Все новости
«Ветеран»
5 Мая 2015, 15:28

Юлдашев, сын Тимербулата

В военное время сельчанам приходилось занимать даже печные угли

1951 год. В центре — Марс Юлдашев.
1951 год. В центре — Марс Юлдашев.
Я родился в 1937 году в д. Азнаево Бижбулякского района. Отец Тимербулат Миннигалеевич родом из деревни Каранай Стерлибашевского района. В декабре 1939 года он был мобилизован в Красную армию и попал на западную границу СССР, в пограничные войска. Встретил нападение фашистской Германии на боевом посту.
Отец рассказывал, как в 4 ча-са утра 22 июня раздался сильный гул. В небе появились немецкие самолеты и начали бомбить расположение наших войск. Все перемешалось, кругом — руины и глубокие воронки от бомб. Сотни убитых и раненых, хаос... Их командир, Василий Иванович Наумов, сумел собрать оставшихся в живых красноармейцев, обратился к местным жителям и семьям офицеров, чтобы не поддавались панике, ждали приказа командования. Затем оборонялись, с боями выходили из окружения...

Отступая, воинская часть, где служил мой отец, достигла Северного Кавказа. В самые тяжелые дни войны в 1942 году отец вступил в ряды ВКП(б), его назначили политруком батальона. Он принимал участие в боях за освобождение Кавказа, Крыма, победу встретил в Одессе. Его боевые награды: орден Отечественной войны I и II степени, пять медалей. Но самая главная награда — это то, что отец вернулся домой живым.

Мы с мамой и братом Анваром жили в деревне Яшелькуль у родителей моего отца.

Помню, как вся деревня плакала, когда провожали на войну мужчин. Не было никакой надежды, что они вернутся живыми. Вскоре начали приходить «черные письма» — похоронки. В колхозе «Кызыл Юлдуз» работать было почти некому — одни женщины, старики и дети. Весной все, кто постарше, пахали землю, запрягая в плуг коров, быков — лошадей-то почти всех забрали на фронт. Сеяли вручную, разбрасывая семена. Мой дедушка Миннигалей вместе с двоюродным братом Якупом Таймасовым организовали ремонт сельхозинвентаря, — телег, сбруй, вил.

Мы, дети, принимали самое активное участие в посадке картофеля, свеклы, летом на сенокосе. Одним из организаторов этих работ была моя мама — учительница начальной школы. Каждому определяли участок шириной в два метра (одна сажень) и длиной до ста метров. Мы босиком целыми днями пропадали в поле. О еде и думать боялись — ее не было. А вечером выстраивались в очередь — всем детям и взрослым поровну выдавали по маленькому стакану ржаной муки. Это был наш заработок! Зато вечером мамы пекли лепешки, смешивая отварной конский щавель с этой мукой. Урожай убирали также вручную: жали серпами, собирали в снопы, затем в копны. Была одна молотилка, ее на быках передвигали от одной скирды до другой. Эта техника и выдавала зерно.

Осенью начиналась уборка овощей. Ребятня собирала и сортировала картофель, свеклу, морковь. Чем еще нас притягивало поле: собирали сухую ботву, траву, разводили костры и пекли картошку. Такой вкусной была эта печеная картошка! Удавалось досыта наесться и при уборке гороха и подсолнуха.

Запомнилась заготовка продуктов для фронта. Каждому дому давали задание: сдать столько-то килограммов сушеной картошки, свеклы, сухарей. Мы помогали чистить картошку, матери и бабушки ее тонко резали и сушили в печке.

Благодаря дедушке, его умению восстанавливать различный деревенский инвентарь, продуктов хватало до апреля. А в начале мая уже начинали голодать. Чтобы прокормить семью, женщины занимали друг у друга, у кого что есть. Брали муку, картошку, крупу с условием вернуть осенью. Занимали керосин, спички. Если не оставалось спичек, «хранили огонь»: большие куски горячего угля закапывали золе, а утром растапливали этими углями печь. Те, у кого не было ни спичек, ни углей, приходили за ними к соседям. А нам, мальчишкам, приходилось искать новые способы пропитания.

В конце марта прилетали грачи. Мы ждали их с нетерпением. Птиц было очень много. Они гнездились на деревьях целыми колониями. Ребята постарше брали их стрелами, капканами. Мы ждали, когда грачи начнут класть яйца. Это была неописуемо вкусная еда для голодных мальчишек. Через несколько недель наступал очередной этап — охота на грачат. Здесь уж мы были мастера. Собираемся по трое-четверо мальчишек. Один лазает по деревьям, ловит птенцов, которые еще не могут летать, другой режет их, чистит от перьев, потрошит и вот уже на треноге висит чугунок, горит костер и закипает вода, набранная прямо из речки. Через 15 — 20 минут тушки готовы. Эта ежедневная наша охота спасла многие жизни. И сегодня стоят перед моими глазами сверстники: двоюродные братья Мухаметьян, Идрис, друзья Гаяз, Раян, Миннибай, Раис, Рафик. К великому сожалению, живы сегодня лишь двое: Гаяз и Рашит Таймасовы…

Еще одна радость летней жизни — рыбалка. Благо, дедушка, мастер на все руки, научил вить сети из ивовых прутьев.

Осенью после уборки зерновых тайком собирали оставшиеся колосья. Конечно, это было запрещено, но все равно, мы сушили колоски на солнце, на ручных мельницах мололи зерно и варили кашу. Вот так мы питались, чтобы не умереть с голоду. Большинство выжили, дожили до Дня Победы, которую приближали и труженики тыла, в том числе и мы, дети военных лет. Мне 78 лет, и я все помню.
Участник Великой Отечественной войны, заслуженный учитель БАССР Тимербулат Юлдашев.

Об авторе

Марс Тимербулатович Юлдашев — доктор медицинских наук, заслуженный врач РФ и РБ, член-корреспондент РАЕН, профессор. Автор более 300 научных работ, 30 рационализаторских предложений, имеет 15 патентов на изобретения. Награжден медалями им. А. Нобеля и В. И. Вернадского.
Читайте нас: