Все новости
«Ветеран»
17 Июля 2012, 04:43

На кого бросится акула — на человека боязливого или на сильного духом?

Болезнь подобна хищнику, говорит хирург-онколог Рашит Бадыков — победитель республиканского конкурса «Лучший врач-2011» в номинации «За верность профессии»

Доктор Бадыков.
Доктор Бадыков.
Такое достижение предполагает, как минимум, высокий профессионализм конкурсанта, его неустанную «резвость» в работе и, конечно же, неистребимую человечность в отношении пациентов, коллег, вообще окружающих. Все эти качества — назову их главными нитями его жизни — у Рашита Газизовича с давних пор налицо. Он их не просто придерживался долгие годы своей лечебной и организационной работы, но сделал сутью собственного характера, железным остовом натуры, отшлифовал, что называется, до блеска и вот сверкнул ими с высоты своих 80 лет.
Написал я эти строки и подумал: а правомерно ли рассказывать о докторе Бадыкове в приподнятом, пафосном стиле? Он же сдержан, по-настоящему прост и скромен. Не надувает щеки, не выпячивает грудь, хотя имеет полное моральное право держать себя позаметнее даже среди коллег. Да плюс ко всему сказанному является не просто доктором (в смысле врачом по профессии), а еще ученым — доктором медицинских наук. Не просто хирургом, а специалистом с 55-летним практическим стажем. Счет выполненных им операций давно перевалил за 10 тысяч, среди них сотни сложнейших, десятки уникальных.

Трудится Рашит Газизович вдумчиво, творчески. Он перво-внедренец целого ряда передовых технологий в области лечения злокачественных новообразований. Именно он в нашем регионе внедрил в практику реконструктивные пластические операции на бронхах и трахее, что позволило сохранять функционирующую часть легкого, а также аналогичные операции на пищеводе. На протяжении многих лет совершенствовал комбинированные методы лечения. В результате целенаправленной работы в отделении возникла и окрепла подлинная школа той части онкологии, что связана с хирургическим вскрытием грудной полости при травмах легких, сердца, сосудов, пищевода...

Вполне уместно напомнить здесь и о том, что Р. Г. Бадыков удостоен ряда правительственных наград и званий, является почетным гражданином Уфы. Но, повторяю: он прост, доступен, соучастлив, словно рожденный по программе «Трудись, но не заносись». И еще один (возможно, рекордный) факт. В должности заведующего отделением торакальной (от греческого «торак» — «грудь») хирургии онкологического диспансера Рашит Газизович проработал 45 с лишним лет!

Приведенные сведения и впечатления попали в мой блокнот не только из служебных бумаг. Добрый десяток лет общаюсь с Рашитом Газизовичем лично, познакомившись в критическую минуту, приведшую меня на операционный стол.

— Вопросы есть? — спросил он меня, осмотрев и прослушав после того, как я пришел в себя после операции и двухсуточного пребывания в секторе реанимации.

— Рез-з-зультат? — с трудом выдавил я, не очень-то веря, что вновь могу что-то соображать.

— Состояние ваше — в предполагавшихся пределах. Жить будете, — ответил он и после паузы добавил: — Правда, без желудка: его пришлось полностью удалить. Долго ли будете жить — пока что сказать сложновато. Это во многом будет зависеть от вас. Как станете есть-пить, двигаться, дышать. И твердо запомните: сильно будет зависеть от ваших мыслей. От настроя, значит. Настрой на жизнь, надежда на лучшее — великая сила!

Как-то позднее, когда разговор снова коснулся этой темы, Рашит Газизович загадал вот такую «загадку».

— Представьте кораблекрушение. Два человека с затонувшего судна плывут в сторону берега. Мужественный и трусливый. Вдруг появляется акула. Кого она схватит, а кого предпочтет не трогать?

Я медлил с ответом, не зная, что и сказать. Тогда он пояснил:

— Акула нападет на труса. Именно так в реальности и бывает. Почему? Она улавливает, как полагают, какие-то волны, импульсы (вопрос не изучен) страха и заранее знает, кто станет более легкой добычей.

Нечто похожее наблюдается в случае с болезнью. «Эманация страха», пессимистический настрой, боязнь отнюдь не помогают излечению, а, наоборот, снижают сопротивляемость организма, открывают ворота осложнениям. Скажу откровенно: даже излечившись, пессимист живет меньше. После операции, подобно вашей, средний срок жизни — 5-7 лет. У людей мужественных он в два, а бывает, и в три раза длиннее, у боязливых, следовательно, короче среднего уровня.

— Поймите меня правильно, — сказал он в заключение той памятной беседы. — Надо быть осмотрительным, аккуратным со своим здоровьем, но нельзя предаваться беспросветной озабоченности. Уныние даже по религии считается грехом. Хорошо про это Пушкин сказал:

В день уныния смирись:

День веселья, верь, настанет...

Вот такой урок преподал мне доктор Бадыков. И я не забываю о сказанном. Несколько раз после операции он проверял мое состояние, давал советы, за что я ему очень благодарен. И всякий раз шутливо заканчивал: «Разрешается жить дальше».

Впрочем, его человеческая доброта не есть всепрощенчество. Особенно, когда речь идет о работе, о профессиональной этике, морали.

Что в итоге? Жизнь продолжается. Доктор Бадыков делает свое дело. Иногда, придя домой после трудного дня, чтобы снять напряжение, берет в руки баян. А про работу свою, про специальность однажды он так сказал: хирургия — это ремесло, творчество и искусство. В этой фразе — его характер.
Читайте нас: