Все новости
«Ветеран»
15 Сентября , 13:15

Мама Рамиля

Чем больше проблем у пациента, тем больше хочется ему помочь, говорит медик с многолетним стажем

автора  Рамиля Юмагузина: «Даже если ничего не беспокоит, приходите раз в год на прием».
Рамиля Юмагузина: «Даже если ничего не беспокоит, приходите раз в год на прием».Фото:автора

— Я очень благодарна своим снохам и сыновьям за то, что доверяли мне своих детей сразу после выписки из роддома, — говорит акушерка смотрового кабинета поликлиники № 50 города Уфы Рамиля Юмагузина.

А внуков у нее пять! Кому-то ее признание покажется странным: действительно, к кому же еще обращаться за помощью, если не к своим родителям?

Но, узнав поближе Рамилю Кутлуахметовну, понимаешь, что для нее это было настоящим счастьем.

Буду лечить людей

Родилась наша героиня в 1957 году в многодетной семье сельской учительницы начальных классов Райханы Ганисламовны и столяра-плотника, мастера на все руки, Кутлуахмета Кутлугаллямовича Бускановых. Трое сыновей и столько же дочек росли дружными, трудолюбивыми и послушными. Сыновья помогали отцу строить дома деревенским, изготавливать мебель, и все стали профессиональными столярами, Рамиля же еще в четвертом классе решила, что будет лечить людей. Именно тогда молодой фельдшер Зифа Ибрагимова, приехавшая по распределению в деревню Кутлуюлово Кумертауского (ныне Куюргазинского) района, впервые пришла в их школу.

— Зифа-апа была очень красивая и добрая, и белый халат ей был к лицу. Она принимала в медпункте и ходила по домам, навещала больных, делала уколы, прививки, проводила профилактические беседы в школе, ее все любили, — вспоминает Рамиля Кутлуахметовна.— В деревне учителя и врачи всегда были самыми уважаемыми людьми. Я захотела стать такой же, как она.

Ты возьмёшь меня домой?

После восьмого класса девушка поехала в Уфу, но поступить в медучилище не получилось. Возвращаться домой было стыдно. Помог определиться случай. Как-то возле сквера Маяковского Рамиля увидела группу малышей в одинаковой одежде, которые шли гуськом за воспитательницей. Это были дети из уфимского Дома ребенка № 3.

Узнав адрес, она пришла с просьбой — нет ли для нее работы? Из-за юного возраста ее взяли без оформления трудовой книжки. Так, в свои неполные 17 лет, вчерашняя школьница стала мамой Рамилей для детишек-сирот, отказников и находящихся временно, по семейным обстоятельствам, на попечении государства. Директор Дома ребенка Динара Сафиулловна Султангареева дала ей направление на годичные курсы медсестер по уходу за новорожденными детьми. Девушка успешно окончила их и продолжила работу здесь медсестрой. Потом были учеба в школе рабочей молодежи, замужество и рождение двоих сыновей-погодков. Восемь лет проработала она в Доме ребенка.

— Здесь было трудно не столько физически, сколько морально, — рассказывает наша героиня. — Я любила детей и очень их жалела. В палате для новорожденных было до шести-восьми младенцев. Они плакали, мы их пеленали, мыли, кормили, иных приходилось всю ночь носить на руках. В группах с детьми постарше было легче.

Питание и уход за ними были хорошими, а вот персонал попадался разный.

Как-то Рамиля застала такую картину в туалете. Детишки сидели на горшках, одна девочка стояла в ванне голышом. Нянечка, сын которой тоже находился в Доме ребенка, била мокрыми колготками плачущую малышку.

— Я запретила ей бить ребенка и сообщила об этом факте старшей медсестре. Вскоре ту нянечку попросили уволиться. Моя напарница говорила, что после меня детей трудно успокоить, что я распускаю их. Не раз замечала, что, увидев ее, они тут же затихали и быстро садились на свои стульчики, — продолжает Рамиля Кутлуахметовна. — Некоторых детей мамы забирали на выходные, но сирот и отказников никто не забирал. Одного мальчика, его звали Русланом (уж очень он ко мне привязался), стала забирать я. Каждый раз он спрашивал: «Ты возьмешь меня к себе домой, мама Рамиля?» Усыновить его я не могла — жили небогато, в частном доме на косогоре за телецентром, носили воду с колонки, топили печь, и свои дети еще маленькими были.

Самым тяжелым для всех был перевод четырехлеток в интернат в селе Ермолаево. Дети жались ко мне, спрашивали, куда мы едем, останусь ли с ними? Я обещала приезжать. Промучившись неделю, приехала к Русланчику. Как он обрадовался, побежал ко мне со всех ног! Однако, когда я вернула его, воспитатели попросили либо забрать ребенка совсем, либо не показываться ему на глаза. «Он постепенно забудет тебя, перестанет ждать и надеяться», — сказали они. Я не стала заходить в его группу. Потом узнала, что его усыновили. Через много лет случайно встретилась с одним из моих воспитанников. «Я всегда помнил вас, мама Рамиля», — сказал он. Дети не забывают тех, кто любит их.

В команде с Утяшевой

Так получилось, что только в 27 лет Рамиля поступила на дневное отделение Уфимского медучилища. Окончила его с единственной четверкой — по генетике.

Преподаватели предложили пересдать предмет и без конкурса поступить в мединститут, но по состоянию здоровья Рамиля отказалась от поступления в вуз. Практику она проходила в роддоме № 4. Сюда и пришла с дипломом акушерки. Признается, что ей повезло попасть в отделение, которым заведовала Римма Утяшева, ныне депутат Государственной Думы.

— Римма Амировна всегда с пониманием относилась к моим проблемам. Могла пораньше отпустить с работы, освободить от ночной смены. Она хороший доктор и человек, понимала, что значит быть мамой двоих детей. При этом была требовательной, справедливой и строгой. Ведь от нас зависели здоровье и жизнь не только детей, но и их мамочек. Я работала в отделении по уходу за новорожденными, но когда в родблоки требовались дополнительно акушерки, на помощь приходили все, кто мог. И я в том числе, — говорит Рамиля Кутлуахметовна.

Должны принять всех

После роддома более 12 лет отработала Рамиля Юмагузина в Уфимской районной поликлинике и четыре года — в Михайловской врачебной амбулатории.

— Никогда не забуду главного врача Вильсура Хуснияровича Галимова, — вспоминает она руководителя поликлиники.— На планерках он говорил: «К нам в Уфу едут на автобусах беременные и больные из ближних и дальних деревень района. Вы должны принять всех пациентов!» Мы обслуживали жителей Зубово, Нижегородки, Таптыково, Осоргино, Чесноковки, Русского Юрмаша, Жилино, Зинино, Князево, Кириллово, Тауша и других сел и деревень. Не раз приходилось работать с 8 утра до 8 вечера, но обид на «главного» не было. Он был очень отзывчив на чужую беду, всем помогал в решении жизненных вопросов. И всегда оплачивал переработанные часы.

Через три года во время аттестации на вторую категорию он настоял, чтобы мне сразу присвоили первую. А еще через три года у меня уже была высшая категория.

Вспоминаю его с большим уважением и благодарностью.

Спасибо за жизнь!

Вот уже четверть века ее рабочее место — небольшой кабинет в конце коридора поликлиники № 50. Как любой медработник с большим опытом и чуткой душой, сегодня она не только первоклассный диагност, но и мудрый, доброжелательный психотерапевт. Благодаря работе в Доме ребенка, роддоме или же по внутреннему убеждению Рамиля Кутлуахметовна многих отговорила от прерывания беременности. Вот один из таких случаев.

— На прием пришла молодая женщина. Поговорив с ней, узнала, что у нее хороший муж, есть дочь и что второго ребенка она планирует родить позже. Я сказала, что его может и не быть, а этот уже есть, что она никогда не пожалеет, если родит его. Попросила подумать еще. Назавтра женщина пришла снова, однако после еще одной беседы изменила свое решение. Родила дочь, потом они пришли ко мне вместе. Мы подружились. Альбина, так назвала ее мама, всегда благодарит меня за жизнь.

Больше детей у той женщины не было, — рассказывает акушерка.

Особенно она старалась отговорить от непоправимого поступка женщин с первой беременностью или воспалительными заболеваниями, когда хирургическое вмешательство могло привести к бесплодию.

— Когда-то давно, узнав о моей мечте, мама сказала: «Иди в медицину, если уверена, что к каждой взрослой пациентке будешь относиться, как ко мне, а к молодой — как к сестре». Чем больше проблем у пациента, тем больше хочется ему помочь. И всем хочу дать совет: даже если вас ничего не беспокоит, обязательно раз в год показывайтесь врачу. Берегите здоровье! — говорит медик.

Заслуженно «заслуженная»

Свой рассказ о Рамиле Юмагузиной хочу закончить еще одним ее воспоминанием. Бабушка Рамили по маминой линии была очень набожной. Таких у мусульман называют абыстай. Суярбика-нанай держала посты, совершала намазы, знала много аятов, учила им детей и внуков. Говорила Рамиле: «Каждый вечер перед сном проси у Аллаха не богатства, а хорошего мужа, здоровых детей и внуков. Счастье не в работе, а в дружной семье».

У Рамили Кутлуахметовны любящий, заботливый муж, к слову, тоже верующий человек, прекрасные сыновья, уважающие ее снохи и замечательные внуки. Но для нее всегда была важной и работа, здоровье и настроение пациентов. Ей довелось поработать с восемью гинекологами, каждый из них делился своими знаниями, оставил след в душе. Она стала мудрым наставником для молодых специалистов.

В этом году Рамиле Юмагузиной, отличнику здравоохранения РБ с 45-летним медицинским стажем, было присвоено звание «Заслуженный работник здравоохранения Республики Башкортостан». Это действительно заслуженная награда!

из семейного архива Уфимский Дом ребенка № 3, 1974 год. Крайняя справа — мама Рамиля.
Уфимский Дом ребенка № 3, 1974 год. Крайняя справа — мама Рамиля.Фото:из семейного архива
Автор:Зинаида СОКОЛОВА
Читайте нас: