Все новости
Путешествия
17 Февраля , 13:15

Чудеса в Преображенском

Зилаир удивительным образом сумел сохранить своё историческое наследие

Ринат РАЗАПОВ  Сегодня в Зилаире живут более пяти тысяч человек.
Сегодня в Зилаире живут более пяти тысяч человек.Фото:Ринат РАЗАПОВ

До поездки в Зилаир казалось, что Башкирии в плане туризма уже нечем удивлять. Но этот скромный райцентр продемонстрировал сразу несколько «козырей». Во-первых, здесь прекрасные виды. Этот таежный край на юге республики, торжественный и тихий в своей первозданной красоте, по достоинству оценят любители спокойного отдыха вдали от городской суеты. Во-вторых, у Зилаира есть своя история. И ее наглядно иллюстрируют сохранившиеся памятники старины. В-третьих, это не заброшенный поселок, а вполне ухоженный райцентр. В общем, отличный вариант для путешествий.

Грустно до слёз

По приезде шефство над нами взял Сергей Варганов, учитель истории местной школы имени Героя Советского Союза Николая Ирикова. Он коренной житель Зилаира, увлечен изучением прошлого родного села, а потому для нас — ценный источник информации. Знает все про исторические здания, живших здесь когда-то людей, разбавляя рассказы народными легендами.

— Зилаиром село стало называться с 1925 года. Его родное имя — Преображенское. Своим основанием оно обязано местному медеплавильному заводу, заложенному 19 августа 1748 года промышленником Твердышевым. В этот день православные отмечают праздник Преображения Господня. Поэтому завод стал именоваться Преображенским, а вместе с ним и образовавшаяся рядом деревня, — вводит он нас в курс дела.

Научная версия происхождения слова «зилаир» утверждает, что у него тюркские корни в значении приток реки. Но нам больше нравится народный вариант, о котором поведал наш провожатый. Говорят, в стародавние времена одна женщина оставила своего ребенка на берегу реки, а сама отправилась на покос. В ее отсутствие малыш упал в воду и утонул. Несчастная мать каждый день приходила к этому месту и горько плакала. С тех пор если кто-то отправлялся на реку, говорил что-то вроде: «Иду на землю, где плачут». Выражение закрепилось и на башкирском языке звучит приблизительно как «зилаир». А может быть, слово связано с обилием рек и родников, которые, словно слезы, омывают весь район? Народная память донесла до нашего времени и такой вариант.

На Пятой авеню

Если посмотреть на современную карту райцентра, то можно увидеть удивительно четкую геометрию улиц. Эта планировка — историческая. Как сложилась при основании Зилаира, так ее и придерживаются нынешние жители.

«Подскажите, где улица Комсомольская?» Если с подобным вопросом вы обратитесь к кому-нибудь из местных, то в ответ он лишь пожмет плечами. Удивительно, но сельчане плохо ориентируются в названиях улиц, именуя их в номерном порядке, совсем как в Нью-Йорке: первая, вторая, третья, четвертая и так далее. Так уж здесь повелось испокон веков. И даже на табличках гость увидит не традиционные три, а четыре надписи: название улицы на русском, башкирском, английском языках и ее номер. Например, та же Комсомольская — пятая.

— Улицы говорили о статусе своих обитателей. С первой по четвертую жили работники медеплавильного завода, на пятой — ремесленники, на шестой — купцы, знать, богатые люди, на седьмой — мещане, на восьмой селились новенькие, а потом перебирались на улицу, соответствующую их статусу, — внес ясность в местную «навигацию» Сергей Варганов.

Бывшая купеческая теперь называется улицей Ленина. В старину в ее центре располагалась торговая площадь, сейчас на этом месте районный Дом культуры. Эх, а какая торговля здесь процветала. Каждый год в ноябре устраивали грандиозную двухнедельную ярмарку, на которую съезжались люди со всех окрестностей, из Стерлитамака, из Оренбурга. Сохранились сведения, что прибывали даже торговцы из Средней Азии на верблюдах.

Еще одной достопримечательностью купеческой улицы были квасные бани, получившие такое название, потому что в них разливали вкуснейший квас. Бани, к сожалению, не сохранились. Зато имеется пожарная каланча 1927 года постройки.

Сейчас она играет роль смотровой площадки, а в старину сельчане несли на ней поочередное дежурство. На каланче был даже «дежурный» тулуп, в который смотрящий мог закутаться в холод.

Дома с историей

Сейчас улица Ленина — местный Арбат, преобразившийся в 2022 году по программе благоустройства. Проект так и назывался — «Преображение Зилаира». Прогуливаясь здесь сегодня, можно воочию лицезреть историю местного купечества благодаря сохранившимся особнякам зажиточных преображенцев.

Вот дом купца Яковлева, владелец которого выбился в богачи из крепостных. Счастливый случай ему выпал во время Русско-турецкой войны. Отряд, в котором он служил, попал в окружение и был пленен. Но крестьянину удалось бежать.

Добравшись до своих, он предстал перед командованием. И на глазах у командира принялся сматывать с ноги материю, которой оказалось утерянное знамя. Расчувствовавшись, командир готов был исполнить любое желание солдата.

Крепостной Яковлев, конечно, попросил свободу. С грамотой и вознаграждением вернулся на родину в Симбирскую губернию. Но его семьи там не оказалось, жена и сын были проданы промышленнику Твердышеву. Яковлев разыскал их в Преображенском и выкупил. Здесь он остался жить, затеял свое дело — жег уголь и продавал на медеплавильный завод. Со временем разбогател и купил себе дом напротив базарной площади. Во время революции Яковлева раскулачили, семью сослали, а сам он погиб, отступая с белыми.

Рядом располагается нарядный дом купца Григория Максимовича Подрядова, который считался самым богатым человеком в Преображенском. Богато украшенный особняк подчеркивал статус владельца. И до сих пор радует глаз, напоминая пряничный домик.

— Подрядов был знатным модником. Сохранились его фотокарточки, на которых он выглядит щеголем. У местных жителей в ходу была фраза, которую говорили, когда хотели отметить чей-нибудь внешний вид: «Нарядился, будто в подрядовский дом». Моя прапрапрабабка работала у него гувернанткой. Была она тогда девицей на выданье. Когда началось раскулачивание, хозяева отдали ей часть гардероба в качестве приданого, — рассказывает Сергей Владимирович.

В Гражданскую войну в доме располагался штаб. В зависимости от того, в чьи руки переходило село, его занимали то красные, то белые. Именно на крыльце подрядовского дома был зарублен шашками башкирский поэт Шайхзада Бабич, о чем свидетельствует памятная табличка.

Возвращение иконы

Конечно, мы не обошли вниманием медеплавильный завод, здание которого хоть и в полуразрушенном виде, но сохранилось. Сергей Варганов ратует за то, чтобы его законсервировали и сделали официальным объектом туризма по примеру Воскресенского завода.

Преображенский завод скромнее, чем его собрат. Но не менее интересен. Крестово-купольные своды выдают нестандартную архитектуру. На некоторых окнах сохранились родные кованые решетки, а метровые по толщине стены не смог проломить даже трактор, когда здание пытались снести. Пережил завод и крестьянский бунт, и революцию, видел, как создавалось новое советское государство, а 90-е годы пережить не смог. Последний пожар нанес ему значительные разрушения. Но если завод привести в порядок, то в сочетании с историческим центром и природными красотами Зилаира он отлично впишется в туристическую инфраструктуру района. Жаль, что пока подвижек по его сохранению нет. Материал о медеплавильном заводе мы опубликуем в одном из ближайших номеров, так как его история достойна отдельного рассказа.

А вот Спасо-Преображенская церковь после десятилетий запустения переживает свой ренессанс. Немного истории. После 22 лет строительства ее освятили в декабре 1832 года. Гордостью храма был 246-пудовый медный колокол, отлитый на местном заводе. Тут Сергей Владимирович поведал нам еще одну легенду. Чтобы лошадям было легче волочить тяжеленный колокол вверх по склону, местные жители ведрами наносили со своих огородов чернозем до самой церкви. После того как колокол водрузили, православный люд землю растащил.

Церковь настрадалась за свой век. В 30-х годах произошло первое ее поругание, но она устояла. В 1961-м унизительная процедура повторилась. Колокол под плач и стенания прихожан сбросили на землю, со страшным грохотом он скатился вниз по склону. Потом махину отправили на переплавку в Оренбург. Оставшиеся иконы вывезли на гору, облили керосином и сожгли. Саму церковь обезглавили — скинули кресты, разрушили колокольню, снесли световой барабан.

Обезличенную обитель заняли сначала под склад, потом здесь был кинотеатр. Неоднократные пожары уничтожили уникальную роспись стен. Опустевшее здание долго стояло заброшенным. И только в конце 90-х его вернули верующим. На собственные средства в 2004 году они заново отстроили колокольню. А в 2021-м церковь попала в федеральный проект «Историческая память» и была восстановлена в первоначальном виде. Реставрация завершилась прошедшим летом.

Вот уже семнадцать лет здесь служит отец Дмитрий. Местный приход любит своего батюшку за простоту, добросердечность и чувство юмора. Пока мы созерцали внутреннее убранство обновленного храма, он рассказал удивительную историю возвращения одной иконы:

— Несколько лет назад жители соседнего Исянгулово купили в Зилаире дом на разбор. И уже привезя его к себе, заметили, что на одной двери через краску проступил крест. Вскоре на ней проявилась вся икона — Архангел Гавриил с цветочной ветвью. Они рассудили, что икона принадлежала именно нашему храму, и позвонили мне. Возможно, она была утеряна как раз в период разграбления церкви. Может быть, кто-то взял к себе на сохранение, да потом не углядел. Или сразу забрали для хозяйственных нужд, чтобы хорошая доска не пропадала. Икона хоть и большая, но к ней были пригнаны бруски, чтобы полностью закрывался дверной проем. К несчастью, люди, к которым она попала, оставили ее на солнце, из-за чего образ архангела сильно пострадал.

В 2021 году отреставрированная икона торжественно вернулась в родную обитель и теперь радует прихожан своими яркими красками.

И еще один чудесный образ показал нам отец Дмитрий. Это санкт-петербургский список с иконы Казанской Божией Матери.

— Лет 25 назад эта икона висела над входом в церковь. Она была темной до такой степени, что нельзя было разобрать, что на ней изображено. Но вдруг начала обновляться: у Богородицы покраснели губы, потом все явственнее стал проступать лик. И затем просветлел весь образ, — говорит батюшка.

Все в этом храме после реконструкции хорошо. Но не хватает еще иконостаса, паникадила и… отопления. Пол в церкви сейчас с электрическим подогревом, но его скудного тепла не хватает, чтобы должным образом обогреть все помещение, высокое и просторное. Внутри холодно, что пагубно для икон и интерьера. Газовая труба от храма недалеко, но своими силами церковь подвести ее не может. А пока обещанного три года ждут, поступают огромные счета за электричество.

Много ли времени пройдет, прежде чем белоснежные стены не начнет покрывать плесень? Кстати, Спасо-Преображенская строилась как первая теплая церковь на юге Башкирии.

Неожиданные встречи

Признаться честно, ехать в Зилаирский район лучше в летнее время. Тогда будет доступ к природным достопримечательностям, которых здесь немало. Только гуляя, будьте внимательны: можно повстречать хозяина этих мест — бурого медведя. Хорошо ему здесь живется, но порой тесно становится в лесу, и зверь подходит близко к жилищу человека. Прошедшим летом медведей несколько раз видели в окрестностях местных сел.

Охотник в третьем поколении Алексей Гаврилов хорошо знает медвежьи повадки. Два года назад хищник задрал трех его лошадей на пастбище. Случилось это по осени. Весной охотник получил лицензию и притаился в засаде, в качестве приманки оставив на пастбище тушу мертвой коровы. Ждать пришлось недолго. Огромный медведь учуял добычу.

— Зрение у них не очень хорошее, а вот обоняние острое. Поэтому когда идешь на медведя, нельзя пользоваться шампунями, мылом, дезодорантом и тем более духами, курить или пить алкоголь. Зверь сразу учует посторонние запахи. Для верности обмазываешься тухлятиной, чтобы перебить запах своего тела, и терпеливо ждешь, — делится он нюансами охоты.

Гаврилов и сам несколько лет назад чудом выжил при встрече с хищником. Пришел посмотреть, как идет посадка деревьев. Отошел от работников с полкилометра в лес. И там столкнулся с медведицей и ее выводком. Мамаша, понятное дело, восприняла человека как угрозу и принялась метаться между ним и деревом, на которое взобрались испуганные малыши.

— Подбегала так близко, что я слышал резкий запах ее шерсти. Прижимала уши к голове и угрожающе фыркала. Подбегала ко мне и убегала к медвежатам, разворачивалась и снова ко мне. И так раз пять, наверное. Я поднял руки вверх и что-то орал, даже не помню что. Спасло меня только то, что я остался стоять на месте, а не побежал. Да и то непонятно, чем бы все закончилось, если бы на мои крики не прибежали рабочие с посадки. Увидев их, медведица спряталась за деревьями, но не убежала, не бросила медвежат. Тревожно выглядывала из-за кустов, — вспоминает Гаврилов.

Это вам не Голливуд

Во время нашего пребывания в райцентре бушевала метель, дороги между селами перемело, и местные не советовали покидать пределы Зилаира. Но мы рискнули отправиться в Юлдыбаево, которое считается одним из самых древних сел в Башкирии. Нынче ему исполняется 818 лет.

На въезде, на склоне холма, как в Голливуде, огромными буквами выведено название — мимо точно не проедешь. Самое непосредственное отношение к этой идее имеет директор местного Дома культуры Амир Муталапов.

— Когда готовились к 800-летию в 2006 году, нас созвали на совещание. Устроили мозговой штурм: что бы такое сделать, чтобы Юлдыбаево стало узнаваемым для всех. Я стал вслух размышлять: Голливуд узнаваем по большим буквам, символ Москвы — статуя рабочего и колхозницы, Уфы — статуя Салавата Юлаева. Вот и нам бы что-то эдакое. На следующий день позвонил глава сельского поселения и спросил, какой у меня рост. Я отвечаю: 170 сантиметров. Сели мы с ним в машину и приехали к этой горе. Он велел мне подняться на вершину и там стоять, а сам издалека соображал, как разместить надпись. Теперь, приезжая в родное село и уезжая, испытываю гордость оттого, что причастен к этой достопримечательности, — раскрыл он нам историю происхождения «голливудских» букв.

Археологи установили, что деревня появилась примерно в XIII веке. Дату установили по обнаруженным на ее окраине двум курганам с захоронениями в деревянных колодах. Рядом с останками нашли украшения и утварь из серебра, железа и чугуна. К сожалению, до наших дней курганы не сохранились. И если честно, ничто в селе не напоминает о его древности.

Зато на горе Акташ установлен знак семи башкирских родов и памятник пограничникам, а на горе Сандугас — памятник кураю. Еще дотошный путешественник может заглянуть в краеведческий музей в Доме культуры. Он невелик, но некоторые экспонаты любопытны. Например, шлем генерал-лейтенанта авиации Виктора Попова, который родился и вырос в Юлдыбаево. А вот у стенки стоит стул, верой и правдой служивший бывшему директору местной школы Мазгару Касимовичу Казаккулову. Он проработал в этой должности целых 44 года. Очень гордятся уважаемым земляком юлдыбаевцы и бережно чтут память о нем.

Еще один уникальный экспонат — старинное женское платье.

— Его нам подарила местная жительница Гюльгина Амантаева, которой оно досталось по наследству. Платье было пошито для молодой невестки, которая после замужества в 1883 году переехала в Юлдыбаево. В комплект также входят головное украшение, нагрудник и камзол. Еще у нас есть сапожки из тонко выделанной кожи, они называются ситек. Раньше женщины надевали их под уличную обувь, — рассказывает учитель истории Земфира Кинзябаева.

Покидая Дом культуры, мы обратили внимание на протекающие потолки. Здание, построенное в советские времена, требует ремонта. Но здесь даже не надеются, что он случится в ближайшем будущем.

Возможно, в селе нет особенных достопримечательностей, но есть один объект, который не может не вызвать восхищение. И это… спортивная площадка. Примечательна она тем, что ее на собственные деньги построил местный житель Рушан Зайдуллин. Сколько он потратил, не рассказал, но получилось добротное футбольное поле с настоящей газонной травой на радость местной детворе. Просто человек хотел сделать что-то хорошее для родного села. Вот какие люди здесь живут.

Удивительное рядом

Камень Пророка

У ручья Бирмасбаш близ села Кадырша имеется скала, возле которой находится Пэйгэмбэр ташы, что в переводе с башкирского означает камень Пророка. На нем отпечатаны следы ног — большой и маленький. Согласно легенде, башкирский Пророк и его сын спасались от «неверных» на реке Бирмас. Они спрыгнули со скалы, и их следы впечатались в камень. Это место считается священным, возле него принято оставлять подаяние.

Старинная мечеть

В деревне Кадырша сохранилась мечеть, построенная в 1869 году. Она включена в Единый государственный реестр памятников. Мечеть сложена из хвойной древесины, ее венчает многогранный минарет.

Айда Булун

Так называется поляна в семи километрах от деревни Ивано-Кувалат. Она примечательна тем, что 450 лет назад здесь состоялся курултай представителей семи башкирских родов: бурзян, тунгаур, кипчак, усерган, табын, юрматы и тамьян. На встрече они обсуждали условия вхождения башкир в состав Русского государства.

Вековые лиственницы

Примерно в полутора километрах от села Кызлар-Бирган сохранились древние лиственницы. Возраст деревьев составляет более 400 лет, а их высота около 30 метров. Многовековые лиственницы растут небольшими группами и одиночно. Все огорожены, имеют таблички с описанием, являются памятниками природы и охраняются государством. Также в этом месте можно найти старые дубы, липы и сосны, которым примерно 150 лет.

Цена вопроса

Зилаир находится в 410 километрах от Уфы, у одноименной реки.

Проезд на автобусе из Уфы до Зилаира обойдется в 1465 рублей.

Аренда номера в местной гостинице за сутки стоит от 1000 рублей.

Средний чек за обед в кафе составит 250 рублей.

Доехать из Уфы до Зилаира можно на такси. Это обойдется в 7500-8000 рублей.

Ринат РАЗАПОВ  Такие аншлаги можно увидеть только в Нью-Йорке.
Такие аншлаги можно увидеть только в Нью-Йорке.Фото:Ринат РАЗАПОВ
Ринат РАЗАПОВ  Отец Дмитрий показал чудом вернувшуюся в храм икону Архангела Гавриила.
Отец Дмитрий показал чудом вернувшуюся в храм икону Архангела Гавриила.Фото:Ринат РАЗАПОВ
Автор:Альбина ЗУБАРЕВА
Читайте нас: