилить работу по оснащению домов автоматизированной системой учета. Это позволит начислять плату за ресурсы, потребленные при содержании общего имущества, исходя из их фактических объемов.

— Мы видим все большую заинтересованность жителей в участии в управлении домом, в выстраивании деловых отношений с управляющими компаниями, — отметила в заключение Александра Авдеева. — На выездные проверки приглашаем председателей советов домов: они владеют ситуацией и выдвигают конструктивные предложения по осмотру инженерных систем, снятию показаний приборов учета, задают грамотные вопросы и предлагают решения. Это очень ценно. В домах, где жители и управляющие компании смогли наладить диалог, проблемы решаются без жалоб и обращений в надзорные органы или органы власти.

Приоритетом для ведомства всегда было и будет качество предоставляемых гражданам услуг, также подчеркнула представитель ведомства.

— Мы никогда не встанем на сторону нерадивых управляющих компаний. Добросовестное и ответственное исполнение ими обязательств должно быть во главе угла, — подытожила Александра Авдеева.

Справка

В Башкирии 18 тыс. 249 многоквартирных домов. Лицензии на управление ими получили 683 организации: у 548 компаний они на данный момент действующие, у 135 организаций действие лицензий прекращено. Дома в управлении имеются у 388 компаний, у 160 организаций их нет.

Между тем

С начала года в госкомитет по жилищному и строительному надзору поступило 7 тыс. 848 обращений. В 74 процентах из них говорится о неудовлетворительной работе управляющих компаний и ненадлежащем содержании общего имущества, нарушениях при предоставлении коммунальных услуг, переустройствах и перепланировках. 26 процентов обращений касаются начисления платы за жилищно-коммунальные услуги.

По горячей линии поступило 2 тыс. 520 звонков.

Специалистами госкомитета в ходе проверок выявлено 3 тыс. 159 нарушений. Выдано 80 предписаний и 930 предостережений, возбуждено 516 административных дел.

Виновные наказаны штрафами на сумму 8,3 млн рублей.

Кстати

Глава республики Радий Хабиров поручил расторгнуть договор с регоператором «Дюртюлимелиоводстрой».

Вопрос вновь был поднят на оперативном заседании в правительстве 4 июля. О резком увеличении количества обращений по мусорной теме сообщила начальник управления главы РБ по социальным коммуникациям Елена Прочаковская. По ее словам, за неделю поступило 127 жалоб на вывоз мусора — на 43 больше, чем на предыдущей неделе, и они снова были связаны с регоператором «Дюртюлимелиоводстрой».

— Что будем делать с этим? — задал вопрос Радий Хабиров. И услышав, что проводится предварительная проверка совместно с прокуратурой, продолжил: — Доводите дело до конца, чтобы мы больше эти безобразия не видели.

Куда жаловаться?

В первую очередь обращайтесь в управляющую компанию. Если вопрос касается поставок воды, тепла, электроэнергии, можно напрямую обратиться в ресурсоснабжающие организации. Их телефоны и электронная почта указаны в платежных документах. По вопросам капитального ремонта заявление можно подать на сайте регоператора.

Проблема не решается? Тогда направляйте обращение в госкомитет по жилищному и строительному надзору. Письмо можно отправить почтой (450059, г. Уфа, ул. Степана Халтурина, 28) или оставить в ящике приема корреспонденции на первом этаже здания. Также можно заполнить специальную форму в «Электронной приемной органов власти РБ» или направить обращение через ГИС ЖКХ. Запись на личный прием ведется по телефону 218-10-74.

Автор:Галина ТРЯСКИНА
Читайте нас: