Железная дорога для Янаула — гораздо больше, чем вокзал и разбегающиеся от него рельсы. Она — предприятие градообразующее, профессия железнодорожника здесь престижна, о ней с малых лет мечтают янаульские мальчишки. Собственно, и начинался город с небольшой станции, которая со временем стала крупным транспортным узлом, воротами севера республики.
— Я на железную дорогу по стопам отца пришел, сразу после армии, — говорит ветеран. — С тех пор все записи в «трудовой» с ней связаны. Начинал электромехаником. Работа непростая, надо быть наготове в любое время суток. Это сейчас техника вперед ускакала, а тогда...
Хорошо помнит Анфис Фоатович первую нештатную ситуацию. Поздней ночью раздался звонок: на участке Амзя — Камбарка авария, вышла из строя сигнализация. Дело грозило серьезным простоем составов, действовать надо было немедленно.
— Я первым же поездом выехал на место аварии, — вспоминает собеседник. — Прибыл, поезда стоят, машинисты торопят, ругаются. Я молодой еще, чуть голова кругом не пошла. Начал схему смотреть — не могу найти причину. В отчаянии стукнул кулаком по распределительной коробке, и все вдруг заработало! Похвалили за находчивость, премировали. Потом, с годами, опыта набрался. Порой, бывало, лишь по телефону расспрошу «симптомы» поломки и скажу, что делать. Молодежи завидую: кругом электроника, работать гораздо проще стало. В мои-то годы стрелки, например, вручную переводили, да почти все вручную делали.
Не так-то просто найти свое место в непростой жизни. Шаймарданову повезло дважды: он не только четко вычертил магистраль своей судьбы, но и передал семейное дело детям и внукам.
— Даже представить не могу, как они работали, — говорит старший сын Радик. Он руководит домом связи железной дороги. Младший, Айдар, — электромеханик, как отец. Две внучки растут, старшая, Рузана, с выбором жизненного пути уже определилась: только железная дорога.
Шахматная история
Много интересного может рассказать Анфис Фоатович.
— Не знаю, как сейчас, а мы повально шахматами увлекались. Порой даже на обед не ходили, приносили с собой, чтобы успеть партию-другую сыграть. После работы тоже: дома поужинаешь, и обратно к доске. С шахматами, кстати, одна история связана. Маршал Жуков, когда его отправили служить в Уральский военный округ, приехал в Янаул руководить учениями. Зашел к начальнику вокзала, а у того в кабинете — шахматный столик. Жуков спрашивает: «Та-ак, а с кем бы мне сыграть?». Начальство оробело: кто же решится с маршалом Победы состязаться? Позвали путейца Владимира Лонге. Он прямо в робе пришел. Партия долго длилась, кто победил, уже неизвестно. Но после игры Жуков крепко пожал руку сопернику. А вечером для маршала организовали деревенскую баню, куда он пригласил тех, кто прошел под его командой от Москвы до Берлина.
Если перечислять все награды ветерана, газетной площади не хватит. Звание «Почетный железнодорожник России», грамота министерства транспорта — одни из многих. Как и автомобиль «Лада-Приора», подаренный железной дорогой за безупречный труд.