Все новости
Политика
18 Декабря 2013, 15:11

Большинством голосов

Обсуждение проекта Конституции республики в 1993 году проходило очень бурно, практически каждая ее статья вызывала дебаты.

Пётр Бобылёв и Румиль Азнабаев в 1993 году принимали активное участие в работе над Конституцией республики.
Пётр Бобылёв и Румиль Азнабаев в 1993 году принимали активное участие в работе над Конституцией республики.
— Тогда в обществе был подъем, эйфория, все ждали изменений, но никто не знал, куда они приведут, — вспоминает член редакционной комиссии по подготовке окончательного текста проекта Конституции республики, ныне депутат Государственного Собрания Румиль Азнабаев. — Помните, Ельцин произнес фразу «Берите суверенитета столько, сколько проглотите», и все подумали, что теперь как мы решим, так и будет. Особенно вспоминаются дебаты по самоопределению башкирского народа. Общего представления поначалу не было, и под этим каждый понимал свое, вплоть до создания отдельного государства. Однако большинство здравомыслящих людей прекрасно осознавали, что никто никуда уходить не собирается и самоопределение возможно только в пределах большой единой страны.
По словам Румиля Азнабаева, были положения, «по которым в парламенте царило полное согласие, например, о том, что все недра и богатства республики являются собственностью многонационального народа Башкортостана».

Протокол самого исторического заседания, на котором принималась Конституция Башкортостана, читается сейчас с особым интересом. Предлагаем выдержки из него — это самые интересные моменты заседания, где обсуждались поправки в Конституцию. Но прежде отметим, что за принятие проекта Конституции за основу проголосовали 206 из 229 присутствовавших депутатов, против — двое, еще двое воздержались, а 28 не голосовали вообще.
Почему не Башкирия, а Башкортостан?

Комиссия по товарам народного потребления предлагает записать последнее предложение части первой статьи 1 в такой редакции: «Названия государства Республика Башкортостан, Башкортостан и Башкирия равнозначны». Комиссия отклоняет поправку, т. к. «Башкирия» — это географическое название, а в слове «Башкортостан» вторая часть — «стан» как раз и означает понятие «государство».

Спор о нравственности

Проект второго раздела Конституции, ст. 21 гласит: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере части первой статьи I, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя Республики Башкортостан, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Комиссия по товарам народного потребления предлагает исключить из этой фразы слова «нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц». Однако комиссия отклоняет поправку: ведь из текста следует, что права и свободы человека могут быть ограничены, если действительно наносится ущерб нравственности.

Кто может выбирать президента?

Комиссия по вопросам работы советов предлагает исключить из статьи 38 часть, где говорится о том, что в выборах президента Башкортостана и депутатов Госсобрания вправе участвовать граждане республики, находящиеся за ее пределами. Комиссия отклоняет это предложение: «Видимо, будет разработан механизм участия их на выборах. Вы же знаете, что граждане России в таких случаях тоже голосуют. Надо дать такое право и нашим гражданам, должна же быть связь Республики Башкортостан со своими гражданами», — отмечает Зуфар Еникеев.

Зарплата — взгляд в перспективу

Министр труда и занятости населения республики Лев Бакусов настаивает, чтобы комиссия трезво оценила экономическую обстановку в республике и отклонила поправку Совета Федерации профсоюзов к третьей части статьи 46: в ней говорится о том, что минимальная зарплата должна быть «не ниже установленного законом в соответствии с прожиточным минимумом».

«Минимальная зарплата у нас, к сожалению, в два раза меньше, чем прожиточный минимум. Это наша цель, чтобы она равнялась прожиточному минимуму. Но в ближайшем будущем это нереально», — говорит Лев Бакусов. Председатель Совета Федерации профсоюзов Юрий Маслобоев парирует: «Помимо минимальной, можно поставить и нищенскую заработную плату. А если на перспективу смотреть, у нас предопределено поэтапное приближение минимальной зарплаты к прожиточному минимуму». Л. Бакусов соглашается с тем, что наши граждане достойны более высокого уровня жизни, но напоминает: «Конституция вступает в силу со дня ее опубликования… Мы просто не в состоянии будем выполнить конституционную запись».

Двое суток или трое?

Министр внутренних дел республики Анас Хасанов настаивает, чтобы Конституция РБ разрешала задерживать граждан, подозреваемых в совершении преступления, не на 48 часов, как принято в Российской Конституции, а на 72 часа — иначе для расследования не хватает времени. Начинаются бурные дебаты. Председательствующий Муртаза Рахимов подводит итог: «У нас есть указы, которые дают много прав Министерству внутренних дел. К сожалению, Анас Габбасович, вы этими правами не пользуетесь. В Конституцию мы записывать не будем, а тот Указ, который нужен вам, мы пролонгируем».

Строительство жилья: вести и поощрять

В части второй статьи 52 проекта Конституции записано: «Республика Башкортостан поощряет жилищное строительство, создает условия для реализации права на жилище». Комиссия по товарам народного потребления предлагает изложить ее в такой редакции: «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, предприятия, организации и учреждения независимо от формы собственности способствуют жилищному строительству и обеспечивают право граждан на жилье». Комиссия отклоняет поправку, однако глава администрации Кумертау Петр Бобылев настаивает: «Все-таки, наверное, «способствует», а не просто «поощряет». Лучше всего написать: «Республика Башкортостан ведет жилищное строительство. Если мы не напишем «ведет», тогда государство просто уходит в сторону». Председатель Совета министров республики Анатолий Копсов предлагает соломоново решение: «Думаю, здесь следует сформулировать так: «ведет и поощряет». Эта редакция и остается в итоге.
Читайте нас: