Все новости
Транспорт
2 Июня 2023, 20:15

Маршруты на перспективу

Республика включается в построение новых транспортных коридоров

коллаж Эльвиры БАЛТАЧЕВОЙ Железнодорожная нитка Сибай — Новорудное приведет грузы в конечном итоге в Китай.
Железнодорожная нитка Сибай — Новорудное приведет грузы в конечном итоге в Китай.Фото:коллаж Эльвиры БАЛТАЧЕВОЙ

Последние события в мире обострили проблемы торговых и транспортных связей — санкционная политика стран Запада затрудняет функционирование выстраиваемых десятилетиями коридоров. Россия — страна необъятных размеров, и пользуется своим уникальным положением, вводя в ответ ограничения для недружественных стран по транспортировке грузов и товаров. Да и пролет самолетов над одной шестой земной суши для государств, проявивших враждебность к нам, теперь невозможен.

В такой ситуации страны, не согласные с политикой Запада, стали искать новые возможности для сохранения торговых связей. На прошедшем в Сибае инвестиционном сабантуе обсуждали построение новых международных транспортных коридоров, которые в том числе пройдут по территории Башкирии.

Как выразился на одной из секций форума министр транспорта республики Александр Клебанов, железная дорога Сибай — Новорудное сделает Башкирию ближе к Китаю. Эксперты обсудили проект строительства железной дороги из Сибая в Новорудное в Оренбургской области и пришли к выводу, что это очень нужная всем тема.

— Логистика сократится до 250 километров, — сказал министр. — Порядка 14 миллионов тонн груза можно будет перевозить по этой дороге. Кроме того, появится экспортный коридор — Башкирия станет ближе к Китаю с его огромными рынками.

О проекте говорили еще на прошлогоднем инвестсабантуе, и казалось, за это время все стороны должны были прийти к единому знаменателю. Однако эксперты до сих пор называют разные цифры, что говорит о том, что проект еще только предстоит выстроить. Впрочем, и гендиректор компании «ИнфраВЭБ», которая прорабатывает финансовые и экономические параметры будущей дороги, Денис Ноздрачев, также подчеркнул, что все приводимые цифры «сильно приблизительные».

— В процессе работы все еще будет меняться, — говорит он. — Дорога планируется однопутной, капитальные затраты запланированы в 92,8 млрд рублей.

Александр Клебанов, в свою очередь, считает, что общие расходы (с инфраструктурой) могут достичь 116 млрд рублей. И эта цифра кажется более реальной. Ведь мало положить рельсы в степи — нужно еще построить станции, вокзалы, погрузо-разгрузочные площадки...

— Проект подразумевает строительство дороги в два этапа, — заметил гендиректор компании «Башкирская медь» Александр Туленков. — На первом предполагается построить ее от Сибая до Подольска в Хайбуллинском районе. Уже на втором этапе пути доведут до Новорудного с выходом в Орск. Наша компания могла бы инвестировать в строительство на первом этапе, так как это более важно для предприятия.

Планируется, что строительством займется концессия — пул из заинтересованных сторон. Денис Ноздрачев отметил, что срок окупаемости проекта составит 20 лет, при условии, что финансовую поддержку окажет государство.

— Проект очень важный и интересный для многих, — отметил заместитель главного инженера Южноуральской железной дороги Сергей Климонтов. — Однако мы слышим, что окупится проект через 20 — 25 лет. При этом инвестиционная политика РЖД ограничивает выбор проектов: берутся в работу только те, у которых срок окупаемости менее 15 лет. Думаю, что еще предстоит доработать проект дороги Сибай — Новорудное, чтобы привести все его показатели в нужные рамки.

Тем не менее ни у кого не вызывает сомнений, что проект будет реализован, он окажет значительный синергетический эффект в масштабах республики и страны в целом. Строительство железной дороги оказалось в числе пяти прорывных проектов Башкортостана, которые были представлены зампредседателя правительства России Дмитрию Чернышенко. Железная дорога обеспечит прямую связь восточных районов Среднего и Северного Урала с Казахстаном, Средней Азией, Китаем, районами Нижней Волги и Кавказа в обход загруженного Челябинского железнодорожного узла. Пройдя по территории Башкортостана и Оренбургской области, свяжет уникальные месторождения цветных металлов — Подольское, Северо-Подольское, Восточно-Подольское и Юбилейное с перерабатывающими предприятиями, в том числе в Сибае и Бурибае.

— Здесь общие запасы перспективных месторождений составляют около 200 млн тонн руды. Безусловно, их можно будет дополнительно вовлечь в экономический оборот. Эта магистраль откроет новые пути к нашим постоянным партнерам — Казахстану и Китаю, придаст мощный импульс торговым и экономическим отношениям и сократит логистическое плечо на 250 км, — подчеркнул премьер-министр правительства РБ Андрей Назаров.

Проект является важным элементом реализации концепции разворота на Восток. Переориентация внешнеэкономических связей обуславливает необходимость увеличения пропускной способности восточных коридоров. Сегодня разработано технико-экономическое обоснование проекта, согласно которому его реализация займет около девяти лет. Предполагается, что основной номенклатурой грузов станут руда и нефтепродукты, черные металлы и строительные материалы. В результате удастся реализовать миллиардные инвестиционные проекты в различных сферах, создать дополнительные рабочие места в Зауральском субрегионе. Кроме того, значительно укрепятся и внешнеэкономические связи с восточными странами.

— С учетом комплексности данного проекта и большого количества участников из разных отраслей, необходима синхронизация подходов на начальном этапе, выявление всех основных проблемных зон, чтобы в дальнейшем, когда будут приниматься обязывающие юридические документы, их избежать, — пояснил Денис Ноздрачев. — Связующей нитью станет концессия — проект такого масштаба и с такими капитальными вложениями должен реализовываться с участием государства, а это порядка 30 процентов капитального гранта.

На форуме обсуждали не только этот проект, но и реализацию глобального переустройства всех транспортных потоков. Прозвучало мнение, что город Агидель может стать хабом международного транспортного коридора «Север — Юг». Об этом сказал зампред комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Госдумы РФ Рафаэль Марданшин:

— Понятно, что изменения в логистических потоках потребовали создания новых коридоров. Но и существующие входы и выходы для транспортировки грузов сейчас работают, правда, там создаются колоссальные пробки. Для решения проблемы можно было бы создать на территории страны сеть мультимодальных хабов, способных разгрузить таможенные пункты. И они уже создаются — два в Подмосковье, в Пермском крае, Омске и других местах. Агидель имеет все шансы стать таким хабом при должном развитии его портовой инфраструктуры. Углубление русел рек для повышения их судоходности, заход судов класса «река — море» позволят оживить этот субрегион — отсюда могли бы отправлять грузы и соседние регионы, не имеющие водных артерий. Открывается «окно» и на глобальный Юг, и на Дальний Восток.

— Насколько я знаю, из Агидели уже отправляли судно с грузом баранины в Исламскую республику Иран, — заметил модератор заседания «Логистический потенциал новой экономики мира. Международные транспортные коридоры», депутат Госдумы Рифат Шайхутдинов. — Так что при тщательной проработке возможности порта он может быть интегрирован в мировые грузопотоки.

Другие эксперты отметили, что сейчас по поручению президента страны ведется масштабная работа по углублению русел рек. В первую очередь, конечно, Волги. Количество земснарядов, работающих в акватории, увеличилось в разы, и теперь, по некоторым данным, доходит до двух десятков. При таком подходе включение речных маршрутов на территории Башкирии в общий контур международных транспортных коридоров уже не выглядит мечтой несбыточной.

Автор:Ильдар АХИЯРОВ
Читайте нас в