Все новости
10
Транспорт
26 Марта , 11:15

Проводник в телефоне

В Уфе начали курсировать автобусы с системой «Говорящий город»

Альберт ЗАГИРОВ  С помощью мобильного приложения инвалид может сообщить водителю о намерении сестьв автобус или выйти из него.
С помощью мобильного приложения инвалид может сообщить водителю о намерении сестьв автобус или выйти из него. Фото:Альберт ЗАГИРОВ

Пятнадцать специально оборудованных «НефАЗов» выполняют рейсы по маршруту № 110 «Аэропорт — Автоцентр ВАЗ». Система «Говорящий город» помогает воспользоваться этим транспортом слабовидящим и маломобильным пассажирам, в том числе инвалидам-колясочникам.

Как она действует на деле, представителям СМИ рассказали на презентации, которая прошла на парковке у Конгресс-холла «Торатау». Именно сюда прибыл один из красавцев-автобусов популярного маршрута.

С виду этот «НефАЗ» выглядит как обычно. Но если заглянуть в кабину водителя, то можно заметить небольшое устройство с экраном, закрепленное под потолком. Именно оно сообщает водителю, что на остановке его ждет особенный пассажир.

— Автобусы самого протяженного уфимского маршрута № 110 стали удобнее для инвалидов по зрению и для тех, кто имеет проблемы с передвижением. «Говорящий город» — отечественная разработка, пользоваться ею можно, установив приложение на свой смартфон. Оно позволит человеку с инвалидностью узнать, когда подойдет автобус, и подать водителю сигнал, сообщив о себе. А звуковой маяк поможет найти дверь. С предложением установить такую систему выступил член Общественной палаты, адвокат, инвалид по зрению Булат Сафин, и глава республики Радий Хабиров его поддержал, — пояснил пред­седатель Общественной палаты РБ Данияр Абдрахманов.

Альберт ЗАГИРОВ  Данияр Абдрахманов
Данияр АбдрахмановФото:Альберт ЗАГИРОВ

Маршрут № 110 был выбран в качестве пилотного совсем не случайно. Он протяженный, пролегает с севера на юг и охватывает несколько районов. Если система зарекомендует себя с лучшей стороны на этом маршруте, к нему добавятся другие. В идеале она должна быть установлена в каждом автобусе. Но для этого, конечно, потребуются средства.

— Это очень удобно, очень важно. Такие системы работают в Санкт-Петербурге и Москве. Теперь мы стали одним из регионов, которые внедряют систему. Это было достигнуто именно благодаря поддержке со стороны Радия Фаритовича Хабирова — до этого было много обсуждений, и мы не могли решить вопросы. Ведь отношение государства к инвалидам — маркер того, насколько наше общество гуманно. В этом смысле наша республика сделала большой шаг вперед, — подчеркнул Булат Сафин.

Булат Сафин
Булат Сафин

Как именно работает система, наглядно показала заместитель генерального директора по связям с общественностью компании «Говорящий город» Алена Болдышева.

— Прежде всего человек должен скачать на свой телефон бесплатное мобильное приложение, которое при необходимости озвучивается. Находясь на остановке, он, открыв приложение, может узнать, автобус какого маршрута подъезжает, и, нажав на кнопку, передать сигнал водителю. Водитель, получив сигнал, сразу понимает, какой пассажир его ждет. Если это человек в инвалидной коляске, он подъедет ближе к тротуару, выйдет из кабины и откинет аппарель. Если это человек с ослабленным зрением, над одной из дверей сработает звуковой маяк, что позволит ему сориентироваться. Находясь в салоне, пассажир может подать водителю сигнал о намерении выйти на следующей остановке, и тот обеспечит высадку, — рассказала Алена Болдышева.

Альберт ЗАГИРОВ  Алена Болдышева
Алена БолдышеваФото:Альберт ЗАГИРОВ

Сейчас система «Говорящий город» доступна уже в 43 регионах. Для ее функционирования используется технология открытого радиоканала. Она работает безотказно, заверила зам­руководителя компании. Даже при подавлении сигналов оборудование обеспечивает уверенный прием на расстоянии до 100 метров.

— Новая система работает уже неделю. Пока о ней, видимо, не все знают, и инвалидов, желающих сесть в автобус, не так много. Но мы готовы помочь всем пассажирам, которые в этом нуждаются, — отметил водитель автобуса № 110 Ильнур Галлямов.

В целом же, по словам генерального директора ГУП «Башавтотранс» Надира Самиева, в автопарке предприятия сегодня 1078 автобусов, адаптированных для маломобильных граждан в рамках программы «Доступная среда». В Уфе этим требованиям соответствуют 764 автобуса.

— Система «Говорящий город» стала очередным шагом на этом пути. Но мы на месте не стоим и будем двигаться дальше, — заверил руководитель «Башавтотранса».

Надир Самиев
Надир Самиев
Автор:Галина ПЕТРОВА
Теги:уфа
Читайте нас: