Все новости
Право
24 Февраля 2012, 11:14

ТО ли ещё будет? Реформа техосмотра продолжает выявлять «детские болезни»

Прокуратура Башкортостана выявила нарушения в деятельности крупнейшей страховой компании России — «Росгосстрах», о чем на днях писала наша газета. Как говорится в сообщении ведомства, «в ходе прокурорских проверок выявлены факты неправомерных действий сотрудников филиала ООО «Росгосстрах» в республике, которые осуществляли выдачу талонов технического осмотра и заключали договоры ОСАГО без проведения технического диагностирования транспортных средств. Только в январе страховой организацией незаконно выдано более 10 тысяч таких талонов».

По результатам проверки в адрес директора филиала ООО «Росгосстрах» в Башкортостане Юрия Шпизеля внесено представление с требованием устранить выявленные нарушения и привлечь виновных к дисциплинарной ответственности.

Внимание сотрудников прокуратуры привлек механизм работы «Росгосстраха» по выдаче полисов ОСАГО. Компания стала страховать автовладельцев, у которых нет действующего ТО, выдавая вместе с полисами частично заполненные бланки для прохождения осмотра в партнерской компании ЗАО «Техосмотр». Владельцам авто, таким образом, оставалось лишь провести техническую диагностику. После ее прохождения специалисты пункта осмотра дозаполняли бланки, и лишь тогда автомобиль получал законное право дальнейшей эксплуатации.
Впрочем, руководство «Росгосстраха» не видит в своей работе ничего противозаконного. Как заявил журналистам во время визита в Уфу президент РГС Данил Хачатуров, сторонники старой системы техосмотра, которые хотят работать по более высоким ценам, пытаются скомпрометировать принятую модель работы компании. По его мнению, после введения нового закона компании, проводившие техосмотр, потеряли много денег.

— Месяц назад мы направили запрос в Федеральную службу по финансовым рынкам с просьбой рассмотреть эту модель всесторонне и дать по ней рекомендации и замечания, — пояснил президент РГС. — До сих пор мы не имеем информации о том, что эта модель неправильная.

Что же касается представления прокуратуры, которое было направлено директору республиканского филиала, этот документ не помешает работе «Росгосстраха», поскольку, по словам Данила Хачатурова, содержит лишь требование «проверить правильность оформления полисов».

— В документах прокуратуры все корректно, требования мы выполним в рабочем режиме, — отметил президент «Росгосстраха», уточнив, что «подстава заключается в пресс-релизе надзорного ведомства, который использовал ряд СМИ». Эта информация иначе описывает ситуацию, сложившуюся вокруг страховой компании.

— Это пиар, направленный на то, чтобы прервать клиентский поток в компанию, — подчеркнул Данил Хачатуров.

Стоит отметить, что о массовых нарушениях при заключении договоров ОСАГО в рамках реформы техосмотра сообщают прокуратуры в разных регионах страны. В отношении страховых агентов надзорные органы направляют представления, заводят административные и уголовные дела.
Так, сайт autorambler.ru информирует о том, что прокурорские проверки деятельности «Росгосстраха» были проведены в Свердловской, Нижегородской и Псковской областях, а также в Бурятии. Результаты проверок схожи с теми, что получены в Башкортостане: филиалы ООО «Росгосстрах» выдают талоны техосмотра в нарушение установленного федеральным законодательством порядка, без технического диагностирования автомобилей. Страховщики, в свою очередь, настаивают на том, что речь идет лишь о частично заполненных бланках талонов, которые не являются юридическими документами.

Автор материала уверен, что нормальный механизм прохождения ТО так или иначе будет выработан (хочется, конечно же, побыстрее). А проблемные моменты связаны с нашим российским подходом к преобразованиям: хотели как лучше, получилось... Вот только несложно заметить, что реформа техосмотра, которая длится с весны прошлого года (а разговор о ней идет уже несколько лет), обнажила, по сути, системную проблему. Какой техосмотр вообще нам нужен?

Одной из основных причин аварий ГИБДД называет человеческий фактор — ошибки водителей, которые, неверно оценив ситуацию, превышают скорость движения автомобилей. Как вы считаете, какое количество регистрируемых ДТП происходит по вине технического состояния автомобилей? По данным страховых компаний, этот показатель колеблется в районе двух(!) процентов. Сам Данил Хачатуров назвал эту цифру «погрешностью», отметив, что страховщики готовы и дальше брать на себя эту ответственность и производить страховые выплаты. И это при том, что и сейчас, и, чего греха таить, раньше значительная часть автовладельцев проходила ТО лишь на бумаге.

Есть и другой фактор в пользу дальнейшей реформы техосмотра — водители в большинстве своем и сами заинтересованы в том, чтобы эксплуатировать исправный автомобиль, а не гонять железного коня в хвост и в гриву, пока он в самый неподходящий момент не развалится на части. Пусть при этом развивается сервисный бизнес. Это нормальный рыночный механизм. А париться из-за скола на стекле, который мешает получить техталон, — абсурд! В США, например, техосмотр сводится к визуальному осмотру авто и замеру выхлопа на токсичность. Стоит эта процедура около 5 долларов.

Вроде бы все стороны выступают за то, чтобы сформировать разумный подход к оценке технического состояния автомобилей и выработать соответствующие нормы закона. Но, к сожалению, с истечением срока моратория на ТО времени на раздумье у чиновников уже не осталось.
Цифры и факты
  • Согласно реестру Российского союза автостраховщиков, право на проведение технического осмотра транспортных средств в Башкортостане имеют 8 операторов, крупнейшие из которых — ООО «БашТехКонтроль» (более 50 пунктов) и ЗАО «Техосмотр» (5 пунктов).
  • ООО «Росгосстрах» — крупнейший игрок на рынке автострахования Башкортостана. Из всех выданных в 2011 году в республике полисов ОСАГО 65% оформлено агентами компании.
  • По данным Управления ГИБДД МВД России, за январь в республике произошло 242 ДТП, в которых погибли 28 человек, ранены более 300. В столице республики зафиксировано 125 происшествий, в которых погибли 3 человека, ранены более 150. При этом каждая третья авария произошла из-за превышения скорости.