Кто такие трассовики? Сегодня не всякий житель Башкирии ответит на этот вопрос. Хотя истоки происхождения слова надо искать в нашей республике. Под грифом «секретно» 28 марта 1951 года вышло постановление Совета министров СССР за подписью И. Сталина, в котором содержались данные о природных месторождениях и их запасах. В том же секретном документе ставились задачи не только по добыче нефти и газа, но и по их транспортировке до заводов Уфы, Омска, Ангарска, а также говорилось о необходимости создания треста «Нефтепроводмонтаж» для прокладки нефтепровода Туймазы — Омск, бензинопровода Урбах — Новосибирск и других подземных магистралей на Урале и в Сибири. Урбах? Такого поселения нет на географических картах. Это Уфа. Зашифрованная. Такие были строгие послевоенные времена. В стране, победившей фашизм, зарождалась совершенно новая отрасль экономики — трубопроводный транспорт.
Создавалась, говоря образно, кровеносная система огромной территории, называемой Евразия. И тут же, без промедления, закипела работа на трассах будущих трубопроводов. Так родилась профессия трассовик. Хотя была она и не профессией, в общем-то, а скорее призванием. Постоянные командировки от северных до южных широт, жизнь в вагончиках — холостяцкая или семейная, пища готовилась зачастую на костре, на нем же сушились одежда и сапоги. Сейчас бы про такое сказали — полная бытовая неустроенность, или, по-молодежному, «жесть», а тогда говорили — романтика. Сегодня, наконец, до нас дошло, что тогда эти люди, большей частью фронтовики и дети войны, совершили второй после Великой Победы подвиг — построили сеть подземных магистралей, равных которой на планете не существует по сей день.
Трассовиками называли себя не без гордости все, кто как-то был причастен к отрасли: рядовые механизаторы, сварщики, начальники строительных управлений, управляющие трестами и даже союзный министр в Москве. Это было некое братство. Десятки тысяч трассовиков, несмотря на разбросанность по тайге, в горах, песках Средней Азии, отсутствие хорошей связи (об интернете и не слыхивали тогда), трудились слаженно, будто единый оркестр, не допускающий фальши.
Одним из его участников был Анатолий Александрович Сунцов. Сегодня о нем непременно вспомнят родные, близкие и ныне здравствующие трассовики: 40 дней назад Сунцов ушел из мира. Как он сам говорил — из мира романтиков. Легендарный инженер-строитель, специалист трубопроводного строительства высшего разряда, бывший руководитель СУ-9 треста «Нефтепроводмонтаж», известный в отрасли общественный деятель.
Анатолий Сунцов родился в 1935 году в Уфе. Отец в июле 1941-го ушел на фронт, в августе 1943-го погиб под Смоленском. Мама Анна Валерьяновна в годы войны служила бойцом пожарно-военизированной охраны на Уфимской нефтебазе, затем, до выхода на пенсию, — кочегаром котельной. Анатолий окончил в 1958 году Уфимский нефтяной институт по специальности «транспорт и хранение нефти и газа».
Из дневниковых записок Сунцова: «Наша группа студентов-пятикурсников мечтала быстрее применить знания на строительстве магистральных трубопроводов. Просьбу поддержал деканат. Так я с однокурсниками оказался в тресте «Нефтепроводмонтаж». И задержался там на 39 лет, а всего на объектах нефтяной и газовой промышленности проработал более полувека».
Его направили в Курган мастером участка на прокладке нефтепровода Туймазы — Томск — Новосибирск. Исторический для своего времени объект. Там Анатолий показал себя инициативным специалистом, поэтому через полгода его направили на новый участок, в Ачинск. Затем так же быстро — на третий участок под Красноярском. Везде он проявлял талант организатора.
В 1959 году началось формирование СУ-9 в городе Кагане Бухарской области. Его попросили поехать туда. В Узбекистане Сунцов задержался на 15 лет и прошел там «высшую школу» организации и управления производством непосредственно на трассах. В мае 1968 года его назначили начальником СУ-9.
Из дневниковых записей Сунцова: «Не верьте брехунам, которые утверждают, что для карьерного и профессионального роста надо было непременно вступать в коммунистическую партию — КПСС. В ней я не состоял, но в должности начальника управления был утвержден на бюро Бухарского обкома КП Узбекистана. При этом я еще был неравнодушным агитатором Каганского райкома партии».
Коллектив СУ-9 серьезно преобразил экономическое и социальное положение многих городов Средней Азии. К примеру, обустроил газовые промыслы в Узбекистане: в Джаркаке, Газли, Учкире, Мубареке, Уртабулаке, Карабаире; в Туркмении — промысел «Майский» с пластовым давлением 320 атмосфер. Построил магистральные трубопроводы и подал газ в Бухару, Самарканд, Ташкент, Навои, Ашхабад, Душанбе.
Однако проводили не только газ. Были проложены магистральные водопроводы Аму-дарья — Газли, Шахрисабз — Карши — Касан — Мубарек.
К началу 70-х годов в управлении сумели создать мощный, отвечающий самым высоким требованиям того времени производственно-технический потенциал. Для семей работников хозспособом (попутно с основной работой) построили 268 квартир и детский сад на 140 мест. СУ-9 вошло в число лидеров отрасли по степени подготовленности специалистов и ведущих рабочих специальностей. Так, в 1973 году из 985 работников до 130 составляли высококвалифицированные сварщики, которые легко выполняли любые виды операций. Среднеазиатское управление уфимского треста «Нефтепроводмонтаж» стало подлинной школой для многих выпускников нефтяного института: они приходили сюда рядовыми мастерами и вырастали затем до руководителей различного ранга. Такую творческую атмосферу удалось создать благодаря, конечно же, уникальным способностям и человеческим качествам Анатолия Александровича.
В 1973 году СУ-9 передали вновь созданному в Ашхабаде тресту «Средазнефтегазмонтаж», а Сунцова направили в загранкомандировку — в Сомали, на строительство нефтебазы в морском порту Бербера.
После года работы в Африке он возвращается в родной трест, в Уфу, на должность начальника центральной производственно-испытательной лаборатории, и через два года возглавляет технический отдел треста, который называют мозгом коллектива. Принимал участие в сооружении новым методом — горизонтально направленным бурением — перехода газопровода Газли — Нукус через реку Амударья. Его богатый опыт был востребован в последующем еще во многих компаниях, в том числе в Уфимском представительстве московского инженерного центра «Планета».
Из дневниковых записей Сунцова: «Курганская область, станция Базаиха. 1958 год. На участке один автокран с дядей Сашей, ему лет 50, и одна бригада на выгрузке прибывающих механизмов. Вагоны поступают каждый день. Вахтовая машина-грузовик, крытая брезентом. За бортом минус 53, в жилом бараке «теплее» — минус 25. Кирпичная печь без шибера. Окна забили фанерой, занавесили одеялами, механизмы не глушим ни днем, ни ночью».
«Бухарская область, газовый промысел Джуркак. Испытание сборного пункта газом. На объекте вдвоем с руководителем управления. Вдруг оглушительный треск и канонада: это сработал предохранительный клапан. Оглянулся, а мой начальник лежит на земле, зажав голову руками. Я не успел среагировать, а у него мгновенная реакция, сохранившаяся со времен Великой Отечественной войны».
«Хива. Газопровод Средняя Азия — Центр, диаметр 1420 мм. Трасса проходит по барханным пескам километрах в десяти от города. Днем начали очистку полости трубопровода газом. Из-за наличия песка внутри трубы поршень шел медленно и вылетел из трубы около полуночи с воспламененным газом. Пламя огромной силы, взметнулось высоко. Ночью пожарное руководство Хивы приняло возгорание чуть ли не за атомный взрыв, поэтому для разборок приехало только утром. Тем более пожарные машины по барханам не ходили. «Разногласия» урегулировали, пообещав в будущем предупреждать заранее».
Сунцов, несмотря на запредельную загруженность, находил время для общественной деятельности. Всегда воспринимал ее не как нагрузку, а как внутреннюю потребность служить людям. Трассовики и местные жители это чувствовали и избирали его депутатом Каганского городского и Бухарского областного Советов депутатов трудящихся, членом исполкома Каганского горсовета. В период перестройки Сунцова избрали председателем Совета трудового коллектива — ему доверяли безоговорочно.
Наград, званий и знаков отличия много. Вот только некоторые. Орден «Знак Почета», медаль «Ветеран труда», бронзовая медаль ВДНХ СССР, звание «Заслуженный нефтегазостроитель», почетные грамоты Башкирского и Курганского обкомов ВЛКСМ. И еще солидная стопка грамот и благодарностей.
Кадурий ФАЗЛЕТДИНОВ, заслуженный работник министерства топлива и энергетики РФ, в прошлом директор Восточного филиала Всесоюзного НИИ по строительству магистральных трубопроводов, ныне директор Центра очистки и диагностики трубопроводов «Семигорье»:
— В августе 1968 года, после окончания нефтяного института, я должен был уехать в Ташкент, но задержался по семейным обстоятельствам в Уфе, и сюда как раз приехал Сунцов, мы тут и познакомились. Жизнерадостный, никогда не унывающий. Таким он мне запомнился, а первое впечатление, говорят, не бывает ошибочным. Всегда видел выход из любой сложной производственной ситуации, эта черта вселяла в окружающих надежду и оптимизм. С ним было легко работать. Никогда ни на кого не обижался. В нем удивительным образом сочетались два качества: приветливость и серьезность. Он был требовательным руководителем.
Я в течение 19 лет был председателем государственной аттестационной комиссии Уфимского нефтяного института, а Анатолий Александрович — ее членом. Среди студентов ходила молва, что самые серьезные вопросы задает Сунцов, но его вопросы были «не на засыпку», а на проверку глубоких знаний, так как такой богатой практики, как у Анатолия Александровича, ни у кого, пожалуй, не было. К тому же он постоянно читал техническую литературу.
Владимир МАХОВ, заслуженный нефтегазостроитель РФ, в прошлом заместитель управляющего ордена Ленина треста «Нефтепроводмонтаж»:
— Анатолий Александрович из всех начальников строительных управлений был самым молодым. Это лучшее свидетельство его высокого авторитета и образованности. Сунцов был очень серьезным человеком и в то же время не расставался с присущим ему острым юмором. Его разносторонняя эрудиция, я бы сказал, просто зашкаливала. Например, Анатолия Александровича все время тянуло на эксперименты, в том числе над своим здоровьем. То начнет закаляться, обливаясь холодной водой или, прочитав какую-то книгу зарубежного автора, сильно горячей. Один раз в ванной, наполненной чуть не кипятком, ему стало плохо, вовремя откачали. Зимой на работу ходил без пальто, в одном пиджаке, а путь-то немалый: от ипподрома «Акбузат», где мы построили первый дом для треста, до Цюрупы, 13. И так несколько лет подряд, причем в пожилом возрасте. Вообще, человек он был очень компанейский, участвовал во всех мероприятиях, никому не давал скучать. Анатолия Александровича нам всем будет не хватать.
Людмила СУНЦОВА, дочь, специалист института БашНИПИнефть:
— Папу редко видела дома, все время он в командировках, на трассе. А когда удавалось быть вместе, он всю семью заряжал своей энергией. Всесторонне грамотный: деликатно делал замечания, когда я произносила слово с неправильным ударением или употребляла не в том значении. Стихи читал наизусть. Особенно любил Пушкина и Есенина. Его просто бесило, когда наши депутаты коряво выражали свои мысли, выказывая полное неуважение к русскому языку.
Наша мама — врач-терапевт. Говорят, повезло мужу, если жена медик. Но папа не прислушивался к ее советам. Он всю жизнь закалял организм по своим методам: дома с гирями и на перекладине, летом сплавлялся по Инзеру, Симу, Юрюзани, меня к походам приучил. К сожалению, в 85 лет папа ослеп. Но старался не унывать. Уже будучи незрячим, сажал дома цветы в горшочки.
Автору этих строк довелось три года назад пообщаться с Анатолием Сунцовым при подготовке статьи о роли магистральных трубопроводов в укреплении экономического суверенитета СССР, а затем и России. И тогда я еще раз убедился в том, что оптимизм — общая черта трассовиков.
— Я ведь хожу по квартире на ощупь, размахивая руками, как ветряная мельница, — смеялся на другом конце мобильной связи 86-летний Анатолий Александрович и пояснил: — Два года, как ослеп. Тромбы закупорили сосуды глаз. Но ничего, привык, — мужественно заявил он.
Его товарищи рассказывали, что у Сунцова было простое мужское кредо: работать везде хорошо — была бы работа. И другая мудрость: надо радоваться каждому дню жизни.