Все новости
«Ветеран»
24 Мая 2022, 22:15

Неравнодушный староста

Накиб Аюпов уверен: главное — любовь к малой родине

из семейного архива Накиб Аюпов — человек с открытой душой.
Накиб Аюпов — человек с открытой душой.Фото:из семейного архива

Озерный — одно из самых дальних сел Учалинского района, расположено в 75 километрах от Учалов в очень красивом месте, рядом с озером Узунгулево. Издавна местные жители привыкли полагаться на себя и плечо односельчанина.

Сплоченный народ. А еще им повезло со старостой. Накиб-агай Аюпов — ветеран труда, уважаемый человек, бывший учитель, активный общественник.

Без социальных объектов нет будущего

— Грустно, когда приходится слышать: там школу закрыли, тут библиотеку не отстояли… Одно время и в нашем районе много школ позакрывали. А что значит для деревни школа, клуб, библиотека, ФАП? Каждый социальный объект — показатель уровня жизни сегодня и перспектив на завтра. И работа старосты не просто следить, чистят ли дороги от снега, вывозят ли мусор, хотя и это важно. Главная задача — забота о будущем вверенного тебе населенного пункта. А будущее есть, только если есть социальные объекты, — убежден Накиб Катипович. — Хотя село наше небольшое — 361 житель, но у нас есть школа, детский сад, библиотека и даже почта. Думаете, не было поползновений со стороны оптимизаторов, будь они неладны? Еще какие. Отстояли всем миром. Писали письма, беспрестанно пороги обивали.

Здание ФАПа было старым, разваливалось. Пришлось бы ждать еще года три-четыре, если бы не обратились в нужные инстанции, Накиб-агай даже до Уфы с челобитной дошел. В прошлом году в Озерном появился модульный ФАП.

Благодаря программе поддержки местных инициатив решили вопрос с электроосвещением, огородили кладбище.

— Вопросов нерешенных много. Нужен клуб. Он есть, но старый. Нужно решить проблему с водой. Люди пробурили скважины у себя, но вода жесткая. Мы решили проблему с бродячими собаками. Выяснили, что виноваты в ней не столько местные собачники, сколько приезжие. На наше озеро приезжают отдыхать очень много людей. Как иные умудряются оставлять здесь своих четвероногих друзей? — недоумевает староста.

Свидетельством большого авторитета Накиба Катиповича является то, что в этом селе сегодня нет продавцов алкоголя из-под полы. Были такие, но вопрос решили. Без полиции — беседами, убеждениями.

Кто подражает отцу, смастерит лук

— Детей от 7 до 18 лет в селе — 131. Молодежи было бы больше, если бы не безработица, бич малых населенных пунктов. У нас более сорока человек работают вахтовым методом. Четверо служат по контракту в Вооруженных Силах, шестеро работают в правоохранительных органах. Я на пенсии, но в душе остаюсь педагогом. И меня, конечно же, в первую очередь волнует вопрос воспитания будущего поколения. Присутствие отца в семье необходимо. Особенно сыновьям. А если глава семьи все время работает вахтовым методом, то, конечно же, воспитание страдает. Мать, какой бы хорошей ни была, не заменит детям отца. А если учесть, что и в садике, и в школе в основном работают женщины, как растить настоящих мужчин — защитников и добытчиков? Я вырос в большой семье. Нас было шестеро детей. Отец работал на шахте. Мы его практически не видели, но присутствие его всегда чувствовали. Знали, что если пришел с ночной смены, мы должны беречь его сон. Мама всегда опиралась на его слово. Понимаю, вы сейчас, как и многие, не одобрите мое мнение, но считаю, что в воспитании мальчишек иногда нужно не только отцовское слово, но и ремень. У нас, башкир, есть пословица:

кто подражает отцу, смастерит лук, а кто учится у матери, будет шить шубы. Мама наша всю жизнь работала, не сидела дома, как во многих многодетных семьях того времени. Дома мы все делали сами. Я, самый старший, распределял обязанности. Даже в маленькой ячейке общества должен быть личный пример и авторитет, чтобы к твоему слову прислушивались, — рассказывает староста.

Может, оттуда у него умение находить общий язык с людьми?

— А для этого много не надо. В деревне ведь все на виду. И поступки, и двор, и вся твоя сущность. Тут одним только языком не убедишь, — считает мой собеседник. — Как бы человек ни стремился закрыться в своем доме за высоченным забором, он — социальное существо. Известная истина: жить в обществе и быть свободным от него никак не получится. Я это осознал очень рано.

У каждой полянки своя история

— Старшее поколение часто сетует, что люди стали не те. Как раньше, так и сейчас люди всякие есть. Меня волнует, что дети больше предпочитают сидеть в телефонах, чем общаться со сверстниками. Мы должны в первую очередь растить социально адаптированную смену. Когда работал в школе, очень любил ходить в походы с детьми. Где мы только не побывали! Объездили, наверное, всю республику. В походных условиях дети больше сближаются друг с другом. Я рассказывал про лекарственные растения, деревья, об истории тех или иных мест. Современные родители обычно выезжают на природу, только чтобы шашлыки пожарить. А кто должен привить любовь к природе, интерес к своей малой родине? До сих пор вспоминаю рассказы своего деда о названиях гор, озер. Даже маленькие ухабы и полянки в населенных пунктах, как правило, имеют свою историю. Многие ли жители их знают? — переживает ветеран.

Накиб Катипович — активный внештатный корреспондент местной газеты. Немало интересных исторических событий осветил на ее страницах. А еще он спортсмен. В юности активно занимался гиревым спортом, борьбой куреш. Радуется, когда видит, что люди тянутся к здоровому образу жизни. В Озерном очень популярна скандинавская ходьба.

О пользе физического труда

— И еще о воспитании. Раньше детей привлекали к общественным работам. Мы умели трудиться. Причем с охотой и азартом. А сейчас мы детей этого лишили. Нынешние законы запрещают. И еще удивляемся, почему ребята такие вялые. За них работаем, принимаем решения и что получаем? В нашей семье, хотя родители и работали, денег не хватало. Мы сами зарабатывали на учебники. Собирали лекарственные травы, ягоды, потом сдавали. В колхозе трудились. Может, это мешало нам учиться? Вовсе нет. Наоборот, мы получали практические навыки, учились работать, — вспоминает педагог.

Накиб Катипович многие годы отдал работе с детьми. Сам он родом из деревни Галиахмерово, окончил школу в Миндяке, филологический факультет БГУ. Обучал детей башкирскому языку, литературе и истории. Говорит, выбрал свою профессию, потому что очень хорошие педагоги были в школе, до сих пор помнит их: по истории и географии — Римму Сальманову, по русскому языку и литературе — Шаулию Юнусову, Марьям Гибадуллину. Повезло ему и с физиком-математиком Галипом Юнусовым, учителем по физкультуре Раятом Кильдебаевым. Вел наш староста и начальную военную подготовку. Как вспоминают те, кто видел его в этом деле, хорошим был военруком.

Нетрудно догадаться, что всех троих сыновей они с супругой, тоже учительницей, Найрой Сайфулловной вырастили достойными людьми. Два старших сына имеют по два высших образования. Младший также с честью представляет фамилию Аюповых. У ветеранов пять внуков.

Что скрывать, в некоторых населенных пунктах жители даже не знают своих старост в лицо, а вот про Накиба Катиповича такого не скажешь. Потому что в нем есть главное, что необходимо общественникам на селе, — неравнодушие и деятельная любовь к малой родине.

Учалинский район.

Автор:Аниса Янбаева
Читайте нас: