Все новости
Право
15 Июня 2012, 05:22

Штраф заставит закон уважать

считает главный госавтоинспектор республики

О новшествах, планах и перспективах, ожидающих водителей и пешеходов, рассказал главный госавтоинспектор республики Динар Гильмутдинов.
С начала года в Башкирии в ДТП погибли 178 человек — это очень много, сообщил журналистам начальник УГИБДД МВД по РБ. По его мнению, чтобы исправить ситуацию, необходимо в первую очередь наладить дорожную инфраструктуру: строить развязки, пешеходные переходы, расширять проезжую часть. В прошлом году Башкиравтодор на все это потратил 8,5 млрд рублей, в нынешнем намерен выделить 10 млрд рублей.

— Тем не менее, многим не нравится, что из-за дорожных работ спиливают деревья, а вместо них образуются стихийные парковки. Кроме того, большинство уфимцев считают, что необходимо восстановить двустороннее движение по улице Ленина.

— Если мы это сделаем, улица попросту «встанет», как и было до того. Почему, собственно, и приняли решение об одностороннем движении. Кстати, ни в одной европейской столице в центре нет двустороннего движения. Надо очистить крайние полосы от брошенных там автомобилей, из-за чего работает только одна полоса от улицы Пушкина до Октябрьской революции.

Без многоуровневых развязок и расширения проезжих частей проблему пробок в Уфе не решить. Поэтому до 2016 года планируется построить мосты в Затоне, в районе базы «Биатлон» и, в зависимости от финансирования, в микрорайонах Инорс и Сипайлово. Также решено продлить проспект С. Юлаева.

Буквально на днях в столице начнется строительство подземных пешеходных переходов на проспекте Октября — на остановках «Юношеская библиотека» и «Бульвар Славы».

Что касается зеленых насаждений, то уфимская администрация вместо спиленных высаживает деревьев в два раза больше. А за счет расширения проезжих частей планируется построить велодорожки, которые решено сделать на улицах Фрунзе и К. Маркса.

— Какие участки уфимских дорог сегодня считаются проблемными из-за пробок?

— У нас серьезная проблема в Сипайлово, по утрам там движение практически стоит. А также на улице Сельской Богородской, в районе Центрального рынка из-за дорожных работ и на выезде из Уфы.

— Можно ли обратиться в ГАИ по поводу плохого состояния дороги, и возымеет ли это хоть какое-то воздействие? Вы сказали, что в ремонт дорог будет вложено 10 миллиардов, но ведь его хватает лишь на год.

— К сожалению, гарантию качеству дорожного ремонта никто не дает. Госдума рассматривает вопрос о том, чтобы строительные организации гарантировали качество, допустим, на пять лет, в каждом субъекте гарантийные обязательства различны. И без них предприятия не смогут вести дорожное строительство. У нас в республике действуют четыре крупные организации.

В принципе, любой гражданин может позвонить в дежурную часть ГИБДД, подобные сообщения регистрируются в журнале состояния дорожной сети, и ГАИ выдает ответственному за данный участок дороги предписание на устранение нарушения. Если оно не исполняется, мы составляем протокол. За два месяца составлено уже 72 подобных документа на руководителей предприятий за плохое содержание уличной сети. А если из-за этого произошло ДТП, необходимо вызвать на место инспектора ГАИ, зарегистрировать происшествие и обращаться в суд. Других законных рычагов воздействия у нас пока нет. Те, у кого на балансе содержится часть дорожного полотна, должны за него отвечать по закону.

— Изменилась ли ситуация с нелегальными автоперевозчиками в республике? И сколько игроков на рынке техосмотра, может, он себя уже изжил?

— На рынке техосмотра зарегистрировано 24 предприятия, они получили лицензии страховых компаний.

Новые транспортные средства до трех лет вообще не проходят техосмотр. Здесь главное для водителя — получить страховку. А автобусы, такси, бензовозы и прочие обязаны проходить техосмотр два раза в год. Но за его отсутствие ГАИ сегодня никого не наказывает, в связи с чем на дорогах появилось всякое «утильсырье», ведь теперь у нас нет полномочий контролировать техническое состояние автомобилей. Я считаю, что контрольно-надзорные функции за ГАИ надо было оставить.

Проблема автоперевозок по-прежнему острая. Горсовет утвердил тендерную комиссию, которая будет выбирать автоперевозчиков в Уфе. Мы в эти вопросы не вмешиваемся. Хотя госавтоинспекция, конечно, налагает штрафы, если что-то не так. К сожалению, административные комиссии при муниципалитетах, которые получают эти протоколы, работают на корзину. Ни один протокол, ни один административный штраф на деле реализован не был.

— Динар Загитович, как сокращение численности личного состава ГИБДД отразилось на скорости оформления протоколов ДТП, особенно в часы пик? Существуют ли какие-то нормативы по времени выезда инспектора ГАИ на происшествие?

— По административному регламенту, сотрудники ГИБДД в городе должны прибыть на место ДТП в течение 20 минут, а на трассе — 40 минут. Личный состав у нас сократился на 800 человек, но это не отразилось на порядке оформления ДТП. Просто в прошлом году на одного инспектора приходилось по 150 ДТП ежедневно, а теперь по 200. То есть нагрузка увеличилась в полтора раза. Но причина не в количестве инспекторов, а в культуре вождения самих автолюбителей.

— В полку ДПС работает только один кабинет по оформлению ДТП. Может, необходимо увеличить количество кабинетов, чтобы люди часами не стояли в очередях?

— У нас проблема с помещениями. Но как минимум еще один кабинет постараемся открыть.

— Как бы вы охарактеризовали ситуацию со скутерами, нужны этим водителям шлемы, номерные знаки?

— Тема серьезная, и только силами ГАИ ее не закрыть. Дело в том, что транспортные средства с объемом двигателей до 50 куб. см не регистрируются. По закону, на мопеде и скутере можно ездить без шлема. Сейчас родители массово покупают эти дорогие игрушки своим детям, при этом совершенно не задумываются о последствиях.

У всех на памяти резонансный случай, когда парень на скутере погиб по вине водителя автобуса, который в итоге покончил с собой. Трагедия страшная. Но факт остается фактом — сегодня люди совершенно не ценят ни свою, ни чужую жизнь. Причем ДТП со скутерами, мопедами, мотоциклами происходят не только в крупных городах, но и в деревнях. Потому хотелось бы попросить взрослых десять раз подумать, прежде чем покупать подросткам такой опасный транспорт.

Задерживать мотогонщиков на дорогах мы не можем, они катаются без госномеров. Гоняться за ними по городу тоже опасно, можно спровоцировать ДТП. Единственное, что в наших силах, — это рейды по автостоянкам. Выход из данной ситуации — ужесточение штрафных санкций, другого пути я не вижу.

— Во многих крупных городах существует движение «СтопХам», активисты которого прикрепляют на лобовые стекла нарушителей парковок обличающие наклейки. В Уфе тоже зарождается такое движение, как вы к нему относитесь?

— Если оно будет организовано, мы его поддержим и, по возможности, поможем. Например, предоставим экипаж, чтобы он находился во время рейда в зоне видимости.

— Вы говорили, что в столице скоро появится автомобиль с видеофиксацией, который будет снимать нарушения правил парковки. Он уже работает?

— Да, и мало того, принято решение во всех крупных городах республики организовать работу аналогичных автомобилей. В Уфе один автовидеофиксатор уже действует, но нам нужно еще минимум пять. Автомобили будут ездить по улицам и фиксировать нарушения. Затем нарушители получат письма с квитанцией на штраф.

— Сегодня очень много водителей, которые не знают элементарных правил дорожного движения. Причем, они уверены в своей правоте. Как эти люди получили водительские права?

— Это вполне объяснимо. Экзамены по ПДД курсанты сдают, как роботы: зазубривают билеты, автоматически нажимают кнопки компьютера, и все. То же самое происходит на автодроме: выучить повороты и перекрестки на маленьком пятачке нетрудно. Зато когда новоиспеченный водитель выезжает на дорогу с интенсивным движением, он теряется и не понимает, что надо делать. Может, пора принимать экзамены по вождению в городе, но это не позволяет закон.

— Динар Загитович, поясните, пожалуйста, правила тонировки. Какие стекла можно тонировать, а какие нет? Потому что среди водителей на сей счет бытует различное мнение, якобы желтая тонировка разрешена на всех стеклах.

— Задние стекла можно хоть фанерой заклеивать, при наличии зеркал заднего вида. Зеркальная тонировка ГОСТом запрещена вообще, лобовое стекло может быть затемнено не более, чем на 25 процентов, боковые передние стекла — не более 30 процентов. С первого июля автомобили, на которых тонировка не соответствует правилам, помимо административного наказания, будут запрещены к эксплуатации. Уровень тонировки определяется специальным прибором «Тоник», их у нас в республике около 90 штук.

— Когда, наконец, водители начнут пропускать пешеходов на «зебрах»? Каждый раз это серьезное испытание для пешего народа...

— Мы, конечно, проводим профилактические акции «Пешеход», «Перекресток», но одними штрафами ситуацию не изменить, все упирается в воспитание, менталитет, законопослушность людей.

Кстати, половина дорог у нас не отвечает ГОСТам и СНИПам. Например, если ширина проезжей части не соответствует нормам, мы не имеем права устанавливать пешеходный переход. Между светофорами должно быть не менее полутора километров, а у нас они стоят и через 300 метров. Таких несоответствий много. Только когда подключили прокуратуру за неисполнение муниципалитетами федерального закона о безопасности дорожного движения и суды стали назначать им большие штрафы, ситуация начала понемногу меняться.

— Прокомментируйте, пожалуйста, недавнее происшествие на проспекте С. Юлаева, где дорожные рабочие переходили дорогу и спровоцировали ДТП.

— Везде, где ведутся дорожные работы, стоят предупреждающие знаки. Водители обязаны снизить скорость. Но, как правило, они этого не делают. Вот и все объяснение.

— Сколько экипажей ДПС работают в столице? Недавно был случай: экипаж проехал мимо ДТП, хотя его просили остановиться.

— Это произошло на проспекте С. Юлаева, когда микроавтобус выехал на встречную полосу и погибли люди. Очевидцы пытались остановить проезжавший мимо патруль, тот не остановился и не оказал помощь. Это были два сотрудника республиканского полка. Такие люди не имеют морального права продолжать службу в ГАИ. Я их уволил.

В Уфе ежедневно выезжают на улицы по 150 сотрудников ГИБДД, или 75 экипажей. Из них 40 экипажей занимаются исключительно оформлением ДТП.

— Давно обсуждается вопрос о том, чтобы сделать одну из уфимских улиц пешеходной. Вы бы какой вариант предложили?

— Предлагались улицы Октябрьской революции и М. Карима, но везде возникнут сложности с проездом. На мой взгляд, реальнее сделать пешеходным центр на выходные дни, когда интенсивность движения там гораздо меньше.

— Многие светофоры и дорожные знаки так заросли деревьями, что их не видно, вы отслеживаете эту проблему?

— Совершенно верно, я сам на днях на перекрестке Ленина и Достоевского по пути на работу обратил внимание, что светофора вообще не видно из-за деревьев. И это не единичный случай. Столичная ГАИ выдала Зелентресту предписаний в общей сложности на 90 дорожных знаков и на 21 светофор. Они должны в течение недели привести все в должный вид, я проверю.

— В новом законе о полиции сказано, что главный критерий оценки деятельности ведомства — общественное мнение. Вы планируете создать при ГИБДД группу общественников, которые бы собирали сведения о недостатках, нарушениях?

— Во всех европейских странах приоритет оценки деятельности правоохранительных органов — у граждан. Автолюбители составляют 80 процентов населения, а мы с ними не ведем никакой работы. Я считаю, водители должны иметь возможность встречаться и задавать свои вопросы начальнику городской ГАИ и мэру столицы. Неплохо было бы организовывать подобные встречи в каждом районе Уфы и во всех городах республики.

— Госавтоинспекция готова сотрудничать с автолюбителями, которые фиксируют на видеокамеры случаи нарушения ПДД?

— Любой гражданин имеет на это право. Вопрос в юридической стороне дела. Я его задавал на днях главному госавтоинспектору страны Виктору Нилову, он ответил, что если парламентарии разрешат нам оформлять протоколы на основании видеоматериалов, предоставленных гражданами, то и Госавтоинспекция России даст добро. Кроме того, ежедневно я получаю по 2 — 3 жалобы на действия сотрудников ГАИ. Мой совет автолюбителям — установите видеорегистраторы, и всегда можно будет доказать, кто виноват.

— Возможно установить «умные» светофоры — автоматизированную систему управления дорожным движением?

— Уже готова вся необходимая документация, проект вызвались осуществлять пермские разработчики, также откликнулись ростовчане, москвичи, специалисты из Новосибирска, Питера — желающих на этом рынке много, но из-за отсутствия финансирования мы это осуществить пока не можем. В общей сложности проект, рассчитанный на 70 перекрестков, стоит полтора миллиарда рублей.

— Часто трагедии на дорогах происходят по вине пешеходов. Как заставить людей правильно переходить дорогу?

— В Европе пешеходы-нарушители платят штраф — пятьсот евро. Наверное, когда россиянин вместо 200 рублей будет платить пять тысяч за свою недисциплинированность, тогда никто не захочет нарушать правила дорожного движения. К сожалению, пока только ужесточение штрафных санкций может заставить человека уважать закон.
К сведению

С июля ужесточится наказание за нарушение правил дорожного движения.
  • Остановка или стоянка (за исключением вынужденной остановки) на пешеходном переходе и ближе 5 метров перед ним, либо на тротуаре — 1 тыс. рублей;
  • на остановках общественного транспорта или ближе 15 метров от них — 1 тыс. рублей;
  • на трамвайных путях или далее первого ряда от края проезжей части — 1,5 тыс. рублей;
  • нарушение правил остановки или стоянки на проезжей части, которое стало препятствием для движения других транспортных средств, и остановка или стоянка в тоннеле — 2 тыс. рублей.
В каждом случае автомобиль подлежит эвакуации.
Расходы на перемещение и хранение транспортного средства должен оплатить сам нарушитель.
Порядок эвакуации будет установлен региональным законом.
  • За движение по полосе, предназначенной для общественного транспорта, штраф 1,5 тыс. рублей.
  • За нарушение ПДД в жилой зоне — 1,5 тыс. рублей, в городах федерального значения — 3 тыс. рублей.
  • За нарушение уровня тонировки — запрет на эксплуатацию автомобиля и изъятие госномеров.
    Водителю разрешено в течение суток без номеров доехать до места устранения причины запрета на эксплуатацию автомобиля, например, до автосервиса.
Читайте нас: