Все новости
Право
9 Февраля 2012, 13:55

Наркоместо пусто не бывает

На смену афганскому героину идёт китайская «синтетика»

Страну сегодня захлестывают синтетические псевдонаркотики из Китая, сообщил исполняющий обязанности начальника Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по республике Тагир Ибрагимов на пресс-конференции. Меняется в связи с этим и структура наркорынка, на котором сегодня превалируют дезоморфин, амфетамин, каннабиноиды, различные курительные смеси. В обсуждении этой животрепещущей проблемы приняли участие сотрудники наркоконтроля.

— Наркоситуация в республике, как и в целом по стране, продолжает оставаться напряженной, — считает Тагир Ибрагимов. — Тем не менее, за последние годы, пожалуй, впервые, смертность по стране и в республике начала уменьшаться. За минувший год зарегистрировано 178 отравлений наркотическими средствами и психотропными веществами с летальным исходом. В сравнении с 2010 годом смертность снизилась на 17 процентов, — пояснил руководитель наркоконтроля.
— Распространение новых видов наркотиков — это наша беда, с которой нам придется сталкиваться ежегодно. Наркодилеры используют бесконтактную форму сбыта с помощью мобильных платежных систем, тайниковых закладок. Также совершаются преступления, связанные со сбытом и приобретением синтетических наркотиков по почте, с предварительным заказом через Интернет, что повышает организованность наркосреды, ее законспирированность. Потому основные усилия мы направляем на противодействие организованным формам наркопреступности. В первую очередь это пресечение каналов поступления наркотиков, совершенствование системы профилактики. И здесь немалую роль играет поддержка населения. За минувший год на телефон доверия 8-800-347-20-30 поступило более двух тысяч сообщений граждан о правонарушениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Более половины из них подтвердились.

— Как ваше ведомство собирается противостоять грядущему валу «синтетики»?

— Антинаркотическая стратегия, утвержденная в 2010 году, исходя из которой перед нами стоят две основные задачи — пресечение каналов поставок и снижение спроса. А этого можно добиться лишь одним способом — с помощью профилактики. Пока, наконец, мы не убедим подрастающее поколение, что наркотики — это плохо.

— Пока убедим, от поколения ничего не останется…

— Потому и надо смотреть в будущее. Больше уделять внимания тем, кто еще не успел их попробовать. Те, кто уже «подсел» на иглу, нездоровы, и к ним надо относиться как к больным. Наркоманы ведь не враги. Да, они асоциальные личности, могут нарушить закон, потому что ими движет недуг. Их надо лечить. А новые поколения детей — оберегать от наркотиков. Прежде всего в семьях. Вот я, например, курю, и своему 18-летнему сыну уже не смогу доказать, что это плохо. Но, по крайней мере, стараюсь внушить негативное отношение к наркомании. И все родители просто обязаны делать то же самое. Кстати, публикации в СМИ — тоже один из способов профилактики. За последний год по России детская смертность от наркотиков сократилась на порядок. Вот вам результат, в том числе, и профилактики. Тут должны быть задействованы все сферы, а не только наркоконтроль.

— Как, по-вашему, может повлиять запрет на свободную продажу кодеиносодержащих препаратов на количество потребителей дешевой синтетики? Не даст ли он всплеск преступности?

— Скорее всего произойдет замена некоторых компонентов, которые пока реализуются без рецепта. Когда государство пошло на запрет реализации в аптеках кодеиносодержащих препаратов без рецептов, их потребление в некоторых регионах сократилось в разы, смертельные случаи — вдвое, а в некоторых областях — в десять раз. Весь ужас в том, что, если к героину привыкание происходит за два-три приема, то к дезоморфину — с первого раза. Организм разлагается живьем за год-два. Ни один из наркотиков так быстро не убивает человека. А главное, дезоморфин слишком доступен. Все «счастье» стоит 500 рублей, причем на десятерых. Так давайте хотя бы перекроем доступ к нему. Конечно, побороть наркоманию исключительно силовыми методами невозможно.

— Сколько в республике лечебных учреждений, где наркозависимые лечатся и проходят реабилитацию? И ваше личное отношение к тому, что в некоторых частных учреждениях применяются жесткие методы?

