Все новости
Здоровье
20 Апреля , 11:15

Не бойся, мы с тобой

Помощь детям с онкологическими заболеваниями придёт быстрее

Александр ДАНИЛОВ  Малыш с мамой под чутким контролем специалистов центра.
Малыш с мамой под чутким контролем специалистов центра.Фото:Александр ДАНИЛОВ

Республиканский центр детской онкологии и гематологии открылся в Уфе в феврале нынешнего года. Но одно дело построить, а другое — сформировать команду, запустить в работу оборудование, обеспечить комфортные условия пациентам. Сегодня уже можно говорить о первых результатах — проведенных операциях и манипуляциях, консультациях федерального центра. Чтобы поделиться достигнутым, министр здравоохранения республики Айрат Рахматуллин предложил журналистам посетить новый центр и сам выступил в качестве гида.

Работает искусственный интеллект

Центр поражает уже на входе. Просторный холл высотой в два этажа с панорамным остеклением выполнен в ярких цветах и совсем не похож на больницу. Несмотря на обеденное время, сразу встречаем здесь детей с родителями: в центре принято свободное посещение, зайти и выйти можно в любое время.

— С этим проектом от начала до конца нам помогал академик Александр Румянцев, президент федерального центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Димы Рогачева. Этот центр — наш самый близкий партнер, мы у них учимся и советуемся с ними. Но когда возникла идея проекта, мы не стали копировать имеющуюся практику. Для нас было важно, чтобы уфимский центр был самым инновационным и мощным в России. И он действительно стал лучшим в стране, — задает тон Айрат Рахматуллин.

Поднимаемся на лифте на седьмой этаж и попадаем в лабораторию иммунологии и молекулярной биологии. Здесь установлены самые современные комплексы, которые сразу наводят на мысль о научном прорыве.

— Лаборатория — очень важная составляющая центра, потому что лечение этой категории пациентов без быстрого и качественного анализа просто невозможно. Наша задача — автоматизировать все процессы, чтобы время от забора биоматериала до получения результатов было минимальным. По некоторым сложным исследованиям мы добились показателя в 30 — 40 минут. Кроме того, делаем исследования прямо во время операции: хирург получает информацию о характере патологического процесса — доброкачественная это опухоль или злокачественная, и корректирует объемы оперативного вмешательства, — пояснил руководитель ведомства.

Пациенты центра, как правило, проходят лечение длительно, и важно понимать, соответствует ли концентрация того или иного препарата в крови клиническим нормам. Новейшее оборудование позволяет держать ситуацию под контролем.

Часть исследований проводится ручным методом, при помощи микроскопов, и тут все зависит от профессионализма команды. Однако микроскопы позволяют делать фотографии, которые в электронном виде отправляют в федеральный центр для перепроверки и консультаций. При необходимости туда можно направить и биоматериал, который упакует сам лабораторный комплекс.

— Оборудование в лаборатории современное и удобное. Но мы намерены еще внедрять элементы искусственного интеллекта. Это позволит еще больше ускорить процесс, — подчеркнул Айрат Рахматуллин.

Настрой на спасение

Операционный блок и реанимация расположились на пятом этаже центра. В операционные нас не пустили — там как раз шла операция. Однако на словах объяснили, что оборудованы они тоже по последнему слову техники.

— Мы используем ультразвуковые скальпели, современные электрокоагуляторы, чтобы хирургическое вмешательство было минимально инвазивным. Еще мы оснастили операционные нейрохирургическим оборудованием. Начинаем оперировать опухоли в головном мозге и получаем хорошие результаты, — пояснил министр.

Но зато мы смогли побывать в палате пробуждения, куда привозят пациента после операции. Установленное здесь оборудование позволяет при необходимости оказать ему экстренную помощь. А еще ребенок сразу видит яркую картинку на стене палаты, которая настраивает его на позитивный лад.

Проходим дальше, в реанимационное отделение, где созданы самые безопасные для пациента условия. Вентиляция здесь устроена по-особому, а персонал, прежде чем сюда зайти, переодевается и проходит санобработку. Мы же реанимационную палату видим только через стекло, которое отделяет его от поста медсестры.

— Реанимационных коек у нас шесть, они доступны в круглосуточном режиме. Здесь есть все, что нужно для оказания экстренной помощи. Оборудование приближено к пациенту, чтобы могла работать мультидисциплинарная бригада. На экран на посту медсестры выводятся основные показатели: давление, пульс, сатурация, и она в режиме реального времени понимает, что происходит с пациентом. Здесь все технологично и настроено на спасение жизни ребенка, — отмечает Айрат Рахматуллин.

Вместе с мамой

Спускаемся еще на этаж и попадаем в отделение онкологии и гематологии. Перед тем как войти сюда, нас просят повыше поднять маски, ведь здесь лежат маленькие пациенты. Палаты оборудованы так, чтобы создать для детей и родителей максимально комфортные условия. Достаточно сказать, что для ухаживающих за ребенком родителей предусмотрены места, есть свой санузел.

Восьмилетний Алмаз приехал на лечение в центр из Белокатайского района, здесь он находится вместе с мамой Ляйсан.

— Как дела, как самочувствие? Давай я тебя посмотрю. Голова не болит, в глазах не двоится? Когда выздоравливать будем? — спрашивает мальчика Айрат Рахматуллин.

Тот охотно отвечает на вопросы, и мы понимаем, что все идет хорошо. А попутно Алмаз рассказывает, что учится он во втором классе, любимый предмет у него английский, а вот русский и математику он не особо жалует. На вопрос об оценках мальчишка смутился, но пообещал учиться лучше.

— У нас все хорошо, — подтверждает мама Ляйсан. — Очень рады, что попали именно сюда, в этот центр, и не надо ехать куда-то далеко. Спасибо, что построили его, и мы можем бесплатно проходить здесь лечение.

На прощанье Айрат Рахматуллин желает Алмазу удачи.

— Мы с тобой и сделаем все, что от нас зависит, — обещает министр.

А Ляйсан рассказывает нам, что Алмаз у нее самый младший, седьмой ребенок.

— Про рак мы слышали, но не думали, что нас это коснется. Заболел в декабре, заподозрили артрит. Лежали в больнице, но ничего не изменилось. Тогда нас на «скорой» отправили в Уфу. Здесь сделали пункцию костного мозга и поставили диагноз «лейкоз». Сейчас проходим химиотерапию, — пояснила она.

Малышка София в соседней палате еще не отошла от сна и разговаривать не захотела. Но мама рассказала, что лечение проходит хорошо, девочка чувствует себя лучше.

Добавим, что всего это отделение может принять 30 маленьких пациентов.

От уроков до молитв

На втором этаже изюминкой стала созданная по федеральному проекту школа «Учим. Знаем». В красивом помещении с панорамным остеклением расположились столики, доски и другое оборудование для учебы.

— Дети, которые проходят лечение в центре, проводят здесь длительное время. Нам важно, чтобы учебный процесс не прерывался. К детям приходят педагоги и организуют для них уроки, а также разные виды активностей вплоть до занятий робототехникой, — поясняет Айрат Рахматуллин.

В другом конце коридора расположились две молельные комнаты — для мусульман и христиан. За центром закреплены священнослужители, проводятся религиозные праздники. Вера помогает поддерживать психологическое здоровье родителей маленьких пациентов.

А еще нам показали картину на стене в соседнем отделении, которую каждый ребенок может дорисовать и подписать свое имя.

— Открытие республиканского центра детской онкологии и гематологии позволит получать высокотехнологичную помощь, не выезжая из региона. Современный высокооснащенный комплекс рассчитан на 92 койки. Мы уже провели здесь 37 оперативных вмешательств, более 150 малоинвазивных манипуляций. Сегодня мы смогли лично оценить, какое пациенты получают лечение и насколько здесь комфортно. Мы продолжаем внедрять новые технологии и расширяем перечень оперативных вмешательств. По каждому направлению есть четкое понимание, куда мы движемся и к чему стремимся. Следующий этап — трансплантация костного мозга, и мы к этому идем. Первые операции планируем сделать этим летом, — подытожил Айрат Рахматуллин.

КСТАТИ

Республиканский центр детской онкологии и гематологии построен по федеральному проекту «Развитие детского здравоохранения» национального проекта «Здравоохранение». Решение о его создании принял глава республики Радий Хабиров, который также куририровал ход работ. Общая стоимость проекта составила 4 млрд рублей, из которых 1,5 млрд выделено из федерального бюджета и 2,5 млрд — из республиканского. Центр размещается в семиэтажном здании, его площадь составляет 17,7 тыс. квадратных метров.

Александр ДАНИЛОВ  Министр здравоохранения Айрат Рахматуллин лично провел экскурсию для журналистов.
Министр здравоохранения Айрат Рахматуллин лично провел экскурсию для журналистов.Фото:Александр ДАНИЛОВ
Александр ДАНИЛОВ  «Сердце» центра — современная лаборатория.
«Сердце» центра — современная лаборатория.Фото:Александр ДАНИЛОВ
Автор:Галина ТРЯСКИНА
Читайте нас: