Все новости
Право
23 Января 2014, 17:21

ОСАДА для автомобилистов?

У страховых компаний нет ни бланков, ни желания заключать договоры ОСАГО

Тяжелая ситуация сложилась в первые дни нового года с обязательным страхованием автогражданской ответственности. Страховщики, как один,
отказывают в страховании прямо или косвенно.
К примеру, на официальном сайте Ингосстраха размещено объявление о проведении ежегодной инвентаризации бланков полисов и незаключении в связи с этим соответствующих договоров до 20 января. Сайт Росгосстраха предлагает лишь страховой продукт «ОСАГО+Фортуна», который для автора, к примеру, на 3 тыс. рублей дороже, чем обычное стандартное ОСАГО (расчет произведен на том же сайте). Представитель страховой компании «Уралсиб» в телефонном разговоре сослался на отсутствие необходимых бланков полисов. Работник компании «Согаз» по телефону предложил явиться в офис для оформления полиса и подтвердил, что никакие дополнительные услуги навязываться клиенту не будут. В офисе выяснилось, что в среднем оформление полиса для одного человека занимает от 1 до 3 часов (против обычных 15 минут для этой процедуры).

В неофициальных разговорах страховые агенты пояснили, что им дано негласное указание любыми способами отказывать в страховании автогражданской ответственности либо страховать ее лишь при условии продажи дополнительно необязательного страхового продукта.

Автору удалось поговорить по недавно открытой горячей телефонной линии с сотрудником Управления Федеральной антимонопольной службы. Он предсказуемо предложил обратиться с письменной жалобой и ждать ее разрешения. На этом этапе у автовладельца остается лишь два пути — настаивать на своем праве заключить обязательный договор и нарушать ПДД либо махнуть рукой и заплатить за ненужную страховку.

Соображения страховщиков об убыточности для них этого вида страхования известны давно, но такого откровенного пренебрежения к автомобилистам они раньше не проявляли. На всякий случай напомним, что договор ОСАГО в соответствии с первой статьей закона об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев является публичным, то есть обязательным для заключения соответствующей организацией с любым, кто к ней обратится. В свою очередь закон о защите конкуренции запрещает навязывать потребителю условия договора, не выгодные для него или не относящиеся к предмету договора. При всем этом понятно, что лишь немногие автовладельцы будут инициировать привлечение страховых компаний к ответственности.

Несмотря на то, что в судебной практике все чаще принимаются решения в отношении недобросовестных страховщиков, им выгоднее продолжать необоснованно отказывать в выдаче полисов ОСАГО.
Между тем

По сообщениям СМИ, в стране началась прокурорская проверка автостраховщиков из-за того, что в большинстве регионов стало трудно купить полисы ОСАГО.

Оренбургских страховщиков из-за многочисленных отказов в выдаче полисов на днях даже вызывали на ковер в правительство области. Тамошние перевозчики уже говорят о транспортном коллапсе: из-за отсутствия страховки не выезжают на маршрут с каждым днем все больше и больше автобусов и «Газелей».

На Камчатке ситуация не изменилась, несмотря на вмешательство контролирующих органов — там в обмен на ОСАГО по-прежнему требуют застраховать жизнь или имущество.

Служба по финансовым рынкам (СФР) в январе намерена провести совещание в Краснодарском крае для нормализации сложившейся ситуации с ОСАГО.


КОММЕНТАРИЙ

Гузель МАСАГУТОВА,
старший помощник прокурора республики:
— Прокуратура не проводила проверок по фактам отказов страховыми компаниями заключать договоры обязательного автострахования. Но мы знаем, что люди сталкиваются с проблемой, когда страховщики не заключают его под разными предлогами. Например, когда моей знакомой заявили, что она сможет застраховать автомобиль, если только застрахует свою жизнь, она категорически отказалась, сославшись на нарушение закона. Видя, что им попался юридически подкованный клиент, сотрудники страховой компании пошли на другую уловку — у них якобы не было бланков. Знакомая потребовала, чтобы они связались с головным офисом. Разумеется, через пять минут необходимые бланки оказались в наличии. Конечно, на все это приходится тратить нервы и время, но все-таки гражданам не надо мириться с подобным произволом страховых компаний, нужно отстаивать свои права и обращаться с соответствующими заявлениями в прокуратуру.

НА ЗАМЕТКУ

Евгений СТЕПАНОВ,
руководитель Управления Роспотребнадзора по Башкортостану:
— В основном люди жалуются на ОСАГО с нагрузкой. Страховые компании явно злоупотребляют, пользуясь юридической неграмотностью населения. Ведь ОСАГО является обязательным, в отличие от добровольных видов страхования, которые нам пытаются навязать. Что делать в этом случае? Мы рекомендуем написать письменное заявление в страховую компанию о заключении ОСАГО, указав, что в случае отказа требуете обоснования причины. Главное, чтобы у вас оставалось на руках подтверждение того, что вы обращались с таким письмом. В письме вы должны написать, что просите известить о том, когда можно прибыть для заключения договора об автогражданском страховании ответственности. Насколько нам известно, еще ни один человек не получал письменного отказа от страховых компаний. Они знают, что в этом случае заявитель может обратиться в суд для понуждения к заключению договора ОСАГО.

КУДА ЖАЛОВАТЬСЯ?

Отдел контроля на страховом рынке Межрегионального управления Службы Банка России по финансовым рынкам (г. Самара): 443010, г. Самара, Волжский проспект, 3, тел. (846) 374-85-78, 374-85-80.
Кстати

Ряд экспертов связывает проблемы с тем, что Госдума в марте рассмотрит во втором чтении проект закона об увеличении выплат по ОСАГО.

Он предусматривает поэтапное увеличение страховых сумм, в пределах которых страховщик возмещает вред, причиненный жизни, здоровью потерпевшего со 160 тыс. рублей до 500 тыс. рублей на каждого потерпевшего, а в части возмещения вреда, причиненного имуществу, со 120 тыс. рублей до 400 тыс. рублей на каждого потерпевшего.
Читайте нас: