Все новости
Спорт
11 Апреля 2012, 04:36

Несгибаемый Патрикеев

Выдающийся спортсмен — человек стойкий. Но и ему нужна помощь

Спорт для Валерия Патрикеева — образ жизни.
Спорт для Валерия Патрикеева — образ жизни.
Что подвигает людей с ограниченными физическими возможностями к занятиям спортом, когда другие, вполне здоровые, подчас становятся больными и даже инвалидами из-за того, что мало двигаются, переедают и вообще небрежно относятся к своему главному богатству — здоровью? Об этом расскажем на примере салаватца Валерия Патрикеева.
Дебют в силовом троеборье

У Валерия II группа инвалидности (поражение опорно-двигательного аппарата). Вырос он в обычной семье, учился в обычной школе, профтехучилище и даже некоторое время в филиале авиационного университета — бросил из-за занятости в спорте. Его имя получило известность в 1996 году: он тогда стал первым пауэрлифтером из Башкирии, поехавшим на Параолимпийские игры (Атланта, США). Другие инвалиды — легкоатлеты, дзюдоисты к этому времени уже имели опыт участия в Параолимпиадах, а в силовом троеборье — пауэрлифтинге тогда состоялся дебют. Правда, Патрикеев до этого становился неоднократным чемпионом России и призером европейских первенств. А накануне Олимпийских и Параолимпийских игр в Америке ему пришлось продать «легковушку», чтобы поехать на чемпионат Европы в Страсбург.

— Плохо стало с финансированием. А соревноваться очень хотелось, — объясняет он теперь.

С поездкой в Атланту тоже были проблемы. Даже прославленные спортсмены из регионов, способные завоевать медаль, не всегда попадали на Олимпиаду. Тогда, в девяностые годы, после развала СССР, спортивные чиновники и тренеры старались брать в сборную своих — москвичей, питерцев, тех, кто поближе к центру. Соответственно этому обстоятельству выделялись и финансовые средства.

А Валера, по характеру общительный и добродушный, пробивной силой все же не обладает. Это в самом спорте, в поднятии железа он упорный до фанатизма. Для решения же организационных, финансовых вопросов нужен человек, обладающий качествами менеджера, знающий тонкости решения проблемы. Патрикеева взял под свою опеку известный салаватский спортивный деятель и бизнесмен Рафит Валеев. И в Атланту Валера попал. Там он занял девятое место в упражнении «жим лежа».

«Тойоту» продал и поехал на чемпионат

Честно скажу, спросить у Патрикеева, какая у него группа инвалидности, какие трудности приходится ему испытывать из-за нее, осмелился не сразу. Писал о его выступлениях на соревнованиях, но никогда не вникал в подробности жизни. Недавно специально приехал в атлетический клуб «Прометей», расположенный в подвале жилого дома, чтобы поговорить с Валерой. Здесь я впервые побывал более 20 лет назад, рассказывал в газете о ребятах-«качках», об одном из руководителей и основателей «Прометея», больше известном как культурист-бодибилдер Владимир Прошукалов. Он тогда был примерно в сегодняшнем Валерином возрасте, а ему 47 лет. Клуб этот они обустроили сами.

— «Качаться» с ребятами я начал еще в 55-м училище, в котором учился на слесаря-ремонтника, — вспоминает Валера. — Азат! В каком году мы начали заниматься? В
1979-м или 80-м? — кричит он. Из тренажерной в прихожую, где мы расположились, выходит Азат Давлетбаев, один из тех, с кем он много лет дружит и вместе занимается.
Здоровяк Азат, служивший в свое время в погранвойсках, тоже напрягает память. Они вместе, кстати, со своими немецкими овчарками ходили на занятия и в клуб служебного собаководства при салаватской автошколе ДОСААФ. Причем, Патрикеев с Джеки выиграл первенство города, а Джак Азата проходил военную службу в «горячем» Нагорном Карабахе, обнаруживал мины и выполнял охранные функции.

— Какие были первые соревнования? — переспрашивает опять Валера.

— В 1992 году был чемпионат России. А потом ты уже поехал на чемпионат Европы в Швецию, — подсказывает ему друг.

— Ага, точно. «Тойоту» тогда и продал. Сейчас, конечно, на такой же езжу. Ну ладно, об этом не надо писать. А то еще скажут — на иномарке, мол, разъезжает. Да она старая, и я ее в кредит взял, — начинает оправдываться спортсмен.

Но зря он это делает. Машина для него уж точно не роскошь.

Друг в беде не бросил

Лет восемь у Патрикеева был перерыв в большом спорте. Хотя тренировки никогда и ни при каких обстоятельствах не бросал. Он, и без этого передвигающийся с трудом, получил тяжелый перелом ноги. Повреждение седалищного нерва тоже немало помучило его.

Из-за того двойного перелома со смещением Валерий в больнице после операции месяц передвигался в инвалидной коляске, потом пять месяцев ходил на костылях. Чтобы окончательно поставить друга на ноги, Азат повез его в Зирган (Мелеузовский район), к целительнице. Та, как рассказывает Патрикеев, приняла его вне очереди, назначила три сеанса. Что-то делала руками — боль была такая, что на третий сеанс он ехать не захотел. Тем более, что предыдущих вполне хватило, чтобы болезни ушли.

Своя ниша

Его возвращение в большой спорт началось полтора года назад, на глазах, можно сказать, у автора этих строк. Удивился, когда увидел его с костылями. Это сейчас знаю, что с ним произошло во время тренировки — тот злополучный перелом он получил, «качая» ногу.
Другой, может быть, после всего случившегося обходил бы подвал со штангами и железными «блинами» за версту, а он не только тренировался, но и начал выступать на соревнованиях, еще не расставшись с костылями. В пауэрлифтинге выполняет упражнение «жим лежа» на спине (на скамейке). Выигрывает не только среди инвалидов, но и на обычных чемпионатах и турнирах. Нашел, можно сказать, свою нишу.

В последнее время органы власти, СМИ уделяют достаточно большое внимание формированию доступной среды для инвалидов, поднимается также вопрос об организации инклюзивного (совместного со здоровыми детьми) образования. Так вот, параолимпиец, выдающийся спортсмен РБ (есть такое почетное звание), двадцатикратный чемпион и рекордсмен республики (при собственном весе 47 кг когда-то он выжал 127 кг среди здоровых спортсменов — рекорд держится), неоднократный чемпион и призер чемпионатов мира, Европы и России Валерий Патрикеев, у которого в копилке сейчас 80 медалей разного достоинства, — прекрасный пример того, как человек с ограниченными возможностями здоровья может не только адаптироваться в обществе, но и достичь больших высот.

У него очень сильная воля. Но это не значит, что ему не нужна помощь.

Город должен пойти навстречу

Патрикеев работает педагогом в детско-юношеском центре «Юность». Прививает любовь к спорту юному поколению салаватцев. После того, как Владимир Прошукалов, под чьим руководством организовали атлетический клуб «Прометей», пару десятков лет назад уехал на Север (недавно обратно вернулся в родной город — Я.Б.), Валерий фактически взял на себя руководство клубом. Мой очередной телефонный звонок застал его на пути в ЖЭУ.

— Какие-то вопросы у них есть. Иду выяснять, — сказал он. Клуб защищают от посягательств уже несколько десятков лет. Но самая большая проблема сегодня у Патрикеева — жилищная.

После Атланты-96 городские власти выделили ему квартиру в ведомственном доме.
Спортсмен благодарен за это тогдашнему мэру города Евгению Бартеневу. По словам Патрикеева, многие жильцы свои квартиры давно приватизировали, а он живет как бы на птичьих правах.

— Я вообще не понимаю, почему создается такая проблема! — горячится Валера. — Квартиру дали в свое время как мастеру спорта международного класса, и я там живу 16 лет. Если меня сейчас оттуда попросят — идти некуда! Кстати, на днях письмо президенту написал. Может, поможет? — ошарашил он новостью.

Местные власти, на мой взгляд, могут помочь Патрикееву: спортсмен и инвалид не должен остаться на улице.

Прежде чем поставить в материале точку, вновь набрал номер Валеры.

— В ЖЭУ-11 опять ставят вопрос о закрытии клуба и спортзала. Показали бумагу. По новому законодательству, как жильцы-собственники захотят, так и будет. Что ж, будем привлекать их на свою сторону, докажем, что шума у нас нет. Наш «Прометей» единственный такой в городе. Тридцать лет его отстаиваем, — сказал он.

Кстати, когда я приехал в «Прометей», как и все, оставил обувь у входа и дальше пошел по ковру. Тишина стояла почти как в музее, хотя ребята занимались.
Читайте нас в