Все новости
Транспорт
18 Мая 2023, 11:15

Пока ещё не поздно, нам сделать остановку?

Уфимцам приходится ждать автобус в условиях, далеких от идеала

Павильон на остановке современный, а вот заездного кармана нет.
Павильон на остановке современный, а вот заездного кармана нет.

Ситуацию с остановками общественного транспорта в столице обсудили участники круглого стола в Общественной палате РБ. Вопрос этот поднимается не в первый раз, определенные улучшения есть, однако процесс идет крайне медленно. Самое обидное то, что нарекания вызывают даже новые, недавно оборудованные остановки, которые в обиходе называют умными.

Почему так получается и в чем источник бед?

Был знак, и тот убрали

Председатель общественного совета при минтрансе Рустам Баязитов сразу огорошил цифрами: в Уфе не соответствует нормативным требованиям 80 процентов автобусных остановок. Позже он в сердцах заявил, что в принципе не видел в городе ни одной нормальной остановки. И сказано это было, увы, не ради красного словца.

В чем конкретно заключаются нарушения?

— На остановках нет заездных карманов или глубина их составляет, например, метр, как на «Амстаре». Как сюда может заехать автобус? Нет посадочных площадок, площадок ожидания, павильонов, занижены бордюры, а это увеличивает вероятность наезда на пешеходов. Про доступность среды и шрифт Брайля я вообще молчу. Остановка у 18-й больницы была обозначена только дорожным знаком, а сейчас нет и его, — пояснил Рустам Баязитов.

Отдельно руководитель общественного совета сказал о торговых объектах, заполонивших остановки.

— Почти каждый из остановочных павильонов — это торговая точка. Мы не ставим целью создавать проблемы предпринимателям, но решать этот вопрос надо. На остановке «Авиатехникум» на улице Революционной торговый павильон стоит даже не на посадочной площадке, а на проезжей части. На остановке «ХБК» он расположен на краю проезжей части: не только инвалидная коляска, даже человек не сможет пройти. Остановка «Кафе «Утро»: там прямо на посадочной площадке расположился объект по продаже фруктов. И таких примеров много, — подчеркнул он.

Больной темой Рустам Баязитов назвал информационное наполнение остановок.

— На остановках — обилие рекламы, на фоне которой нужная информация просто теряется: название остановки, расписание, проходящие через нее маршруты просто не найти, — отметил он.

Пробить стену в плане оборудования остановок пока не удается. По словам Рустама Баязитова, в прошлом году информация была направлена главе администрации города, но ответа не последовало.

Не «умные» остановки

Ситуацию прояснил директор экспертного центра «Доступная среда» системы добровольной сертификации Всероссийского общества инвалидов Максим Кожухов.

— В отношении остановок, введенных в эксплуатацию до 2016 года, должны приниматься меры по обеспечению доступности. Но те, которые введены позже, априори должны быть полностью доступны для людей с инвалидностью, — отметил он.

А что мы имеем на деле? Даже если взять совсем новехонькие «умные» остановки в центре Уфы или те, которые вот-вот сдадут, то и они требованиям не соответствуют. В пример Максим Кожухов привел остановки на улице Ленина в Уфе, которыми в городе очень гордятся и считают образцом для подражания.

— Вот, к примеру, остановка «Гостиный двор» возле бывшего «Макдональдса». Расстояние между остановочным павильоном и проезжей частью составляет 88 сантиметров, а по нормам должно быть три метра. Понимаю, что при нашей застройке эту норму трудно соблюсти, но хотя бы минимальную ширину путей движения инвалидов — 1,8 метра — надо учитывать! Кроме того, на этой, как и на всех других остановках, отсутствуют тактильно-контрастные указатели для слабовидящих людей. Ниже стандартной и высота бордюра — 18 — 19 сантиметров вместо 20, — пояснил спикер.

На остановке «Гостиница «Башкирия» рядом со зданием отеля разрушены пешеходные пути: один собственник, проводя реконструкцию, не договорился с другим. Расстояние между павильоном и проезжей частью составляет 1,2 метра. На стеклянных полотнах остановки отсутствует маркировка в виде желтых кружков для слабовидящих. Высота бордюра — 16 сантиметров.

Вообще нет павильона на остановке «Молодежный театр». А на остановке «Банк «Уралсиб», у бывшего магазина «Хрусталь», новый павильон еще не открыт, но уже вызывает вопросы. Чтобы зайти в него, нужно преодолеть ступеньку в 28 сантиметров, однако перепад высот пандусом не компенсирован. Ширина двери составляет 76 сантиметров, а должна быть 90.

— То есть объект вводится в эксплуатацию полностью не соответствующим требованиям, — подытожил Максим Кожухов.

Между тем нормативно-правовые документы на этот счет есть, и они четко регламентируют все эти моменты. Их обязательно должны учитывать при разработке проекта и обозначать в техзадании. Но администрация города как заказчик этого почему-то не делает.

Обсуждая недостатки автобусных остановок, участники круглого стола практически с ужасом упомянули трамвайные.

— Трамвайные остановки — это отдельная история. Они не только недоступны, они опасны для жизни, — подчеркнул Максим Кожухов.

За примером — в Москву

С коллегами полностью согласился член комиссии Общественной палаты по здравоохранению, социальной политике, благотворительности, вопросам семьи и детства Олег Ротов.

— Остановочные комплексы — это не просто укрытие от дождя и ветра, а одна из точек инфраструктуры, благодаря которым человек с инвалидностью получает возможность чувствовать себя независимым при пользовании общественным транспортом. Я был в хорошем смысле шокирован культурой водителей автобусов в Москве: там можно фильм снимать, по которому будут учиться остальные. Водитель подъезжает точно на остановку, вплотную к бордюру, смотрит, нужна ли кому-то помощь. Если да, то выходит, откидывает аппарель, которая ложится в горизонталь. У нас автобусы могут остановиться до или после остановки, в двух метрах от бордюра. Человек начинает метаться, а водитель, как в известном видео, рукой помахал, дверь закрыл и уехал, — отметил он.

Высказал Олег Ротов и другие предложения. Среди них такое: при разработке мобильных приложений и обновлении действующих преду­смотреть обозначение автобусов, приспособленных для маломобильных граждан. Тогда инвалид будет точно знать, когда подъедет его автобус.

Сопровождать инвалидов в аэропорту у нас уже научились, а на автовокзалах — пока нет. При покупке на сайте билета на междугородный автобус пассажир, нуждающийся в помощи при посадке, мог бы сразу это отмечать, и его бы там уже ждали. Кроме того, он имеет право на удобное место в автобусе, в том числе при поездке с собакой-поводырем. При этом сотрудники автовокзала, водители и кондукторы должны уметь общаться с инвалидами, например, владеть в элементарных пределах жестовым языком.

Председатель Совета матерей «Материнское сердце» Гульшат Ибрагимова тоже упомянула Москву, заметив, что она в нее влюбилась. Причиной тому не только культура водителей автобусов, но и наличие специального такси для маломобильных граждан.

Что касается уфимских остановок, то этим вопросом Гульшат Ибрагимова с дочерью Айгуль, 18-летней выпускницей школы, занимаются с 2019 года. За это время было обследовано 300 остановок, многие из них — неоднократно.

— Положение меняется к лучшему. Много стало хороших, доступных автобусов, внимательнее стали водители. Но острые моменты еще есть. Например, возле остановок паркуются машины, мешая автобусу подъехать. Сотрудники ГИБДД должны такие нарушения пресекать, но пока это остается безнаказанным, — отметила Гульшат Ибрагимова.

Полностью согласна она и с тем, что у остановок нет хозяина.

— За дорогу отвечает одно ведомство, за остановочный павильон — другое, за торговый объект — третье. Взаимодействия между ними нет. Хотя не так уж много требуется усилий, чтобы навести порядок, — подчеркнула она.

Номер на боку

Какие еще предложения прозвучали на круглом столе? Одно из них озвучил зампредседателя комиссии Общественной палаты по защите прав и свобод граждан, развитию институтов гражданского общества, общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Булат Сафин.

— Раньше на автобусах сбоку был четкий, контрастный, хорошо различимый номер маршрута. А сейчас установлено электронное табло, которое отсвечивает, особенно на солнце. Просьба от слабовидящих — вернуть контрастный номер. И еще: автобусы должны останавливаться где положено. Потому что незрячий человек, по себе знаю, испытывает негативные эмоции, когда бежит вдоль автобуса, держась за его грязный бок, и ищет где дверь. А водитель тем временем ее закрывает и уезжает. Мы предлагаем ввести звуковой сигнал в момент открывания двери, который помог бы дать понять, где она находится. Еще лучше, если бы заодно объявляли номер маршрута. Если это можно решить с помощью аудиозаписи, было бы здорово, — подчеркнул Булат Сафин.

Более широко подошел к теме Антон Сазонов, велотурист и директор АНО «Планета», занимающейся развитием туристических, краеведческих и экологических проектов.

— Я сторонник того, что города должны быть для людей. В 1990-е годы, когда резко возросло количество машин, в Уфе начали расширять дороги. И делали это зачастую за счет тротуаров, то есть, по сути, за счет пешеходов. Сейчас многие ездят на велосипедах и самокатах или хотят ходить пешком. Но я не вижу, чтобы предпринимались какие-то действия со стороны администрации города по расширению тротуаров и разделению потоков пешеходов и велосипедистов с самокатчиками. Все они находятся в одной куче на узких тротуарах, — подчеркнул Антон Сазонов.

В завершение круглого стола были приняты рекомендации. В их числе инвентаризация остановок и разработка дорожной карты по их оборудованию согласно нормативам, а также строительство на проблемных участках подземных переходов.

МЕЖДУ ТЕМ

Пешеходом быть опасно

Аварийность на дорогах в целом снижается: в минувшем году в ДТП погибло на 70 человек меньше, чем в 2021-м.

— Это действительно прорыв. И здесь свою роль сыграла не только консолидированная работа всех структур, но и внедрение интеллектуальной транспортной системы, установка камер видеофиксации. Однако республика и Уфа проходят красной линией в плане аварий с участием пешеходов, — отметил председатель общественного совета при минтрансе Рустам Баязитов.

В минувшем году каждая третья авария в республике произошла с участием пешеходов. В Уфе каждый второй погибший в ДТП — это пешеход. С января по март нынешнего года из трех погибших в дорожных авариях два человека были пешеходами.

Это очень серьезные цифры и ненормальная ситуация, подчеркнул Рустам Баязитов.

Как уточнил начальник отдела дорожной инспекции и организации движения Управления ГИБДД по РБ Антон Свириденко, в Уфе с начала года произошел 161 наезд на пешеходов, 4 человека погибли, 165 — ранены.

ГЛАС НАРОДА

Татьяна Кулакова, 46 лет, водитель и пешеход:

— Остановки, безусловно, стали лучше, чем раньше. Но есть вопросы к месту их расположения. Очень неудобно, к примеру, расположена остановка «Молодежная аллея», или «Колонка», как называют ее в народе. Она находится практически на пешеходном переходе, буквально через 200 метров — оживленный т-образный перекресток, где с улицы Кувыкина одни поворачивают налево, в сторону школы МВД, а другие — направо, в сторону монумента Дружбы. Проезжая часть здесь узкая, две полосы, и громоздкие автобусы здесь как слон в посудной лавке: сначала им приходится занимать крайний ряд, чтобы высадить пассажиров, а потом сразу выруливать на другую полосу для поворота направо, втискиваясь в плотный поток машин. Пока они выполняют этот маневр, сзади уже выстраиваются другие автобусы, занимая пешеходный переход, легковушки стоят в пробке, пешеходам вообще деться некуда, даже если для них горит зеленый. И такую картину наблюдаешь каждый вечер в час пик. Понятно, что всем мешает остановка. По уму, ее бы куда-то перенести, где не так узко и нет рядом перекрестков.

Никита У., студент, 21 год:

— Прекрасно, что в городе появляется все больше «умных» остановок, где можно не только телефон подзарядить, но и подключиться бесплатно к интернету. Цивилизация! Хотелось бы видеть больше таких остановок не только на центральных оживленных улицах, где и так недолго ждать транспорт, но и на окраинах города. Надеюсь, все еще впереди. Кстати, электронные табло, показывающие, какие автобусы на подходе к остановке, — вещь отличная, но работают они иногда загадочно: одни маршруты показывают, а другие начисто игнорируют. А недавно «умная» остановка меня обманула: пообещала нужный автобус через три минуты, но я его так и не дождался — ни через 10 минут, ни через 15. То ли он сквозь землю провалился, то ли система «глючит». Пришлось идти пешком.

Антонина Агапова, пенсионерка, 72 года:

— К автобусным остановкам в Уфе у меня претензий нет, а вот с трамвайными у нас все печально. Взять, например, остановки на улице Красина и Революционной — их там просто нет! Даже крошечного пятачка для пассажиров возле трамвайных рельсов не найдешь, не говоря уже об огороженной площадке. Ожидать трамвай можно только на тротуаре, а при появлении транспорта порой приходится буквально бросаться под колеса автомобилей — не все спешат остановиться. Выходить из трамвая люди вынуждены тоже прямо на проезжую часть. Это так неудобно и опасно, особенно для пенсионеров, инвалидов, детей, мам с колясками. И такая ситуация практически везде.

Эльвира Нигматуллина, экономист, 35 лет:

— В целом есть что похвалить: в Черниковке в последнее время появилось много остановочных павильонов, среди которых есть и «умные» остановки с электронными табло, очень удобно! Кое-где снесли портящие вид и «благоухающие» на всю улицу ларьки с шаурмой. Стало чище и красивее, правда, на некоторых остановках почему-то нет урн. Есть вопросы к самим павильонам: похоже, их проектировали больше для красоты, чем для удобства ожидающих транспорт.

Прозрачные крыши в жару не защищают от палящего солнца, а минимум стен — от дождя с ветром или метели, все задувает внутрь. Скамеечка внутри тоже иногда микроскопическая, для пары человек.

 Фото: Александр ДАНИЛОВ и пресс-служба Общественной палаты РБ 

Реконструкция не решит проблему с узкой дверью: человек на коляске сюда не попадет.
Реконструкция не решит проблему с узкой дверью: человек на коляске сюда не попадет.
Автор:Галина ТРЯСКИНА
Читайте нас: