Все новости
«Ветеран»
25 Февраля 2013, 17:36

Сталинград Мухарямова

На фронте — бесстрашный пулемётчик, в мирной жизни — мудрый аксакал

Победу в Сталинградской битве «добыли» обычные люди — солдаты и офицеры, среди которых был и кавалер орденов Славы II и III степеней,  Боевого Красного Знамени, Отечественной войны I степени, заслуженный учитель БАССР Нургали Мухарямов.
Победу в Сталинградской битве «добыли» обычные люди — солдаты и офицеры, среди которых был и кавалер орденов Славы II и III степеней, Боевого Красного Знамени, Отечественной войны I степени, заслуженный учитель БАССР Нургали Мухарямов.
На фронте — бесстрашный пулемётчик, в мирной жизни — мудрый аксакал
— Мой Сталинград, — смело может сказать о городе-герое давлекановец Нургали Исмагилович Мухарямов. С осени 1942 года до победного завершения Сталинградской битвы находился на боевых позициях командир отделения станковых пулеметов 235-го гвардейского стрелкового Ясского полка 81-й Красноградской Краснознаменной дивизии.
— …Бои шли каждый день — то немцы атаковали, то мы. Бились за каждый дом, подъезд, подвал. Над руинами все время висело по полсотни немецких самолетов, из которых дождем сыпались бомбы, позиции постоянно обстреливала тяжелая артиллерия. Все вокруг было перепахано взрывами не один раз. Не знали, кто справа, кто слева. Услышим крики «ура», радуемся: наши еще есть! Не спали по три-четыре дня: уснешь — немцы сразу уничтожат. Однажды со стороны реки пошли в атаку матросы. Но немцы тоже за руины держались цепко. Изматывающие бои шли до самого перелома в ходе сражения — до февраля, — вспоминает Мухарямов.

Там, в развалинах Сталинграда, уцелевший в течение недели стрелок-пехотинец уже считался ветераном. А Нургали Исмагилович находился на передовой много месяцев. Многие солдаты из его пулеметного расчета погибли, отправляясь за водой, хлебом, патронами, — снайперы не давали поднять головы. Высокой ценой отстояли Сталинград его защитники.

Когда все завершилось, победу праздновать было некогда, командир построил остатки полка, поздравил с тем, что остались живы, и поставил новую боевую задачу — впереди Курск.

После той жестокой битвы с врагом начался боевой путь Нургали Мухарямова по фронтам Великой Отечественной.

В его военной биографии было много тяжелейших боев. «Максим» Нургали всегда был на переднем крае, и враг в первую очередь старался подавить опасную огневую точку.

Тысячи снарядов и пуль пролетели мимо, но буквально за полтора месяца до победы, 17 февраля 1945 года, в Венгрии солдат был тяжело ранен. Полуживого, его чудом не раздавил немецкий танк. Потом на воина, лежащего рядом с полусотней убитых врагов, наткнулись наши разведчики.* На санитарной повозке под непрерывным артобстрелом раненого переправили за реку. Но жизнь его еще оставалась в опасности. Фашистский воздушный ас, хотя и видел опознавательный знак, бросил бомбу на госпиталь. — Больше сотни раненых и медработников, все, кто был в помещении, погибли. Нургали Исмагилович спасся лишь потому, что операционная, где ему в тот момент оказывали помощь, была в отдельной палатке.
С того момента судьба открыла перед ним широкую и длинную дорогу жизни.

Мухарямов был на всех встречах однополчан, на всех мероприятиях в качестве почетного гостя. Участие в торжествах в честь 70-летия победы в Сталинградской битве — пятая такая поездка заслуженного ветерана.

С теплотой он вспоминает прошедшие юбилейные дни: «Нам, ветеранам войны, был оказан самый душевный прием. Волонтеры-добровольцы из 27 регионов страны встречали на вокзале, помогали на каждом шагу, сопровождали на все торжественные мероприятия».

Особенно запомнилось лазерное 3D-шоу, которое просмотрели на одном дыхании. Сначала на фасаде гостиницы «Волгоград» появилась огромная красная звезда с силуэтом Родины-матери. Все ахнули, когда вдруг на глазах у многотысячной толпы здание гостиницы «рухнуло» под бомбежками вражеской авиации. Площадь застыла в немом изумлении от точности изображения. События стремительно развивались. Вот немцы сбрасывают бомбы, а вот уже дан отпор фашистам, и один за другим начинают «вставать» дома, город поднимается из руин. И как апофеоз: алое Знамя Победы на черно-белом фоне кадра…

Не успели люди перевести дух, как начался небывалой красоты фейерверк.

— Было время, когда, приезжая на свои встречи, мы проходили по окопам и траншеям, оставшимся после боев, перелезали через воронки, — вспоминает Нургали Исмагилович. — Сейчас эта фронтовая земля застроена прекрасными многоэтажными домами, в которых счастливо живут люди. Сохранено лишь два фрагмента разрушенных во время боев зданий. И мы, ветераны, рады, что война остается только в нашей памяти.

Возвращаясь к далеким событиям, Нургали Исмагилович вспоминает, как после восьми месяцев госпиталей вернулся домой. Создал семью. Учительствовал. Вырастил пятерых сыновей, которые подарили ему 52 внука, внучек и правнуков.

Детям своим наказывал — не ищите легких путей, работайте там, где вас примут. И они достойно отработали положенный срок, сейчас на заслуженном отдыхе. Один из сыновей уже 30 лет служит имам-хатыбом города Ноябрьска. Не так давно ветеран хотел совершить хадж. Подготовил все документы, но сын отговорил: непростое это дело в пожилом возрасте. Совершил хадж вместо отца.

Нургали Исмагилович только после 60 лет занялся изучением арабского языка. Едва стал понимать его основы, вспомнил все суры Корана, которые читал ему в детстве отец, и потому успешно сдал экзамены сначала на муэдзина, а затем на имам-хатыба.

Сегодня его жизнь расписана на недели вперед. Во всех деревнях и поселках Давлекановского района, Раевке, Чишмах, Уфе — везде ждут мудрого, знающего жизнь не по учебникам духовного наставника. Несмотря на солидный возраст (ему скоро исполнится 90 лет), Нургали Исмагилович обязательно приедет к каждому просящему участия.

* Описание последнего боя Н. И. Мухарямова и действий полка на правом берегу венгерской реки Грон вошло в V том Истории Великой Отечественной войны, изданной МО СССР в 1963 году.
Читайте нас: