Факт есть факт: совсем мишкинская молодежь распоясалась, и это уже не просто хулиганство, терроризмом попахивает. Мост через Иняк взорвали, из винтовок пальбу устроили, пастуха вместе с коровами напугали — и довольны.
Да ладно бы только пацаны, девчонки тоже в дебоше участвовали. А взрослые, вместо того чтобы юнцов приструнить, сами же их и подбадривали.
Вместе с главой района, который специально для этого и приехал. Такие вот дела.
Мост, однако, остался цел, его взорвали лишь условно. А стрельбу мальчишки устроили потому, что в «Зарнице» без нее никак. Иначе какая это военная игра?
Сейчас ее основательно подзабыли, но в Мишкинском районе «Зарницу» считают вовсе не ребячьей забавой. Поэтому готовились к игре серьезно и задания мальчишкам составили отнюдь не детские. Для начала — десантироваться на местность с парашютом. А когда последний боец «диверсионной» группы прибудет к точке сбора, идти по хронометражу заданным маршрутом. При этом попутно выполнять боевые задачи и не забывать, что «на хвосте» висит противник.
Прыгали мальчишки одни, без инструкторов. С первого взгляда это могло показаться рискованной беспечностью, но, как выяснилось, опасения были излишними. «Ребята хорошо подготовлены, прыгают не первый раз, — пояснил военрук исаевской средней школы, а по совместительству преподаватель районного военно-патриотического клуба Игорь Ишмурзин. — К тому же они выносливы, неплохо бегают и стреляют, многие хорошо владеют приемами рукопашного боя. Всему этому их в клубе научили. Поэтому думаю, что даже в реальных боевых условиях они «пушечным мясом» уже не будут. А что касается безопасности прыжков, то с земли действия парашютистов координирует инструктор. Если что-то пойдет не так, он подскажет».
Многих еще удивило, что пацаны спускались не на тренировочных прямоугольных парашютах типа «курсант», на которых отрабатывают прыжки начинающие парашютисты, а на настоящих десантных с круглым куполом. И спускались почти профессионально.
Задача же инструктора сводилась большей частью к тому, чтобы командами в мегафон «поставить» парашютиста лицом к ветру. Если он примет воздушный поток в спину, то может изрядно удалиться от точки намеченного приземления. Впрочем, дальше положенного никто из «диверсантов» не улетел. К точке сбора мальчишки подтянулись махом и, быстренько сориентировавшись по азимуту, рванули к мосту.
Главное, не делать грустную мину
Признаться, изначально с мальчишками хотел побегать и я, но вовремя одумался.
Носиться по полям в белых туфлях и с каской на голове несколько глуповато. Да и желание заделаться «диверсантом» почему-то быстро улетучилось. Гораздо комфортнее было наблюдать со стороны из «уазика».
А события развивались стремительно. Желая насолить врагу, детишки взорвали мост и, повторно определившись по азимуту, направились обезвреживать минное поле.
Но сперва отыскали ключ — пароль, без которого путь к дальнейшим подвигам был закрыт. «Ищем по компасу, — командует Игорь Ишмурзин, ведущий группы. —
Направление — сорок шагов на сто восемьдесят два градуса. Оттуда идем к флажкам на двести сорок семь градусов. Если все сделали правильно — найдете».
Пароль «диверсанты» нашли быстро. А вот с минами оказалось сложнее. Военруки местных школ замаскировали их на совесть. Конечно, никаких мин там не было. Их роль играли обычные кафельные плитки, скрытые под профессионально поднятым дерном, но попотеть саперам пришлось изрядно. Мальчишки впустую пронзали щупами почву, а драгоценное время шло. В конце концов наш фотограф, который в поисках хорошего ракурса тоже едва ли не ползком ловил в объектив лица бойцов, углядел в траве чуть заметный земляной шов. Презрев педагогику, он дал саперу подсказку, тот мину нашел, но остальные так и остались лежать в земле. Отведенные минуты истекли. А впереди группу еще ждала целая орава вражеских снайперов.
Вражеских снайперов сперва надули, а потом ликвидировали
А вот с ними «диверсанты» расправились быстро. Рассыпались цепью и вычислили их без проблем. Врага ждала незавидная участь, так как вооруженный «воздушкой» «антиснайпер» клал их с первого выстрела. Иначе было нельзя. Повторной попытки не давали. После попадания противник издавал громкий хлопок и из воздушного шара превращался в лохмотья.
Ликвидировав снайперов, группа закидала гранатами металлический квадрат и расстреляла мишень. Это были последние этапы игры, а затем довольные солдаты охотно позировали фотографам и делились впечатлениями. Кто-то откровенно сознавался, что устал. Кто-то бравировал, заявляя, что «запросто» пройдет дистанцию еще раз. «В армии, говорят, нагрузки серьезнее, — рассуждает ученик мишкинского лицея Константин Владимиров. —
Поэтому я готовлюсь уже сейчас, для этого и в клуб записался. Если повезет, попаду в ВДВ».
Как выяснилось, каждый из «диверсантов» хочет отслужить. Даже девчонки. Но при этом многие рассчитывают призываться только после вуза. «Сейчас армии, как никогда, нужны образованные кадры, — солидно подмечает Фадис Бикбулатов из села Ямагушево. — Везде компьютеры и цифровая аппаратура, ее нужно уметь обслуживать. Ну и с парашютом прыгать тоже надо уметь».
Что ж, рассуждения вполне зрелые, а главное — патриотичные. Не случайно глава районной администрации Виталий Андреев, который с азартом наблюдал за игрой, тут же поинтересовался: «Ну, что, товарищи журналисты, как вам наши орлы? Не стыдно будет их на службу отправлять? Смогут они наш мишкинский заквас показать»?
Еще как смогут. Никаких сомнений.