Какие дороги в регионе самые опасные, почему летом автомобили чаще «улетают» в кювет, что делать, если подросток на самокате сбил пешехода — об этом и многом другом рассказал главный госавтоинспектор республики Владимир СЕВАСТЬЯНОВ на пресс-конференции в медиацентре «Россия».
— Владимир Александрович, на недавнем оперативном совещании в правительстве было сказано, что львиная доля смертельных ДТП происходит на федеральных трассах, причем из-за превышения скорости, и их число растет. Что тут можно предпринять?
— В каждом ДТП всегда присутствует превышение скоростного режима. Тем более на дорогах федерального значения. Там у нас действительно идет рост аварийности. Поэтому мы решили периодически делать передислокацию видеокамер, чтобы водители не привыкали к определенному их местоположению. Мы ожидаем, что такая мера даст свой результат. Сегодня наш регион занимает седьмое место в стране по числу погибших в ДТП.
Количество автоаварий растет и на дорогах местного значения, где каждое четвертое ДТП совершено пьяным водителем. Количество погибших в автоавариях увеличилось в 26 муниципалитетах. Больше всего этот показатель возрос в Туймазинском, Белорецком, Дюртюлинском, Благовещенском, Учалинском, Альшеевском и Уфимском районах.
— Сколько всего в республике дорог «смерти» и где они находятся?
— Аварийно опасные участки у нас из года в год одни и те же. Их обычно пять или шесть. До недавнего времени сложной считалась дорога Уфа — Бирск — Янаул (участок до Благовещенска). Но благодаря поддержке главы республики там установили видеокамеры, которые считывают в том числе непристегнутый ремень и выезд на встречную полосу. Сейчас ситуация постепенно стабилизируется.
Беспокойство вызывает дорога Дюртюли — Нефтекамск. Небольшая по протяженности, всего 86 километров, но с начала года на ней уже произошло несколько смертельных автоаварий. В этом году там запланированы большие мероприятия, в том числе технического плана. В Иглинском районе опасной остается федеральная трасса М-5. Хоть она и реконструируется, второй год подряд там гибнут водители. В Альшеевском районе «фонит» дорога Уфа — Чишмы — Киргиз-Мияки.
Конечно, чтобы решить проблему опасных участков, нужны средства. Поэтому по решению главы республики создан специальный план, выделено финансирование, и заинтересованные ведомства занимаются данным вопросом.
— Основные причины смертельных ДТП — выезд на встречку или превышение скорости?
— В зависимости от времени года. Летом причина — превышение скоростного режима. При его соблюдении, и если следовать указаниям дорожных знаков, никакого ДТП не произойдет. Многие сейчас скажут, что так ездить неудобно, а я отвечу: зато безопасно. Во всяком случае, это одна из возможностей не попасть в аварию.
Еще летом становится больше случаев опрокидывания в кювет, а также столкновений со встречным транспортом. Из-за жары или еще по каким-то причинам у людей снижается внимание, и, выезжая на встречную полосу, они не успевают вернуться обратно. Надо быть благоразумными и думать, прежде чем пойти на какой-либо маневр на трассе. Дорога ошибок не прощает.
Кроме того, в жаркие дни я бы посоветовал автолюбителям перед поездкой проверить исправность своего транспортного средства. Например, состояние шин, потому что в жару колесо может перегреться и лопнуть. А также прислушаться к своему самочувствию: если оно неважное — за руль лучше не садиться.
— Почему происходят опрокидывания в кювет и почему именно летом их количество увеличивается?
— Причин три — состояние водителя (либо он нетрезвый, либо имеет проблемы со здоровьем), превышение скорости и банальная невнимательность. Как с этим бороться? Каждый, кто собирается «давить на газ», должен понимать, что может не справиться с рулевым управлением, «слететь» с дороги, опрокинуться и погибнуть.
— Во время летних каникул на дорогах местного значения часто подростки гоняют на различном транспорте на приличных скоростях. Проводится ли какая-то профилактическая работа в этом плане?
— Это наболевшая тема. Конечно, мы проводим различные мероприятия, но зачастую подобные нарушения происходят в отдаленных районах республики, где держать на постоянной основе экипаж у нас нет возможности. Думаю, здесь нам могут помочь СМИ, и, пользуясь случаем, я хотел бы обратиться к журналистам за поддержкой. Может, родители, прочитав эту информацию, задумаются о возможных последствиях, прежде чем позволить детям сесть за руль или приобрести им дорожный гаджет. Ведь подросток все равно захочет выехать на дорогу общего пользования, не зная при этом правил дорожного движения и не имея навыков вождения.
— Ситуация с дорожными гаджетами также вызывает немало вопросов. Например, если несовершеннолетний электросамокатчик сбил пешехода, что необходимо предпринять пострадавшему в таком случае? И как закон регулирует подобные дорожные инциденты?
— Это ДТП, и его, как любое другое, необходимо зафиксировать: вызвать на место происшествия скорую помощь, сотрудников ГАИ и оформить все по закону. Если водителя удастся установить, тогда все вопросы необходимо адресовать его родителям. Данная ситуация регулируется в рамках гражданско-правовых отношений, поскольку самокат — не транспортное средство.
— При этом они ездят по дорогам и создают аварийные ситуации. Может, надо пронумеровать все электросамокаты, чтобы впоследствии легче было идентифицировать водителей?
— Вопрос надо решать с владельцами проката. Вообще, прежде чем внедрять шеринг электросамокатов и разрешать продажу любых дорожных гаджетов, необходимо было вначале создать для них инфраструктуру. В первую очередь отдельные дорожки, чтобы они не создавали опасность ни для пешеходов, ни для автомобилистов. Допустим, СИМы получат номера — тогда задерживать и штрафовать нарушителей придется нашему ведомству. При этом число автовладельцев с каждым годом растет, так что нам и без них есть чем заняться на дорогах республики.
— Каков, на ваш взгляд, сегодня уровень обучения курсантов в автошколах?
— С начала года пошел рост ДТП с участием водителей со стажем менее двух лет. Зарегистрировано 61 дорожное происшествие, где погибли шесть человек и пострадали 82. Есть вопросы и к качеству обучения, и к подаче материала, и, главное, к практике. Даже если выпускник автошколы сдал все экзамены с первого раза, нужны еще практические навыки вождения. А они нарабатываются только со временем. И каждый водитель должен это понимать. Новички за рулем должны быть аккуратными и быстро соображать.
— Когда водители чаще садятся за руль пьяными — в выходные или будние дни?
— В последнее время мы стали меньше фиксировать ДТП в выходные. Зато с понедельника на вторник иногда регистрируем до четырех смертельных автоаварий. Поэтому принято решение в будни тоже систематически проводить рейды, для чего созданы специальные экипажи, которые выявляют нетрезвых за рулем. Причем они работают по всей республике. Представьте: в отдаленный район вдруг заезжают сразу девять спецэкипажей! Я специально об этом говорю, чтобы люди не садились за руль пьяными, надеясь, что в деревне их штрафовать и задерживать некому. Теперь есть кому. И в рабочие дни в том числе. Предупреждаю все водительское сообщество.
— Нередко дорожные знаки устанавливаются так, что они перекрывают обзор светофоров для водителей и пешеходов. Например, на уфимском перекрестке улицы Цюрупы и бульвара Ибрагимова. А когда обновляется дорожная разметка, не учитываются заезды во дворы жилых комплексов. Вдруг появляются сплошные двойные полосы, и, чтобы попасть домой, нужно проехать два квартала в поисках разрешенного поворота. Нельзя ли как-то урегулировать этот вопрос?
— Установкой дорожных знаков и нанесением разметки занимаются владельцы автодорог, в данном случае — администрация города. Когда знаки закрывают техническое оборудование, мы выносим предостережение владельцам, и они устраняют нарушения. Тот перекресток, который вы упомянули, тоже отработаем, но он не единственный, где есть такая проблема.
Что касается разметки: там, где «нарисованы» две сплошные полосы, поворот налево запрещен в целях безопасности дорожного движения. Возможно, возникают какие-то неудобства, а скорее всего водителям просто не хочется расставаться с привычкой. Тем не менее придется разворачиваться там, где это разрешено. Вообще, самый безопасный разворот — на перекрестке, где прерывается разметка. Следует помнить об этом.
— Звонят ли жители республики на ваш телефон доверия?
— Да, спасибо неравнодушным людям. Напоминаю номер — 8 (374) 279-32-92. Наш сотрудник на нем дежурит круглосуточно и незамедлительно передает полученную информацию в дежурные части и постам на трассах. Ни одно сообщение не остается без внимания. Однако хотелось бы получать больше информации о происшествиях, о «гуляющих» по проезжей части пешеходах, которых мы можем успеть спасти. А также о неадекватном поведении водителей на дорогах.
Кроме того, у нас есть официальный телеграм-канал, на который может подписаться любой желающий. Там мы оперативно размещаем много полезной информации. Этот чат-бот анонимный, поэтому там проходит любое сообщение. Все начальники и сотрудники райотделов также на него подписаны и отслеживают поступающие на него обращения. И когда необходимо вмешательство — реагируют.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
Сегодня на дорогах РБ работают 1800 видеокомплексов. С их помощью выявлено более 2 миллионов 800 тысяч нарушений ПДД. Выписано штрафов на сумму 1 миллиард 973 миллиона рублей, из них взыскано — 912 миллионов.