Новая стратегия развития города будет публично представлена нынешней осенью на градостроительном форуме «УрбанБайрам». Она станет тем документом, по которому предстоит развиваться столице в ближайшие годы и в более отдаленной перспективе. Об основных моментах стратегии, путях решения проблем и значимых для города проектах рассказал начальник Главархитектуры Уфы Ильдар ИБРАГИМОВ.
Полуостров и окрестности
Жилой фонд города сегодня составляет 24 млн квадратных метров — по 22 «квадрата» на человека. По генплану 2006 года к расчетному сроку — 2025 году планировалось построить 12 млн квадратных метров нового жилья. Однако население столицы растет быстрее, чем предусматривал прогноз, и план нуждается в корректировке. Утвержденная на данный момент проектная документация, охватывающая 70 % территории города, предусматривает возведение 17,5 млн «квадратов» нового жилья. Если все эти проекты будут реализованы, обеспеченность жильем достигнет 38 квадратных метров на человека.
Большая часть проектов будет реализована в рамках Уфимского полуострова. Речь идет в основном о квартальной застройке территорий, занятых на данный момент ветхим жильем. Масштабные жилые районы появятся также по другую сторону огибающих полуостров рек — в Забелье и Зауфимье.
Как и все современные мегаполисы, Уфа все больше устремляется в высоту. Если раньше пределом мечтаний была двенадцатиэтажка, то теперь уфимские застройщики предпочитают 25-этажный формат.
Что касается более высоких зданий, то они, конечно, строиться будут, но не в массовом порядке, а скорее как нечто уникальное. Объясняется это просто — здания выше 25 этажей очень затратные, поскольку требуют совершенно других технологий при проектировании, строительстве и эксплуатации. А это ведет к удорожанию проекта, потому застройщики в основном останавливаются на этой цифре.
Немаловажный для Уфы вопрос — а безопасно ли строить высотные здания на наших карстах? Город у нас сложный, но есть проектные организации, специалисты, которые эти вопросы просчитывают и решают. С земными пустотами можно работать в различных направлениях: проводить противокарстовые мероприятия, учитывать их с точки зрения конструктива. Окончательное заключение о возможности того или иного нестандартного решения дает государственная экспертиза. Если объект очень сложный, экспертиза проводится в Казани или Москве.
Над стратегией развития города команда молодых архитекторов работает не автономно, а взаимодействуя с населением, властью, бизнесом. Анализ ситуации выявил несколько ключевых задач, которые необходимо решать.
Первая — совершенствование транспортной системы. Безусловный приоритет здесь
отдается созданию системы удобного общественного транспорта. Чтобы нащупать болевые точки и сделать его более эффективным, в городе проходит масштабный опрос по маршрутам передвижения уфимцев. 30 тысяч анкет планируется собрать через школьников и их родителей. Кроме того, все желающие могут принять участие в опросе на сайте ufazavtra.ru.
При расчете потоков нужно учитывать и пригородные территории. К примеру, очень активно развиваются Уфимский и Иглинский районы. В течение дня в город прибывает 90 тысяч человек
Уфа — вытянутый город, и обязательно должен быть скоростной транспорт. Чтобы он работал эффективно, необходимо строительство транспортно-пересадочных узлов.
То же самое можно сказать о городской электричке — нашей альтернативе метро. Если в районе станций железной дороги будут созданы транспортно-пересадочные узлы и налажена связь с городскими маршрутами, если будет действовать принцип единого билета, электричка станет эффективным средством передвижения.
Прорабатываются вопросы и по категорийности улиц, их иерархии — от магистралей городского значения до местных. Это нужно для определения оптимальных маршрутов транспорта. Пока же многие из них дублируют друг друга, в то время как отдельные жилые кварталы отстоят от остановок слишком далеко.
Одна квартира — одна машина
В районе транспортно-пересадочных узлов и остановок магистральных маршрутов будут созданы перехватывающие парковки. Временные парковки обустроят в центре города — под Советской площадью и в некоторых других местах. Поскольку одними запретами проблему не решить, одновременно будет усовершенствоваться общественный транспорт.
В районах существующей застройки предпочтение отдается подземным паркингам. Там, где не позволяют гидрогеологические условия, и в новых кварталах будут возводиться многоуровневые парковки. Норма для застройщиков — одно машиноместо на одну квартиру.
К сожалению, многие дворы, где в свое время парковки не предусмотрели, сегодня до безобразия забиты автомобилями. Практика, когда инвесторы строили жилье, а стоянки для автотранспорта откладывали на потом, имела место лет десять-пятнадцать тому назад. В результате они, как правило, уходили, оставляя дома без парковок.
Здесь же можно припомнить и фасады зданий, на которых застройщики сэкономили, а теперь они находятся в плачевном состоянии. Город в этом плане занимает жесткую позицию — на фасадах экономить нельзя, в дальнейшем они не должны вызывать проблем.
Самодостаточность для района
Напрямую связан с транспортной проблемой и вопрос самодостаточности жилых районов города. Речь в первую очередь идет о Деме, Сипайлово, Затоне, Шакше и Инорсе. Сипайлово, к примеру, изначально позиционировалось как спальный район. Сейчас здесь имеются торговые комплексы и спортсооружения, однако культурных и общественных функций не хватает. Если бы район был самодостаточным, жителям не приходилось бы лишний раз выезжать в другие места, образуя активный поток.
Наряду с общественными центрами нужно обустраивать парки, скверы, места отдыха, тем самым улучшая качество общественных пространств. К этому привлекаются как дизайнеры, так и жители районов, знающие ситуацию изнутри. В Инорсе, например, идет работа по народному парку. Во время выездной сессии свои предложения о том, чего не хватает району, высказали жители Демы. Аналогичные сессии пройдут и в других районах города.
Яркий пример нового подхода к градостроительному решению, предусматривающего смешанную квартальную и высотную застройку, выделение четких территорий под общественную составляющую. Многофункциональный центр, в состав которого войдут школа и детский сад, будет соединен с другими общественными территориями пешеходными бульварами.
Площадь — 49 га
Жилой фонд — 464 тыс. кв. м
Население — 15,4 тыс. чел.
Район будет застраиваться комплексно, с делением зон под жилую застройку и объекты социальной инфраструктуры — школы, детские сады, спортивные и медицинские учреждения.
Площадь — 26 га
Жилой фонд — 205 тыс. кв. м
Население — 13,5 тыс. чел.
Существующие кварталы будут приводить в порядок и дополнять инфраструктурой. В новых кварталах предусмотрена смешанная квартальная и высотная застройка с выделением отдельных территорий под школы и детсады. Планируется строительство многоэтажных паркингов. Первые этажи жилых домов отдадут под обслуживающие организации и офисы.
Площадь — 691 га
Жилой фонд — 1,5 млн кв. м
Население — 46,3 тыс. чел.
Первоначальный, менее плотный, проект был пересмотрен в сторону насыщения жилой застройкой и выделения общественных территорий. С внешних сторон района сформированы улицы. Справа и слева располагаются дворовые территории, а между ними общественная зона — школа, детский сад, спортсооружения.
Площадь — 56 га
Жилой фонд — 611 тыс. кв. м
Население — 17,7 тыс. чел.
Применены аналогичные приемы — смешение квартальной и высотной застройки, выделение общественных территорий. Проект занял первое место на конкурсе Союза архитекторов в 2014 году, получив премию «Хрустальный шар».
Небоскреб «Четыре сезона»
39-этажное здание будет построено в составе квартала на месте бывшего трамвайного кольца на проспекте Октября. Архитекторы попытались сделать его более силуэтным. В состав комплекса войдет трехуровневая подземная парковка с внутренней улицей.
Многофункциональный комплекс «Эрмитаж»
Комплекс на улице Карла Маркса объединит исторический «фасад» и стеклянный силуэт внутри квартала. Реставрированный памятник архитектуры составит контраст с современной частью. Кроме жилого фонда, центр насытят всевозможными общественными функциями, что добавит ему жизни в любое время суток.
Жилой комплекс на озере Солдатском
Проект очень компактный и демонстрирует новый подход к организации жилой зоны с блоками обслуживания населения. Комплекс имеет корректную высотность и вписывается в окружающую живописную картину. Применены прогрессивные планировочные решения и качественные материалы, предусмотрены внутриквартальные улицы.
Многоэтажный жилой дом в квартале 570