Все новости
Технологии
9 Августа , 11:15

Полётное задание

Операторов беспилотных авиационных систем в регионе становится всё больше

Александр ДАНИЛОВ  Александр Арефьев и другие преподаватели колледжа проводят занятия в отлично оснащенных классах.
Александр Арефьев и другие преподаватели колледжа проводят занятия в отлично оснащенных классах.Фото:Александр ДАНИЛОВ

Профессия летчика раньше считалась штучной. Хотя мечтал о полетах в небе, наверное, каждый мальчишка. Теперь все изменилось — при желании любой старательный паренек или девчушка может овладеть искусством вести свою машину в воздухе. Мастеров по управлению беспилотными летательными аппаратами, или сокращенно БПЛА, сегодня в республике уже немало.

И станет еще больше — для этого в регионе выстраивается специальная система.

Системное решение

Стратегическое решение недавно было принято правительством республики. Суть его в том, что в Башкирии в наступающем учебном году откроются спецклассы и кружки для обу­чения работе с беспилотными летательными аппаратами. Такие учебные группы появятся на базе 21 образовательной организации. Всего планируется охватить 525 учащихся. Кроме того, пройдет обучение 31 педагогический работник по специальным программам. Финансироваться проект будет за счет федерального и регионального бюджетов.

Новое направление станет развиваться на базе восьми образовательных учреждений Уфы, а также Баймака, Белебея, Бирска, Благовещенска, Иглино, Ишимбая, Красноусольского, Кумертау, Петровского, Сибая и Янаула.

Символично, что первым в списке таких учебных заведений указан Уфимский колледж радиоэлектроники, телекоммуникаций и безопасности. Здесь беспилотниками занимаются уже давно. С прошлого года на профессиональном педагогическом уровне — учебное заведение получило соответствующую лицензию. И постепенно создало серьезную материальную базу.

Например, на площадке УКРТБ в Демском районе можно увидеть сразу три «аэродрома» для тренировок операторов БПЛА. Самый крупный из них, под тысячу квадратных метров, находится рядом с корпусом и напоминает огороженную сетку-площадку для мини-футбола. Только покрытие другое, из более мягкого материала. Другая взлетная полоса оборудована в спортивном зале, а самая маленькая, размером примерно 3 на 3 метра — в одном из классов учебного корпуса.

Собственно, там ребята и делают первые шаги в покорении воздуха.

Ставка — на молодых

Студенты колледжа не раз демонстрировали свое умение в специальных чемпионатах по работе с беспилотными авиационными системами, которые проводятся в рамках конкурсов профмастерства «Профессионалы», постоянно становились их победителями.

— Тогда, наверное, нам и пришла идея внедрить обучение на операторов БПЛА в образовательный процесс. Прошли лицензирование на обучение по специальности «Эксплуатация беспилотных авиационных систем». Сначала создали мастерскую, потом класс симуляторов полетов, затем — всепогодный полигон, — рассказывает заместитель директора УКРТБ по развитию и инновациям Александр Арефьев.

Получив лицензию, в прошлом году в колледже набрали по этой специальности первых 50 студентов. Одновременно учебное заведение было включено в нацпроект по направлению «Беспилотные авиационные системы». О серьезности учебного процесса говорит только один факт. В 2023 году в Новосибирске проходил крупный 14-дневный всероссийский форум, посвященный БПЛА, и команда Башкирии, спортивная часть которой состояла из выпускников и студентов колледжа, выиграла по итогам Гран-при.

Победа позволила получить грант в размере 60 млн рублей на создание центра подготовки кадров. Он-то и расположился на площадке колледжа в Деме. А еще к колледжу теперь прикреплены 20 уфимских школ — такого большого количества нет больше нигде в России. Им тоже была оказана поддержка из бюджета. В итоге с поставленной целью — открыть центр к 1 июля 2024 года — в УКРТБ успешно справились.

Кроме трех «аэродромов» для ребят создан учебный класс, где даются знания по сборке, настройке и программированию коптеров. Потом их ждет малая полетная зона: там можно проверить, а способен ли собранный твоими руками аппарат подняться в воздух. На двух остальных площадках уже осваиваются навыки летного мастерства.

Конечно, первые шаги по управлению беспилотниками не всегда бывают удачными, и аппараты порой бьются. Поэтому один из классов оборудован под специальную ремонтную мастерскую.

— У начинающих пилотов слабое место — взлет и посадка. Аппараты летают 5-10 минут, а потом, увы, нередко падают. Чтобы они меньше бились, у нас сложилась практика отработки полетов на симуляторах, — продолжает свой рассказ Александр Арефьев.

Мимо этого симулятора действительно не пройдешь. Два больших экрана, пульт управления, кресло и бегущая по монитору картинка с природными видами — так выглядит тренировочный зал современного оператора БПЛА. Сначала ребята упражняются в управлении БПЛА, просто глядя на экран. А затем с применением специальных FPV-очков, позволяющих смотреть на мир «глазами» беспилотника. Ведь дальше, чем на расстоянии 20-30 метров, за летающей птицей физически не уследишь.

Современная педагогика

В этом году специалисты и мастера ручных авиационных систем со всей страны вновь собирались вместе. Совсем недавно ребята и преподаватели колледжа вернулись после двухнедельного слета «Архипелаг-2024» на Сахалине. От Башкирии там в общей сложности было около ста человек, и республика вновь вошла в пул победителей.

— И там мы увидели новые тенденции. Можно сказать, что эпоха операторов дронов-одиночек завершается. На Сахалине вплотную шла речь об автономной системе полетов, с управлением десятками и сотнями аппаратов одновременно. Эта концепция появилась буквально за последний год, еще в Новосибирске о ней разговора не было, — рассказывает об одной из перспектив будущей профессии Александр Арефьев.

Педагог приводит конкретный пример, как можно высвободить множество людей из конкретной сферы деятельности. Например, сегодня в стране насчитывается чуть ли не миллион человек, работающих или подрабатывающих курьерами. Их может заменить небольшое число спецов, когда один оператор управляет сотнями дронов. Доставляя огромное количество заказов по специально запрограммированным маршрутам. Да, сейчас небо закрыто, но через какое-то время ситуация изменится. И будут написаны и специальные правила для так называемого малого неба.

Но всему этому ребят еще предстоит научить. Впрочем, что касается преподавательского состава, то здесь Уфе, можно сказать, повезло. Потому что чуть ли не половина инженерного корпуса города оканчивала Уфимский авиационный институт. При всей специфике малой авиации общее понимание сути вещей у каждого из них есть.

С другой стороны, и в самом колледже удалось выстроить надежную систему передачи знаний. Дело в том, что в учебном заведении многие годы успешно развивались различные прорывные направления: робототехника, мехатроника, интернет вещей, нейросети, разработка компьютерных игр. По которым специалис­тов найти было тоже не так-то просто. Решилась проблема и с беспилотными системами.

— Здесь на помощь приходят соревнования, в которых мы участвуем. К лучшим ребятам, которые стали чемпионами, обращаемся по окончании учебы с предложением стать мастерами производственного обу­чения. С достойной зарплатой и обязательным условием — одновременно обучаться по нужным нам направлениям в университете. В итоге четыре года специалист передает знания и получает высшее образование. А затем уже определяемся дальше — или человек остается в колледже, или переходит на другую работу. В итоге получается примерно 50 на 50. Но уходят от нас, как правило, на повышение, становятся будущими работодателями для наших студентов, — открыл кадровые секреты УКРТБ Александр Арефьев.

Резерв для практиков

В нынешнем учебном году на операторов БАС в колледж поступят еще 50 первокурсников. Симптоматично, что только за первую неделю с начала приемной кампании было подано именно столько заявлений. Так что, похоже, конкурсный отбор ребятам предстоит пройти непростой. Важно, что все места бюджетные. И за четыре года здесь наберется солидная команда в 200 студентов разных курсов.

Но в УКРТБ не ограничиваются только обучением студентов. При колледже уже несколько лет успешно действует инженерная школа для школьников: здесь дают знания не только по БПЛА, но и по программированию, робототехнике. Сейчас там занимаются старшеклассники, но есть идея понизить планку и приглашать детей начиная с пятого класса.

— Наше профессиональное обучение резко молодеет. На «Архипелаге» вообще сейчас рекомендуют начинать обучение чуть ли не с детского сада. Тем более по беспилотникам. Мозг взрослого человека порой не успевает за скоростью БПЛА и становится неконкурентоспособным по сравнению с подростками.

…За рабочими местами ребята сидят обычно парами: так легче собирать дрон, решать какие-то проблемы. И тем более ремонтировать аппараты. В ремонтной мастерской к услугам будущих пилотов несколько 3D-принтеров, лазерный станок.

Ребята их освоили — чему уже не удивляешься, чуть ли не за один день. Совсем недавно студенты получили крылья для большого самолета, который придется запускать уже на аэродроме в Первушино. На подходе аппараты для видеосъемок, для топографических измерений.

Кстати, в лесном хозяйстве с помощью такой техники можно определить высоту и толщину, а с помощью нейросети — и породу дерева. Для Башкирии более чем актуально — на каждом участке, предназначенном, например, для заготовок древесины, можно быстро пересчитать все деревья. Ну и конечно, стоимость такого массива определяется мгновенно и автоматически. Вот так вещи, которые раньше воспринимались не иначе как игрушки, теперь по сути стали технологическим прорывом.

— Нашей материальной базе могут позавидовать иные институты и университеты, в республике больше ни у кого такого нет, — говорит Александр Арефьев.

Вне сомнения, и спецы в итоге из студентов колледжа тоже получатся уникальные. Заметная часть из них, как ожидается, будет трудоустроена в республиканский радиоэлектронный технопарк «РВ-1», открывающийся сейчас в Башкирии. Так теория плавно соединится с практикой. Что, в общем-то, и требовалось доказать.

МЕЖДУ ТЕМ

В Башкирии увеличили производство беспилотников

Премьер-министр республики Андрей Назаров напомнил, что Башкирия одной из первых в стране ввела экспериментальный правовой режим и создала кластер беспилотной авиации. К 2030 году планируется построить десять посадочных площадок для БПЛА в рамках федерального проекта «Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации БАС».

«У нас изготавливаются собственные беспилотные летательные аппараты различного типа и назначения. Запустили завод по производству электродвигателей для беспилотников. В 2023 году произвели 1039 беспилотников различного типа, за полгода 2024 года — 1565», — рассказал премьер-министр.

Башкирия участвует в проекте «Разработка, стандартизация и серийное производство беспилотных авиационных систем и комплектующих», что позволит запустить собственный научно-производственный центр. Создается технологический задел по перспективным технологиям, в том числе в области искусственного интеллекта.

«Важно работать на опережение. И эта сфера — не исключение. Поручил министерству промышленности, энергетики и инноваций своевременно обеспечить оборудованием 20 республиканских школ для реализации образовательных процессов в сфере разработки, производства и эксплуатации беспилотных авиационных систем», — подчеркнул Андрей Назаров.

Александр ДАНИЛОВ  Симулятор полетов позволяет отлично освоить премудрости управления БПЛА.
Симулятор полетов позволяет отлично освоить премудрости управления БПЛА.Фото:Александр ДАНИЛОВ
Автор:Владимир ЛЕОНТЬЕВ
Читайте нас: