Все новости
«Ветеран»
4 Мая , 13:15

И вновь продолжается бой

Авбакир Таипов воевал против нацистов после войны

автора  Дети войны знают цену мирной жизни.
Дети войны знают цену мирной жизни.Фото:автора

Шустрому мальчишке из деревни Карагужино Учалинского района было всего семь лет, когда фашисты напали на нашу страну. Как все дети того времени, он мечтал поскорее вырасти и сразиться с врагом, отомстить за отца, погибшего на фронте.

Но мог ли Авбакир представить, что через 11 лет после окончания войны ему действительно придется брать в руки оружие и вступать в бой на территории другого государства? Наш герой воевал с теми, кого не добили отцы и старшие братья в годы Великой Отечественной. Рисковал жизнью, видел смерть своих товарищей.

Он участник событий, происходивших в Венгрии в 1956 году.

Мы застали Авбакира Шугаиповича во дворе. Хотя в минувшем декабре ему исполнилось 90, он подтянут, бодр. Без дела не сидит — такова крестьянская жилка.

— В Карагужино была только начальная школа, в пятый класс пошел в поселке Миндяк. Времена были тяжелые, после седьмого класса устроился на работу в строительный цех Миндякского рудника, — рассказывает Таипов.

В 1953 году парня призвали в армию. Тогда служили три года. Курс молодого бойца он проходил на Западной Украине.

— Война закончилась восемь лет назад, но наглые бандеровцы не давали покоя. Из-за их нападений нам не разрешали покидать территорию части. Через два месяца отправили в Венгрию. Думал, там будет легче, — продолжает ветеран.

Действительно, служба в этой европейской стране была вначале спокойной. Местные жители относились к ним хорошо. Добросердечно общались, никаких проблем не возникало. Солдатам разрешалось ходить в увольнительные, и он не помнит ни агрессии, ни злобного взгляда со стороны венгров. Сначала Авбакир служил в отдельном батальоне связи в Кечкемете. Восьмой по величине город Венгрии расположен в центральной части страны, недалеко от столицы. Солдат уже мечтал о доме, 26 октября должен был демобилизоваться, но 23-го начался кровавый мятеж, целью которого было свержение правящего режима.

«Революционное восстание народа» и «контрреволюционное выступление» — вот две крайности, определившие рамки венгерской осени 1956 года. Эти события долгое время игнорировались, поскольку не принято было говорить о трещине, которую дал социалистический лагерь. Позже подавление восстания было признано не самым удачным примером внешней политики СССР. Как бы там ни было, вызов был брошен, Советской армии не оставили выбора.

Ситуация с каждым днем накалялась. Местная полиция уже не контролировала обстановку, дистанцировалась от происходящего. По просьбе венгерского правительства в Будапешт были введены советские войска. Так Авбакир Таипов оказался в центре событий. Часть, в которой он служил, приняла на себя первый удар.

— Это была настоящая война. Задача осложнялась еще и тем, что бои развернулись в городских застройках, где было много мирного населения, — рассказывает он. — Помню, что наши войска не реагировали до последнего. Несмотря на массовый захват оружия и наши потери, начавшиеся уже 23 октября, нам было запрещено открывать огонь на поражение, даже боеприпасы не выдавали.

Неизвестные стреляли по нашим колоннам, что привело к ожесточенным боестолкновениям. Именно к боестолкновениям, а не к карательной акции, как сейчас пытаются утверждать некоторые фальсификаторы истории. Авбакир видел сгоревшие машины, перевернутые автобусы, подбитые танки, трупы на улицах… 4 ноября началась операция «Вихрь» под командованием Георгия Жукова. Армия теперь уже действовала жестко и умело. Во время войны Венгрия была одной из самых боеспособных союзниц фашистской Германии. В сознании наших солдат и офицеров боевики ассоциировались с венграми, воевавшими на стороне нацистов и проявившими особую жестокость к советским людям. К 8 ноября основные очаги сопротивления были подавлены.

— Часть мятежников ушла в подполье. Нападения и диверсии продолжались до конца декабря, — вспоминает ветеран, — и позднее приходилось поддерживать порядок. Не раз анализировал эти события: почему так произошло. И пришел к выводу, что все плохое исходит от Запада. В те кровавые дни западные страны специально открыли границу с Австрией. И в Венгрию ринулись недобитые фашистские прихвостни, вояки-нацисты с боевым опытом. И сейчас на Украине происходит нечто подобное, поджигатели те же, — убежден Авбакир Шугаипович.

Он горько вздыхает, вспоминая погибших сослуживцев. Они были такие молодые, красивые, полные надежд и планов на светлое будущее, ведь самая страшная в истории человечества война уже закончилась. Впереди были только радость и созидательный труд, любимые невесты и заждавшиеся их возвращения родные...

Общие потери Советской армии во время венгерского кризиса составили 640 человек убитыми и 1251 ранеными. По неофициальным данным, потери были выше: до двух тысяч погибших.

Участник венгерских событий награжден медалью «За боевые заслуги». Он вернулся домой только в 1957 году. После службы в армии до самого выхода на пенсию работал на Миндякском руднике помощником машиниста экскаватора и машинистом подъема руды.

У супругов Таиповых много общего. Оба из одной деревни. Отец Бибихаят Шамигуловой тоже погиб на войне. Познакомились молодые люди в Миндяке, в далеком 1958 году поженились, в марте отметили 66 лет совместной жизни, воспитали сына. Сейчас они счастливые бабушка и дедушка четверых внуков.

История Авбакира Таипова, ветерана, приравненного к участникам Великой Отечественной войны, — еще один пример отваги и стойкости наших бойцов и напоминание о том, что история всегда развивается по спирали. В Венгрии движущей силой, ядром восстания выступали недобитые подельники Гитлера, сейчас на Украине — внуки и правнуки бандеровцев, воспитанные в лютой ненависти к России. Бойцы СВО, с которыми приходилось общаться, ясно понимают: если они сейчас не обеспечат безопасность наших западных границ, то воевать придется их детям. История не прощает невыученных уроков.

Автор:Аниса Янбаева
Читайте нас: