Все новости
Столица
23 Мая 2012, 07:05

Без улыбки вход воспрещён

По такому принципу работают в детском саду № 239, признанном лучшим в городе

А самый лучший садик — наш!
А самый лучший садик — наш!
Наверное, каждый из нас помнит момент, как выпускал из своей ладони руку ребенка, бывшего до сих пор под надежной материнской защитой. Поминутно оглядываясь, чадо переступает порог, за которым начало новой, можно сказать, самостоятельной жизни. Родители в этот момент раздираемы опасениями самого разного рода и вполне понятным беспокойством. Но только не в детском саду № 239.
Универсальная мама

Кому как не Эльмире Гайнетдиновой, прошедшей путь от воспитателя до заведующей, знать секрет успеха возглавляемого ею детсада. Любви к детям она не изменяет вот уже 35 лет — почти столько же, сколько существует 239-й. Одна из составляющих успеха, по ее мнению, — то, что случайных людей здесь нет, больше половины коллектива имеет стаж свыше 25 лет.

— Бытует обидное мнение, что в садике остаются те, кто не сумел устроиться в жизни, — рассуждает Эльмира Сахиевна. — Это в корне неверная точка зрения. Работа у нас во всех отношениях тяжелая и не подходит для тех, кто ленив и равнодушен к детям. Остаются только уверенные в выборе профессии, любящие свою работу, готовые учиться и применять на практике новое. А это прежде всего столь востребованные сейчас развивающие программы, через игру вводящие малышей в увлекательный мир взрослых.

Но в первую очередь воспитатель — это мама. Вдумайтесь: в детском саду дети проводят гораздо больше времени, чем дома. И это накладывает на сотрудников особую ответственность. Кроме того, наши воспитатели умеют все: танцуют, поют, играют. Универсальность особенно нужна, когда устраиваем праздники — Осенины, Масленицу и другие. Работаем по программе, изучающей народную культуру, и потому Капустник у нас — это ярмарка блюд из капусты. Масленица проходит по всем правилам: гуляем неделю. Сейчас так же основательно готовимся к Сабантую.

А нужно ли всё и сразу?

— Сегодня немало центров раннего развития ребенка. К сожалению, — продолжает Эльмира Гайнетдинова. — Ибо там работают в основном люди, не знающие методики дошкольного образования. Многое тут зависит от родителей, которым нужно все и сразу. «Дайте нам английский язык!» А нужен ли он маленькому ребенку? По статистике, только у 60 процентов детей нормально развита родная (!) речь. Причина, возможно, в недостатке общения, в патологиях, вызванных экологической ситуацией, нарушениях неврологического характера.

Не нужно отбирать хлеб у учителей. Наше дело — научить ребенка правильно произносить звуки. Читают пусть в школе. И, безусловно, следим за здоровьем детей, не перегружая их. У нас по три физкультурных занятия в неделю, одно — обязательно на свежем воздухе, при любой погоде. Хотелось бы с такой же регулярностью проводить и утреннюю зарядку, но наши мамочки очень любят поспать.

«Трудные» родители?

— Бывают родители, с которыми сложно найти общий язык, — признает Эльмира Сахиевна. — Они не понимают, что детский сад — это другой мир, сюда надо приходить с улыбкой, оставив мрачные мысли за порогом. Хотя бы по дороге до садика нужно успеть поговорить со своим ребенком, дать ему понять, что его любят, что он самый-самый...

Заведующая рассказывает: родителей зачастую тоже приходится учить. Приходит трехлетний ребенок в садик — в подгузниках, а то и с соской, не умеет толком держать ложку, самостоятельно ходить в туалет. Это значит, мама с папой максимально облегчили себе жизнь, считая, что малыша в дальнейшем жизнь всему научит. Приходится объяснять им, что должен уметь в этом возрасте маленький человечек.

В каждом ребёнке — своя изюминка

В детском саду № 239 комфортно всем детям, в том числе и «особенным»: с синдромом Дауна, аутизмом. Эльмиру Сахиевну особенно радует, что и малыши, и родители относятся к таким новичкам с пониманием.

Не забыты и одаренные дети: в садике стараются подметить, что интересно ребенку, и помогают ему раскрыться. В городском конкурсе «Маленькие звездочки» Гран-при два года подряд доставался талантам из детского сада № 239. Анастасия Дойникова блеснула талантом художника в конкурсе «Третье тысячелетие глазами детей». Выпускник Слава Кравцов поет в одном из музыкальных коллективов города. В общем, за последние несколько лет количество грамот, полученных на различных конкурсах, перевалило за 80.

Для воспитателей 239-го, похоже, вообще нет понятий «трудные» или «гиперактивные» дети — диагноза, столь любимого людьми, не желающими заглянуть в детскую душу.
— Надо воспринимать ребенка таким, какой он есть, — считает Эльмира Гайнетдинова. — В каждом — своя изюминка. Помню одного мальчика — Игоря, очень «неудобного» для воспитателя, поскольку на месте не стоял. Зато как лепил, и в это время его было не слышно, не видно. С легкостью вылепливал роботов-трансформеров, копируя игрушки, которые приносили другие дети. Где-то сейчас этот талант?

Бивень мамонта и вертеп

Творческую атмосферу 239-го оценили на городском конкурсе, признав его лучшим детским садом города. Хотя поначалу предупреждали, что этнокультурный компонент, лелеемый здесь, особо не котируется. Не учли одного — Эльмире Сахиевне, историку по образованию, и коллективу учреждения есть чем поразить видавшее виды жюри. Это методические разработки Гайнетдиновой, которые пользуются успехом в других детсадах, устроенная к конкурсу аллея сказок со старательно сделанными декорациями и словно ожившими персонажами, настоящий музей.

Халат, привезенный из Дюртюлинского района, потряс даже доктора искусствоведения Альмиру Янбухтину, а свадебное белорусское платье прабабушки одной из воспитательниц долго уговаривали продать, прельщая ценой. Вертепный театр остался от существовавшей на основе садика начальной школы, но и сейчас под Рождество около него зажигают свечи, и малыши с блестящими от любопытства глазами слушают историю появления на свет Иисуса. Удалось подержаться и за настоящий бивень мамонта, принесенный кем-то из родителей, разглядеть еле уловимые отпечатки растений на древних окаменелостях. И это не считая мини-музеев, которые время от времени устраиваются в группах: мяча, часов, платка.

«Карапуз», «Ласточка», «Солнышко» — читаю на дверях групп, где галдит вернувшаяся с прогулки малышня. А с кухни тянет ароматами вкусного обеда. Прямо как дома...
Справка

Первый в мире детский сад был открыт в 1837 году немецким педагогом Фридрихом Вильгельмом Августом Фребелем в городе Бад-Бланкенбурге. В России первые детские сады появились в Москве в 70-х годах XIX века. Они были платными, и только с 1900 года министерство народного просвещения начало субсидировать «занятия с детьми дошкольного возраста».

Сегодня в Уфе 242 детских сада, которые посещают более 45 тыс. детей — 70% от общего количества малышей. Подавляющее большинство из них — 229 — муниципальные. Только в минувшем году в столице стало на восемь детских садов больше — построено пять новых, три других открыты после реконструкции.
Читайте нас: