Все новости
«Ветеран»
26 Сентября 2013, 15:40

Бабаевские бабушки

Главное, что есть гармонь и пенсия вовремя

Без гармониста бабы Маши в деревне не проходит ни один праздник.
Без гармониста бабы Маши в деревне не проходит ни один праздник.
Зачастую после семидесяти человек начинает осмысливать прожитое, готовить себя к переходу в вечность... Не всякому удается при этом сохранить присутствие духа, полноценный жизненный тонус. Ворчать да молодежь поучать — удел незавидный. А вот в Бабаево, что под Калтасами, живут бабушки, которых и старушками-то величать язык не повернется. Хотя годков им... Они, в принципе, их не скрывают, но будем уважать тайну женского возраста. Зато секрет долголетия Мария Ахмадеева и Изимлык Николаева озвучили почти в один голос, не задумываясь: «Жить с душой. Да чтоб пенсию вовремя носили».
Пенсия у них, бывших колхозниц, конечно, не ахти какая. Вот так у нас: всю жизнь оттрубили в знатном по тем временам колхозе «Красная армия», с малых лет — доярками да свинарками, и заработали на старость сущие крохи. Но они и тому рады. Другое их печалит:

— Нет больше нашей свинофермы. Да много чего нет. Овец, кур, лошадей в колхозе разводили, неужели теперь это больше никому не нужно?

Зато, словно в память о временах былых, самый настоящий колхоз развернут на подворье Марии Николаевны: и лошадь, и корова, и овцы, а количество птицы — гусей, уток да куриц даже хозяйка точно назвать не смогла. Нелегко, конечно, управляться, ведь еще и огород немалый. И муж Саляй Тимербаевич, знатный в прошлом механизатор, здоровьем уже не блещет. Зато не зря детей растили! Сыновья и дочери не только многочисленными внуками-правнуками осчастливили, но и по хозяйству помогают всем миром. Но удивляться еще больше начинаешь, когда порог дома переступишь. Всюду половики да ковры домотканые, на столах — салфетки ручной работы, множество другого рукоделия.

— Вот на этом ткацком станке работаю, — улыбается хозяйка. — Сколько лет ему? Не скажу точно, еще дедушка мой делал. И крючком вяжу — когда гусят пасу, например. А вот у платья моего своя история, — говорит она о своем наряде по случаю приезда гостей. — Есть у нас, марийцев, обычай: внучка, выйдя замуж, дарит бабушке свой подвенечный наряд. У меня как раз такой, от внучки. Зовут дети в город жить, да не для меня это. Приеду погостить, день поживу, и все, сама не своя: домой тянет. Главное — общения там не хватает, все спешат куда-то. А у нас — пошла за водой, с кем-то обязательно встретишься, поговоришь. Или вот с Изимлык спеть можно. Давай, подруга?

С верхотуры старинного шкафа извлекается гармонь. Через минуту полон дом марийских напевов. Народные, застольные песни сменяют одна другую. Пусть даже не все понятно — за душу цепляет необъяснимо. Играть Марию Николаевну научил еще в молодости дядя — мастер по гармоням, не один десяток их изготовил. Теперь в деревне праздник ли, свадьба или юбилей — без бабы Маши дело не обходится. На концертах в клубе ее номера всегда под занавес, на десерт. И пусть после этого говорит кто-то сколь угодно, что утрачена связь времен, что иссякли родники души народной. Жива она, эта душа. В таких вот деревнях она прописалась, за дедовскими станками с дядюшкиными гармонями. Кто не верит — приезжайте в Бабаево, встретят с песнями и проводят тоже.
Читайте нас: