Завоевать авторитет у школьников современному учителю непросто. Главное, ребята должны быть уверены: их наставник знает ответы на все вопросы. Но непростая наша жизнь ставит порой задачи, выходящие далеко за рамки университетских программ. А времени для их решения практически не оставляет. Что делать? Повезло в этом плане тем, кто учится в Калтасах — за любым советом можно пойти к Михаилу Илтубаеву — подскажет, выручит.
В свои без малого восемьдесят он не устает удивлять остротой мысли, широтой кругозора. Помнит, кажется, всех, кого учил когда-то. И не только генералов и ученых, известных артистов и будущих коллег по цеху.
— Вот этот никак закон Бойля-Мариотта не мог усвоить, приходилось дополнительно заниматься. Сейчас на железной дороге работает. А вот ей я советовал в науку пойти, все задатки были, но стала врачом и тоже успехов добилась, — Михаил Илтубаевич бережно листает старые альбомы. Вот и армейские пожелтевшие снимки — бравый лейтенант-танкист с друзьями на башне грозной машины машет рукой в объектив.
— В армии после физмата пединститута пришлось послужить, — говорит собеседник. — Предлагали остаться, я ведь еще и спортсменом неплохим был. Да только все мои мечты остались дома, в Калтасах. А главной была — на деле воплотить все, чему научили в институте. Так что танковым войскам пришлось вежливо отказать.
У сельского учителя особый статус. В глазах односельчан он здесь один из главных людей, что, по сути, так и есть. Миротворец и третейский судья, знаток всего на свете и провидец событий… Нелегко соответствовать такому статусу, быть на высоте его. Но иначе нельзя — вернуть потерянное доверие мало кому удается на селе, где всяк на виду. Что ж, он позиций не терял никогда.
С первых шагов в профессии коллеги выделяли молодого физика Калтасинской средней школы не только за знание дисциплины. Умел найти свои подходы к ученикам, к нему тянулись и физику не пропускали даже по болезни. Да-да, приходили на урок, а после — снова домой, здоровье поправлять.
— Знаете, просто мне очень повезло тогда, я оказался в прекрасном коллективе, где ничто не отвлекало от творческой работы, — объясняет Илтубаев свои первые успехи. — Не секрет ведь, что педагоги — народ довольно амбициозный, сплотить их в одну команду удается не всегда. У нас в те годы как раз такая команда и сложилась. Горжусь тем, что вскоре выпало ее возглавить.
Став директором школы, Илтубаев не вознесся над людьми. Вместе с учителями и учениками лихо отплясывал в ансамбле танца, гонял за школу на лыжах, ходил в походы по окрестностям. При этом спросить в случае чего мог так, что провинившиеся долго еще директорский кабинет за версту обходили. Не криком брал — где надо, помогал разобраться в ситуации и предлагал выход, когда нужно — умел пристыдить без обид, делу на пользу. Его таким и помнят — рассудительным и вдумчивым, строгим и тактичным одновременно. Все это очень пригодилось и на новом месте, когда стал заведующим роно.
— Страна как раз переходила на всеобщее среднее образование, — говорит ветеран. — Району не хватало школ, многие ютились в аварийных развалюхах. Ситуация была очень непростая, дефицит времени не позволял дожидаться строительства типовых школ. На свой страх и риск решили средства, предусмотренные на капитальный ремонт, использовать для сооружения пристроев к школам, интернатов, столовых, учительских квартир. Строили сами, хозяйственным способом. Слава Богу, наверху нас поняли, наказывать и препятствовать не стали. А потом и типовые здания начали расти одно за другим. Так что пришлось на какое-то время стать прорабом, — улыбается. — Хотя работу с педагогическими кадрами, в первую очередь с молодежью, никто не отменял. Мы тогда район по основным показателям с 52-го места в республике на четвертое вывели. Руководство за это нам новенькие «Жигули» выделило.
Есть о чем вспомнить Михаилу Илтубаевичу. О людях, которых учил и у которых учился сам, о радостях и невзгодах на трудной стезе педагога. Но больше волнует, тревожит его день сегодняшний:
— В школьной реформе, проводимой сейчас, я вижу немало положительного. Безусловно, она и повышению качества образования послужит, и отстать от времени не позволит. Вот только нельзя ее проводить с шашками наголо. Я вот что имею в виду. Мы, безусловно, во многом осуждаем тот же царский режим. Но вот вам факты: в те времена в этих местах одна за другой открывались школы, ставшие позже начальными. Едва стартовала реформа — они исчезли, все до одной! Начальных школ в районе больше нет! Разве можно так?! Это же не революция, чтобы рушить все до основания. И вот как теперь мне, лектору общества «Знание», работу которого мы на уровне района возобновили и поддерживаем, отвечать на довольно частые и резонные вопросы? Неужели невозможно было все сделать плавно, без потрясений? Конечно, возможно, только у нас так не принято, мы без стрессов жить не можем, — с болью в душе говорит ветеран.
Кто после этого монолога решится сказать, что человек со временем отстает от жизни, отходит на обочину ее? Чтобы еще раз убедиться в обратном, постарайтесь найти книгу «Свет просвещения в стороне Калтасинской». Автор — Михаил Илтубаев.
Бывшие ученики хорошо помнят своего учителя. И не только по урокам физики.
— Был как-то у нас вечер танцев, — вспоминает Лидия Мухаметшина. — А Михаил Илтубаевич только-только работать начал, его и назначили за порядком следить. И вот зазвучал вальс. Мне девчонки говорят: может, пригласишь молодого? Да вы что, отвечаю, он, поди, и не умеет. Тем более, говорят, хоть посмеемся. Но смеяться не пришлось — так отвальсировал, что ребята вокруг остановились да ахнули. А окончательно зауважали, когда он на лыжных соревнованиях позади даже физрука оставил, перворазрядника, между прочим.