— В России существуют четыре центра, которые прошли сертификацию. И один из них работает у нас в республике, — пояснила начальник отдела управления Галина Каримова.— Это фонд «Нет алкоголизму и наркомании», который использует различные методики. Он рассчитан на 70 койко-мест. Кроме того, в республике 10 общественных организаций, которые открыли 20 реабилитационных центров различной направленности: религиозные, использующие метод «12 шагов», и так далее. Там одновременно могут получить помощь 300 страдающих наркоманией. В прошлом году через упомянутые центры прошли 1,3 тыс. человек. Но этого недостаточно. Мы надеемся на результаты работы комиссии, под председательством президента республики. Все организации находятся под нашим контролем. К счастью, таких случаев лечения наркоманов, как в Екатеринбурге, с использованием наручников, у нас не было.

— Ваше ведомство расследовало уголовные дела, связанные с легализацией средств от торговли наркотиками?

— Не только расследовало, но и расследует в настоящее время, — сообщил заместитель начальника управления Александр Елинсон. — В основном крупные средства по легализации выявляются при раскрытии групповых преступлений. В прошлом году мы направили в суды несколько таких уголовных дел. Одно из них в отношении 14 членов ОПГ, другое — в отношении 17 членов ОПГ. В общей сложности сумма легализованных средств от незаконного оборота наркотиков составила 20 миллионов рублей. Подходят к завершению расследования по трем уголовным делам. Здесь речь идет о сумме, превышающей сто миллионов рублей. И это в начале года.

— Некоторые предлагают внести в список наркотиков и насвай.

— Чуть ли не каждый день нам поступают сообщения, что на Менделеевском или на Центральном рынках торгуют наркотиками. Выезжаем, и как правило, это насвай, — рассказал Тагир Ибрагимов. — Но торговцам мы, по действующему законодательству, ничего предъявить не можем, поскольку данное вещество не относится к запрещенным. Оно не психоактивное, не ядовитое. Просто есть азиатская традиция набивать рот куриным пометом. И его покупают наши подростки.

— В мае прошлого года сотрудники наркоконтроля арестовали 15 участников наркогруппировки, которая действовала в Уфе. Во время арестов у 25-летнего руководителя ОПГ обнаружили удостоверение помощника депутата Госсобрания
— Курултая РБ прошлого созыва. Это удостоверение было поддельным или он действительно являлся помощником депутата?

— Расследование по этому уголовному делу не закончено, мы направили соответствующий запрос в Госсобрание, но ответа пока не получили, — пояснил Александр Елинсон. — Наркогруппировка действовала в Уфе, используя хорошо отлаженную систему тайников и принципы сетевого маркетинга. Отличалась высокой степенью конспирации. Мы арестовали наиболее активных участников ОПГ в возрасте от 19 до 40 лет, во главе с ее руководителем. Кстати, ему подчинялись и лидеры еще четырех наркогрупп. Вообще, здесь были задействованы образованные граждане, с высшим экономическим образованием, а безопасность ОПГ обеспечивали бывший морской пехотинец и ранее служивший в МЧС оренбуржец. Были изъяты десятки сотовых телефонов, целый автопарк дорогих иномарок, оружие, электронная техника, более миллиона рублей и около десяти тысяч долларов, прочие материальные ценности. Ну и, конечно, килограммы различных наркотиков на сумму более15 миллионов рублей, а также оборудование из нарколаборатории.

— Весной всегда ожидают наплыв героина из Центрально-Азиатского региона, так как Афганистан начинает «активизироваться», открываются козьи тропы. Какие меры принимаются, чтобы не пустить зелье в нашу республику, и сколько за прошлый год изъято героина?

— Именно героина наша служба изъяла 16 килограммов, — ответил Александр Елинсон. — В 2011 году пошла тенденция по всей стране на снижение поставок опиатных и героиносодержащих наркотиков. Был предпринят ряд действительно беспрецедентных операций на территории самого Афганистана. Причем впервые нас поддержали американцы, и совместно были уничтожены серьезные точки по переработке и выпуску героина. Безусловно, они не прекратили свой наркобизнес, но, тем не менее, прошлым летом в Уфе героина не было вообще. Его заменили всевозможные псевдогероиновые наркотики с китайскими отдушками. Продавался синтетический наркотик, который выдавался за героин. Мы поначалу радовались, мол, победили героин. А потом страну и республику захлестнули «синтетика», курительные смеси и тому подобное. Мы еще до конца не выяснили, насколько они вредны и что будет в дальнейшем. Уже ясно, что такие тяжелые наркотики, как героин, сменяет более дешевая «синтетика», объемы которой возросли в тысячу раз.

— А социальный состав самих потребителей наркотиков меняется?

— Есть нехорошая тенденция — увеличивается число женщин. Причем они уже официально зарегистрированы как больные наркоманией и потребители наркотиков, — ответила Галина Каримова. — Судите сами: в 2007 году их было более 5 тыс., а в 2011 году — почти 6 тыс. человек. Возраст в среднем от 20 до 39 лет. Если полученную цифру помножить на разы, мы получим реальную картину с учетом латентности.

За прошлый год мы направили в суд 713 уголовных дел в отношении 871 обвиняемого. Среди них 83 женщины и четыре несовершеннолетние девочки. Одно уголовное дело сейчас находится в производстве, причем несовершеннолетняя девочка там является членом организованной преступной группы.

Кроме того, печально видеть статданные, которые нам присылает Минздрав, — у нас сегодня есть потребители наркотиков, которым не исполнилось 14 лет. Даже страшно становится: во сколько же эти дети начали употреблять наркотики, если к 14 годам они уже стали наркоманами? Их, к счастью, немного, в республике выявлены пока четыре ребенка.

— Что говорят результаты тестирования в школах?

— В прошлом году в республике тестирование более 46 тысяч школьников и студентов дало 11 положительных результатов. Для сравнения: в 2010 году из 32 тысяч протестированных положительные результаты оказались у 14 учащихся.

— Существуют ли специализированные центры для несовершеннолетних наркоманов?

— В Кармаскалинском районе 31 января открылся центр реабилитации и коррекции для несовершеннолетних, употребляющих наркотики. Он рассчитан на 25 мест. Сегодня там находятся 10 несовершеннолетних, которые определены туда по специальным путевкам. Порядок их распределения разработан Минобразованием совместно с республиканским наркодиспансером.

— Сколько денег из республиканского бюджета приходится тратить на профилактику наркомании, на лечение наркоманов и в целом на борьбу с этим злом?

— Ежегодно на реализацию республиканской антинаркотической программы, в основном на профилактику, реабилитацию и на правоохранительную деятельность, тратится 8,5 миллиона рублей. Курс лечения одного наркобольного стоит около 60 тысяч. Если эту цифру умножить на количество тех, кто прошел лечение, — на 1720 человек, можно подсчитать, сколько потрачено средств.

— Ситуация, тем не менее, не безнадежная, впервые в России и в республике произошло снижение смертности. Значит, чего-то мы достигли вместе с обществом, — подвел итог разговору руководитель наркоконтроля республики
Только цифры
Практически все ликвидированные в прошлом году наркопритоны, а их было 112, оказались дезоморфиновыми. На конец декабря 2011 года в республике насчитывалось более четырех тысяч потребителей дезоморфина. От передозировки данным наркотиком зафиксирован 81 случай гибели. Это половина от общей численности всех смертельных отравлений психоактивными веществами. Максимальное число умерших от передозировки регистрируется обычно в Уфе, Туймазах, Нефтекамске, Стерлитамаке и Кумертау.
На тот же период в республике состояли на учете 589 больных наркоманией и 2 тыс. 851 потребитель наркотиков с вредными последствиями.
За прошлый год органы наркоконтроля выявили около двух тысяч преступлений, половина из них связана со сбытом наркотиков. Возбуждено более полторы тысячи уголовных дел, к уголовной ответственности привлечены 882 человека.
Изъято 288 кг наркотиков, психотропных и сильнодействующих веществ на сумму 96 млн рублей.
Справка
По данным республиканского наркодиспансера, за прошлый год в республике пролечились 1 тыс. 820 человек, прошли реабилитацию 150 человек. На 8,7 тыс. наркобольных, которые сегодня состоят на учете, 150 реабилитированных в государственной системе и 1300 — в негосударственной. Последние, скорее всего, на учете не состоят.

P. S. Пока материал готовился к печати, стало известно, что наказание для наркодельцов станет более жестким. Депутаты приняли во втором чтении поправки в отдельные законодательные акты, которые предусматривают пожизненное заключение за незаконное производство, сбыт и пересылку наркотиков и психотропных веществ в особо крупном размере, а также их контрабанду, сообщает официальный сайт Госдумы. Кроме того, лишиться можно не только свободы, но и денег, ценностей и другого имущества, полученного в результате совершения наркопреступлений. Ужесточается наказание за сбыт наркотиков и психотропных веществ или их аналогов в следственном изоляторе, исправительном учреждении, административном здании, образовательном учреждении, транспорте или в каком-либо общественном месте, а также с использованием СМИ или Интернета. Здесь предусмотрен тюремный срок от 5 до 12 лет со штрафом в размере до 500 тысяч рублей.
Читайте нас: