Все новости
Спорт
9 Июня 2022, 20:15

Выиграл сам — научи других

В башкирской олимпиадной школе с ребятами занимаются призёры и победители

из архива Башкирской олимпиадной школы Команды по праву и обществознанию за два года заметно улучшили свои результаты на Всероссийской олимпиаде.
Команды по праву и обществознанию за два года заметно улучшили свои результаты на Всероссийской олимпиаде.Фото:из архива Башкирской олимпиадной школы

Республика второй год подряд показывает впечатляющие результаты на Всероссийской олимпиаде школьников. Если в 2019 году Башкирия по количеству призеров и победителей занимала на этой олимпиаде 35-е место, то уже в 2021-м поднялась на 16-е, а в нынешнем году вышла на десятое.

И поддержка талантливых ребят играет в этом далеко не последнюю роль.

Своя школа

В этом году семеро школьников из Башкирии отправились в Москву на заключительный этап Всероссийской олимпиады по праву, и все вернулись победителями и призерами. Карина Абушаева и Ильяс Галимханов стали победителями среди десятиклассников, Яна Мазитова и Марат Рахматуллин — одиннадцатиклассников. Владислав Сливаев — призер-одиннадцатиклассник, а Аделя Гарипова и Аделия Хайруллина — девятиклассницы.

— Кроме того, некоторые дети были очень близки к победе, им не хватило буквально нескольких баллов. То есть у нас очень хорошие перспективы и на будущий год — есть с кем и над чем работать, — поделилась впечатлениями тренер сборной команды республики по обществознанию и праву Олеся Гимадрисламова.

Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права Института права БашГУ, Олеся Рамильевна готовит школьников к олимпиадам уже одиннадцать лет. Она рассказывает: были и лучшие времена, когда на заключительный этап Всероссийской олимпиады проходило по 27 школьников из Башкирии и 17 из них возвращались с наградами.

— Когда-то для победы было достаточно того, чтобы ребенок позанимался со школьным учителем, а то и самостоятельно. Но с тех пор уровень олимпиад повысился в разы. Связано это с тем, что ряд регионов целенаправленно, на профессиональном уровне занимается выращиванием и подготовкой олимпиадников. Практически во всех опережающих нас регионах планомерная, систематическая работа со школьниками ведется круглый год. Мы стараемся перенимать их опыт — заниматься с детьми должны педагоги, знающие, что такое олимпиада и как к ней готовиться, — рассказала тренер.

Школа по обществознанию и праву зародилась в Уфе фактически на общественных началах: педагоги занимались с ребятами сколько могли, бесплатно. А потом при поддержке министерства образования республики и регионального центра развития талантов «Аврора» проект попал в программу «Взлет». Благодаря этому теперь официально существует финансируемая республикой башкирская олимпиадная школа, работа тренеров оплачивается, а Олеся Гимадрисламова — ее руководитель.

— Может, это несколько самонадеянно, но я уверена, что успехи детей на олимпиаде последних двух лет связаны с деятельностью нашей школы, — признается она. — Ну а без поддержки республики полноценно работать с детьми было бы невозможно.

Для победы нужно пахать

Учиться в башкирской олимпиадной школе очень нелегко. Такая нагрузка и упорный труд далеко не каждому взрослому под силу, несмотря на то, что занятия ведутся онлайн.

— Я очень уважаю этих ребят, ведь столько работать, сколько они, не могут даже многие взрослые, — уверяет тренер.

Ребята занимаются по 4 — 6 уроков в день, даже в праздники и в каникулы, для отдыха выделяется всего один день в неделю. И это помимо общеобразовательной школы!

— У нас есть конкурсный отбор, сначала проводим собеседование с ребятами, чтобы выяснить их мотивацию, — рассказала Олеся Гимадрисламова. — Именно на этом этапе многие отсеиваются, потому что на вопрос «Сколько часов ты готов уделять занятиям?» некоторые отвечают: «Два-три часа в неделю». А это, сами понимаете, для нашей школы несерьезно. Потому что сейчас конкуренция очень высокая, и чтобы был результат, нужно прямо-таки пахать.

В республике есть дети, которые выходят на заключительный этап Всероссийской олимпиады даже по нескольким предметам. В этом году ученик уфимской гимназии №39 Ильяс Галимханов стал победителем заключительного этапа Всероссийской олимпиады по праву, призером по географии, а на обществознании ему для этого не хватило всего двух баллов. В прошлом году он уже становился призером по праву.

— Сначала я занимался самостоятельно, также мне помогали родители. Потом я пришел на сборы в Институт права. Занимались онлайн, летом проводили очные встречи, — рассказал Ильяс.

С целью усовершенствования работы с одаренными детьми в республике оказываются меры материальной поддержки победителям и призерам ВОШ и ряда других олимпиад. С 2018 года и добившиеся успеха школьники, и подготовившие их педагоги награждаются премиями главы Башкортостана. Победители, равно как и их наставники, получают премию главы республики в размере 100 тысяч рублей, призеры — по 60 тысяч. В прошлом году таких премий удостоились 442 обучающихся и 283 педагога.

Кроме того, ежегодно в регионе отбирают 100 школьников — стипендиатов главы республики, которым выплачивают по три тысячи рублей в месяц весь учебный год.

Секрет успеха

Но еще важнее для ребят то, что Всероссийская олимпиада школьников и перечневые олимпиады открывают победителям и призерам заключительного этапа возможность поступления в любой вуз страны без вступительных экзаменов по профилю предмета.

Руководитель башкирской олимпиадной школы рассказала: призеры и победители Всероссийской олимпиады по праву чаще всего поступают на юридический факультет МГУ. Но, несмотря на это, они не бросают команду школы, подготовившей их к победам.

— Это наша хорошая традиция: все тренеры нашей школы — бывшие олимпиадники, ныне студенты, — делится главным секретом успеха руководитель школы. — Они знают, как нужно готовиться к олимпиаде. Имеют представление, что нужно делать для того, чтобы победить. И хорошие результаты последних лет я связываю именно с этим.

То есть преподают в олимпиадной школе не учителя. Как объяснила Олеся Гимадрисламова, у школьных педагогов и без того очень обширная программа, нацеленная на ЕГЭ: обществознание — один из наиболее часто выбираемых выпускниками для сдачи предметов. И совмещать подготовку к ЕГЭ и к олимпиаде для педагогов сложно.

А право и вовсе, за редким исключением, в школах не преподается. На олимпиаде же от участников требуются конкретные знания из различных областей права. Но школьные учителя обычно не являются специалистами по праву — у них для этого нет ни времени, ни возможности. Зато в этих областях отлично разбираются студенты старших курсов. Поэтому учащиеся вузов, да еще и бывшие олимпиадники — это идеальное сочетание, которое позволяет дать детям нужные знания и полноценно подготовить их к самому сложному этапу главной олимпиады страны. Результат, как говорится, налицо.

Автор:Жанна МИРОНОВА
Читайте нас: