Все новости
«Ветеран»
26 Декабря 2013, 15:55

Орден за командирский танк

Пролежав в запасниках 60 лет, награда нашла героя

Врач-хирург, а во время войны артиллерийский инструментальный разведчик Фарит Галиевич Валиев орден Красной Звезды получил через 60 лет после победы в Великой Отечественной. А подвиг свой он совершил в феврале 1945 года.
Ехать в госпиталь отказался

Фарит Валиев родился в 1925 году в деревне Олокуль Кармаскалинского района. Через год после окончания школы, едва исполнилось 17 лет, подал заявление об отправке на фронт. Шел 1943 год.

В Тоцких лагерях ему удалось пройти отбор для учебы в школе артиллерийской инструментальной разведки. Отучившись и получив звание сержанта, отправился на Ленинградский фронт. Его зачислили в артиллерийский полк 5-й гвардейской артиллерийской дивизии резерва Главного командования.

В дни окончательного прорыва блокады, когда дивизия наносила сокрушающие удары по врагу, сержант Валиев находится меж двух огней — своих и вражеских, ибо место инструментального разведчика ближе к позициям противника.

«Наша дивизия участвовала в заключительном этапе прорыва Ленинградской блокады в январе 1944 года, — рассказывает Фарит Валиев. — К весне ее перебросили на Карельский перешеек, где она участвовала в разрушении неприступной линии Маннергейма. Наши полки вели массированный огонь тяжелой артиллерии, иногда совместно с бомбардировочной авиацией, так что опасность для артиллерийских разведчиков была большая. Тем не менее «линия Маннергейма» была разгромлена».

Летом 1944 года дивизия перебазировалась в зону активных действий 2-го Украинского фронта. Последовали тяжелые бои за освобождение Молдавии, Ясско-Кишиневская операция. «От артподготовки стоял такой грохот, — вспоминает Фарит Валиев, — что, казалось, шар земной раскалывается на куски. От линии обороны противника ничего не осталось. Пехота пошла вперед почти без боя, а наша дивизия на второй день вошла в Кишинев».

Части дивизии вступили на румынскую территорию, пересекли по горным дорогам венгерскую границу. «Нашу артиллерийскую дивизию резерва прорыва перебрасывают на самые ответственные участки фронта — танкоопасные направления, — пишет ветеран в своих записках. — Теперь мы оказываемся на территории то Чехословакии, то Венгрии. Особенно опасными были бои при взятии Будапешта, близ озера Балатон. Далее с боями освободили Австрию, ее столицу Вену. А в начале апреля 1945-го дивизия совершила марш в направлении Берлина. Мы все предвкушали близкую победу. «На Берлин!» — писали на щитах орудий, на машинах, где только можно. Но мне не посчастливилось торжествовать Победу…».

В предместье Берлина Фарит Валиев получил сразу два осколочных ранения: в левую руку и голову. К счастью, он попал в руки врача, о котором ходили легенды, — к Карасеву, вытаскивающему бойцов с того света. Валиев наотрез отказался от отправки в госпиталь, а когда поправился, вернулся в свою часть. Здесь ему вручили медали: «За боевые заслуги», «За взятие Берлина» и «За отвагу».

Став врачом, Фарит Галиевич часто вспоминал доктора, спасшего его от верной гибели. Карасев в полевом медсанбате извлек из кости головы кусок металла. Справился он и с раздробленной костью на руке, не допустив ампутации. Разве смог бы он стать хирургом, не будь руки?

Доктор Карасев не только лечил раненого Валиева, но и дал ему совет — идти в медицину. «Тебе на роду написано стать врачом, — говорил Карасев. — Ты человек добрый и мягкий. И руки у тебя просятся в хирургию».

Но до этого еще было далеко. Вернувшись в строй, Валиев оказался в воздушно-десантной части. Стал осваивать парашют, совершил почти 70 прыжков, один сложнее другого. А тут пришло направление в военное училище. Пришлось подчиниться. Валиев успешно окончил его, служил на офицерских должностях, а потом уволился в запас.

Подбили командирский танк

Теперь об истории ордена. Это было на берегу реки Тисса. «Дивизия готовилась к форсированию реки. 122-й пушечно-гаубичный полк успел переплыть ее и стал готовиться к созданию огневых позиций, — вспоминает Фарит Валиев. — Будучи старшим вычислителем полка, я находился в непосредственной близости от начальника штаба полка майора Яковлева. Вдруг видим, с правого фланга танки. Тридцать-четверки, 20 машин. Но почему они идут на нас? И тут из головного танка открыли огонь. Для ответного огня времени уже не было. Расчеты начали разбегаться, бросив пушки. Майор Яковлев вывел ближайшую пушку на прямую наводку, а я встал за подносчика и заряжающего. Мы произвели несколько выстрелов и подбили командирский танк. Остальные повернули назад».

Подвиг не остался незамеченным. Яковлева и Валиева представили к ордену Отечественной войны. Но вручили Фариту Галиевичу медаль «За отвагу».

И вот, вспоминая минувшие дни, Фарит Галиевич рассказал о боевом эпизоде школьникам, которые пришли на встречу с ветераном в Республиканский музей боевой славы. Автор строк начал выяснять подробности, ведь представление к ордену Отечественной войны могло просто затеряться во фронтовой текучке. Направили запрос в центральный архив минобороны города Подольска Московской области. Пришел ответ, а за ответом — боевая награда, которая пролежала в запаснике без малого 60 лет.
Читайте нас: