Все новости
Транспорт
14 Января , 13:15

Под перестук колёс

Железная дорога становится одним из драйверов экономического роста

пресс-службы КбшЖД А ведь недаром Ленин назвал Башкирию второй Швейцарией. Рост железнодорожных перевозок к горнолыжным курортам —  тому доказательство.
А ведь недаром Ленин назвал Башкирию второй Швейцарией. Рост железнодорожных перевозок к горнолыжным курортам — тому доказательство.Фото:пресс-службы КбшЖД

Считается, что из Великой депрессии в 30-е годы прошлого века Америку вытащило развитие транспортной системы. В некоторой степени в нынешней ситуации Россия повторяет тот же путь, хотя и на новом витке истории. Сухие цифры статистики перевозок пассажиров и товарной продукции показывают оживление, а по некоторым позициям и рост экономики.

Что, конечно, не может не радовать.

Миллиардный пассажир — из Башкирии

То, что по железной дороге ежегодно перевозят более миллиарда пассажиров, удивило даже президента страны Владимира Путина. «Вот уже и на миллиард перешли по пассажирским перевозкам», — с некоторым восторгом сказал он на декабрьском железнодорожном съезде. Для нас же важно, что этот пассажир был в прошедшем году из Башкирии. Им оказалась Карина Янбарисова — студентка второго курса Уфимского университета науки и технологий.

Она оформила билет на дневной поезд «Ласточка», который отправился из Демы в Иглино. Карина призналась, что на скоростном поезде она ездит ежедневно, так как учится в Уфе, а живет в пристоличном райцентре.

На уфимском вокзале железнодорожное начальство вручило счастливому пассажиру «золотой» абонементный билет на любое пригородное направление «Ласточки» и другие памятные подарки. А глава республики Радий Хабиров подарил еще и статуэтку «Миллиардный пассажир».

— Качество пассажирских услуг, которые сегодня предоставляют железнодорожники, все выше, а путешествовать по железной дороге становится с каждым днем комфортнее. Появляются новые составы, современные локомотивы. Поздравляем нашего миллиардного пассажира. Пользуйтесь услугами РЖД, — призвал Радий Хабиров.

Понятно, что этого пассажира могли выбрать в любом другом регионе — при цифрах с девятью нулями это сделать нетрудно, но остановились все же на Башкирии. Как признались в беседе с «РБ» специалисты отрасли в кулуарах железнодорожного съезда в Москве, «это отметка особых отношений с республикой». Впрочем, мы и сами видим, что взаимодействие региона с РЖД становится все теснее.

Начальник Куйбышевской железной дороги Вячеслав Дмитриев в перерыве съезда пообщался с журналистами и сказал, что «за 11 месяцев перевезли 17,7 миллиона пассажиров с ростом почти десять процентов».

— В пригородном сообщении показатели превысили допандемийный 2019 год, а в Башкортостане вообще побит десятилетний максимум, регион поднялся на лидирующие позиции в России по динамике прироста, — отметил он. — В начале декабря мы перевезли миллиардного пассажира ОАО «РЖД» именно в Башкирии.

Отметим, что в республике за 11 месяцев пригородными поездами перевезли более четырех миллионов пассажиров, что практически на четверть больше, чем за 2022 год. В основном увеличение пассажиропотока связано с поступлением нового подвижного состава — рельсовых автобусов РА-3 «Орлан», электропоездов «Ласточка» и ЭП2Д, сообщили на железной дороге.

Вместо метро — электричка?

Уфа едва ли единственная из городов-миллионников, которые до сих пор не имеют метро. По крайней мере, таких можно сосчитать на пальцах одной руки. А ведь у нас уже и депо построили, и проект первой ветки был… Но трудности с геологией при строительстве подземной железной дороги стали официальным препятствием для реализации проекта. При этом никто не говорит, как же тогда сумели построить метро в Санкт-Петербурге, вовсе стоящем на болотах?

Местные власти нашли, как им кажется, выход в запуске городской электрички со строительством множества автобусных перехватывающих площадок как замены метро. «Есть ли ясность по этому вопросу, не могли бы вы нам его прояснить?» — спросили мы на железнодорожном съезде.

— Проект «Городская электричка» реализуется во взаимодействии с правительством Башкортостана и администрацией Уфы с 2015 года, — ответил Вячеслав Дмитриев. — За время реализации здесь проведена значительная работа по обновлению железнодорожной инфраструктуры и объектов городской среды: отремонтировано и модернизировано 18 пассажирских платформ на девяти остановочных пунктах (на сумму 244,76 млн рублей), обновлен подвижной состав (его пополнили электропоезда ЭП2Д на сумму 2 млрд 32,8 млн рублей, электропоезда ЭС 2Г «Ласточка» на сумму 2 млрд 92,7 млн рублей), внедрены турникетные комплексы на остановочных пунктах Дема, Спортивная и система единого проездного документа по транспортной карте «Алга».

Вячеслав Дмитриев отметил, что администрацией города выполнены работы по благоустройству подъездов к остановочным пунктам Дема, Спортивная, Городской Дворец культуры, ремонт автодороги к остановочному пункту Городской Дворец культуры, планировка территории у железнодорожной станции Шакша, разработаны проекты планировки территории остановочных пунктов Правая Белая, Городской Дворец культуры, Черниковка, Парковая и проектная документация на строительство подъездов к о. п. Черниковка, Парковая, Правая Белая.

По его словам, в наступившем году ОАО «РЖД» запланировало работы по реконструкции пассажирской платформы на станции Черниковка, проектная документация уже разработана, получено положительное заключение Главгосэкспертизы.

— В рамках проекта «Городская электричка» проводится масштабная работа по развитию пригородного железнодорожного сообщения в черте Уфимской городской агломерации, — заверил Вячеслав Дмитриев. — Итогом стал рост пассажиропотока, за 11 месяцев прошедшего года перевезено четыре миллиона пассажиров, в том числе в городской черте — 1,9 млн человек. А это рост на 40 процентов к прошлому году. В настоящее время в перевозках задействовано 25 пригородных поездов, ежесуточно перевозится порядка 4,5 тыс. пассажиров, в «пиковые» дни — до шести тысяч пассажиров, организовано интервальное движение поездов (не более 30 минут между поездами) в утренние и вечерние часы.

Он также подчеркнул, что для организации внутригородских железнодорожных перевозок с начала 2023 года назначили семь новых пригородных поездов в городской черте Шакша— Уфа, им увеличили составность с четырех до шести вагонов для электропоездов серии ЭП2Д, а «Ласточкам» — с пяти до шести вагонов.

Кроме того, в 2019 году введен единый тариф в черте Уфимской городской агломерации, а в 2021-м — тариф по транспортной карте «Алга», который позволяет жителям города значительно экономить. К примеру, совершить бесплатную пересадку в течение часа. Как итог, в период с 2020 по 2023 год число оформленных в электричках билетов по транспортной карте «Алга» выросло в три раза — за 11 месяцев 2023 года оформлено 290 тысяч билетов.

Когда завяжут узел?

Транспортной доступности в границах Уфимской агломерации вместе с «уфимской электричкой» должен поспособствовать и другой проект — строительство Уфимского железнодорожного узла. Ранее анонсировалось, что предусматривается построить вторые пути на участке Дема — Иглино, проложить ветку до аэропорта. Насколько в нынешних условиях реальна реализация этих планов, на каком этапе они сейчас находятся?

— В 2024 году мы будем готовы для более конкретных ответов с точки зрения следующих шагов, — ответил заместитель генерального директора РЖД Иван Колесников. — То, что Уфимская агломерация очень перспективна с позиции развития внутригородских перевозок, для нас очевидно. Проект вошел в инициативу «Мобильный город». По нему мы сейчас работаем с Краснодаром и Нижним Новгородом, следующей будет Уфа. А это уже большие возможности. Поймите, любые решения, закрепленные соответствующими программами, в том числе правительством России, всегда остаются в фокусе внимания.

Проект «Развитие Уфимского железнодорожного узла со строительством вторых путей на участке Дема — Иглино (Южный обход Уфы)» внесен в паспорт инициативы «Мобильный город» стратегической инициативы «Инфраструктурный прорыв» и рассматривается в рамках рабочей группы «Агрессивное развитие инфраструктуры» под председательством зампредседателя правительства страны Марата Хуснуллина, пояснили нам в пресс-службе КбшЖД.

Также между правительством республики и ОАО «РЖД» заключено соглашение о взаимодействии и сотрудничестве, закрепляющее обязательства о предоставлении нулевой налоговой ставки на инфраструктуру, создаваемую в рамках проекта, а также компенсации операционных убытков РЖД при реализации проекта. Проект очень дорогой — 29,1 млрд рублей, и это в «старых» ценах. Поэтому для его реализации предусматривается привлечение средств Фонда национального благосостояния. Федеральными министерствами проект одобрен как стратегический. Председатель правительства РФ Михаил Мишустин согласовал предложение о рассмотрении возможности его реализации после 2025 года.

Так что ждем, когда заработают схожие проекты в Нижнем Новгороде и Краснодаре, а там, глядишь, и нас не забудут. Но «после 2025 года», согласитесь, звучит все же неопределенно.

Новые возможности

Нам, конечно, хочется быстрых перемен к лучшему. Но недаром говорят — бюджет не резиновый. Сейчас средства направляются на те проекты, которые дадут быструю отдачу. Во-первых. А во-вторых, которые необходимы для получения синергетического эффекта для всей российской экономики.

На железнодорожном съезде рассказали, что сейчас первостепенными являются транспортно-логистические коридоры Север — Юг, Восточный полигон, развитие подходов к портам Азово-Черноморского и Северо-Западного бассейнов, развитие Центрального транспортного узла. Только на расширение БАМа будет направлено 1,1 трлн рублей. Первый министр путей сообщения РФ и первый же глава РЖД Геннадий Фадеев заметил по этому поводу: никогда компания не вкладывала в свое развитие такие огромные средства.

При этом Владимир Путин сказал на съезде, что развитие железных дорог в России становится триггером для позитивного развития всей отечественной экономики, заставляет целые научные и трудовые коллективы включаться в борьбу за возможность занять опустевшие ниши.

К примеру, известный локомотив «Ласточка» первоначально был полностью немецким. После разрыва отношений российская экономика достаточно быстро нашла возможности, как принято говорить, импортозаместить весь процесс производства. Накануне новогодних праздников пришло сообщение, что первый полностью импортозамещенный аналог электропоезда «Ласточка», который теперь называется «Финист», отправился в первую поездку — из Екатеринбурга в Каменск-Уральский.

— Предстоящее десятилетие станет для нашей страны десятилетием большой стройки, больших проектов, в том числе на железной дороге — проектов, значимых не только для России, но и для всей Евразии, — сказал на съезде Владимир Путин. Обозначен и период, в который будет активно создаваться новая железнодорожная инфраструктура, — до 2035 года.

Рассказал президент и о судьбе проектов высокоскоростных железнодорожных магистралей, которые довольно активно обсуждались лет 15 назад, а потом как-то незаметно исчезли из поля зрения. Системные либералы были против «разбазаривания средств на проекты без быстрой отдачи». Они говорили о самоокупаемости, необходимости привлечения внебюджетных инвестиций… Оказалось, новые проекты необязательно должны быстро выстреливать — есть еще и неоценимая роль драйвера для всей экономики.

— Одновременно начинаем масштабный проект по созданию сетей высокоскоростных железных дорог, — поставил точку в дискуссиях Владимир Путин. — В качестве первого шага такой маршрут должен кардинально сократить время в пути между двумя крупнейшими агломерациями нашей страны — Москвой и Санкт-Петербургом. Затем такие трассы должны соединить столицу с братской Белоруссией, с Минском, Воронежем, Нижним Новгородом, Казанью, Екатеринбургом, Ростовом-на-Дону, обеспечить доступность курортов Черноморского побережья — большую, лучшую доступность для наших граждан. И особо подчеркну: в перспективе, безусловно, будем строить их до Лyганскa и Дoнецкa.

В общем, приоритеты расставлены. Становится понятна и скорость принятия решений республикой по началу проектирования железной дороги из Сибая до оренбургских станций с возможностью выхода на Казахстан, а там и на Индию с Ираном. Коридор Север — Юг в перспективе затмит Суэцкий канал, потому что сможет связать Индийский океан с Северным Ледовитым. И тут уж кто первый успеет к началу выпечки пирога. Башкирия свой путь в этом направлении начала.

Автор:Ильдар АХИЯРОВ
Читайте нас: