Все новости
«Ветеран»
23 Октября 2023, 11:15

Притяжение красоты

Супруги Прокудины усмиряют горный склон, ваяют скульптуры и вяжут ковры

Елена ПЕТРОВА  Дмитрий Прокудин и с трактором, и с инструментами скульптора управляется одинаково ловко.
Дмитрий Прокудин и с трактором, и с инструментами скульптора управляется одинаково ловко.Фото:Елена ПЕТРОВА

Обычные деревенские ворота, цветник в палисадничке жмется к нагретому по-летнему боку небольшого дома. Плеть винограда тянется к крыше. А войдешь — только успевай удивляться! От леса двор отделяет массивная стена из каменных блоков, при этом она не закрывает дом от чужого взора, а внешний мир — от хозяев, пенсионеров Прокудиных.

Возвращение крестьянского сына

Когда Дмитрий Васильевич привез в конце девяностых свою семью из города в родительский дом, прилепившийся к подножию Лысухи на окраине деревни Знаменки, ни он, ни жена Вера не представляли, как много им предстоит работы.

Дом на склоне, это значит, что прежде чем разбивать огород, нужно хоть немного выровнять землю — копать, таскать, а еще рубить камень и строить своеобразные плотины. Только сдерживает эта преграда не воду, а грунт, стремящийся по законам природы съехать вниз вместе с ростками лука и хвостиками морковки на грядках.

После комфортной жизни в Набережных Челнах главе семьи предстояло вспомнить, что он крестьянский сын. Художник по образованию, до возвращения в родное село преподававший в педагогическом институте, взялся за дело основательно.

— В этом доме выросли мы с братьями, а потом и наши с Верой дети, — рассказал глава семьи. — Когда мы сюда приехали, уклон горы был 13 градусов. Даже машину поставить во дворе невозможно было. Вот и пришлось возводить опорную стену.

Масштабы этой стены впечатляют. Если учесть, что ее длина 72 метра, можно представить, сколько труда вложено, чтобы вырубить из горной породы блоки, каждый из которых весит не меньше полутонны. А ведь потом эти блоки нужно загрузить, привезти и сложить из них стену! Удивительно, как он решился возводить ее, не имея тогда трактора?

За 27 лет жизни в Знаменке Прокудины построили гараж, сарай и сад развели. Гордость Дмитрия Васильевича — шеренга сосенок, которые он высадил чуть выше, на горе. Их здесь, пожалуй, не один десяток! Ближе к забору красуются алыми плодами яблоньки. Росли они дичками, а после умелой прививки радуют хозяев щедрым, ароматным и вкусным урожаем, в чем мы с фотографом Еленой Петровой убедились лично. Рассказал Дмитрий Васильевич и о пяти кедрах, растущих по сути на камнях:

— Я ведь несколько лет на Севере работал. Однажды привез оттуда пять крохотных саженцев, посадил возле сосен. Все ждал, когда же они выше меня станут. Один кедр уже меня перерос!

Умение обобщать

Из усадьбы Прокудиных открывается чудесный вид на Лысуху: поднимешь взгляд чуть выше каменных плит, сдерживающих натиск склона, — красота башкирской природы наполняет сердце восторгом. Все оттенки осени — красные яблоки, зеленые сосны и разноцветье леса — вдруг обрываются под синим куполом неба.

— Поэтому я здесь, поэтому тружусь не покладая рук, — признался хозяин дома. — Нас здесь держит красота!

Неожиданно философским стало продолжение нашего разговора, когда речь зашла об искусстве.

В доме Прокудиных на стеллаже хранятся деревянные скульптуры. Абстракция, плавные и неожиданные изгибы которой завораживают, заставляют всматриваться, пытаться понять, что хотел сказать автор.

Эту коллекцию Дмитрий Васильевич выставлял в Белебеевской художественной галерее.

— Серьезное искусство — это философия, определенное мировоззрение, — считает он. — Многие сегодня стараются не углубляться, делать то, что понятно всем. Одна из моих особенностей — стремление обобщать.

Год назад художник попробовал создать скульптуру из нового для него материала.

— Работа с камнем стала для меня открытием, — говорит он.

Первую скульптуру из песчаника с кварцевыми вкраплениями Дмитрий Васильевич назвал «Поворот плоскостей». Он установил ее на грубый постамент и теперь мечтает сделать еще несколько, объединив все в единую композицию.

Роскошь под ногами

В том, что супруга Дмитрия Васильевича тоже творческая личность, мы убедились, когда Вера Александровна пригласила нас в уютную комнату. Она показалась сказочной.

На окнах и в дверном проеме — плетеные в технике макраме занавеси неброского розоватого цвета. У трюмо — вязаный пуфик, на столике — очаровательные олененок и единорожка. И восхитительная роскошь — под ногами!

Вера Александровна славится в селе как мастерица, которой нет равных в вязании ковров и ковриков из полиэфирного шнура. Причем есть настолько большие и тяжелые, что вяжет их рукодельница, сидя на полу. В зависимости от размера, на них уходит от двух до пяти тысяч метров шнура.

Этому увлечению пять лет. Сначала она смастерила из пышной пряжи плед, потом незаметно для себя вышла на ковры, объемные, красивые, все в сдержанной цветовой гамме — тоже отражение характера хозяйки, наотрез отказавшейся фотографироваться… Но не спешите представлять ее этакой бабулей с крючком и спицами в руках. Пенсионерка до сих пор работает, сама водит машину.

Кроме дома, предмет ежедневной заботы Веры Александровны и Дмитрия Васильевича — две собаки и вальяжная кошка Люся, по-хозяйски разлегшаяся на очередном творении умелицы.

Уезжали мы с чувством радости за людей, нашедших свое счастье в каждодневном труде, живущих в удивительной атмосфере рукотворной и природной красоты.

Белебеевский район.

Автор:Гульнара МУРЗИНА
Читайте нас: