Все новости
Политика
2 Апреля 2013, 17:18

Региональная перезагрузка

Главное, что произошло в республике за последние годы, — появилась атмосфера доверия

Проект строительства трубопровода Ямал — Поволжье будет конкретизирован на международном форуме «Большая химия» в мае.
Проект строительства трубопровода Ямал — Поволжье будет конкретизирован на международном форуме «Большая химия» в мае.
В январе исполнилось два с половиной года президентства Рустэма Хамитова — половина пятилетнего срока. Честно говоря, я ожидал, что республиканские СМИ взорвутся от материалов, посвященных этому маленькому юбилею. Ведь раньше так и происходило. Но ситуация действительно меняется: хвалебных од не было, президентский «экватор» прошел очень буднично — обычные сообщения о рабочих мероприятиях. Поскольку никто этого не сделал до меня, попробую с небольшим опозданием подвести итоги прошедших двух с половиной лет сам.

Политика изолированности от внешнего мира привела к тому, что к моменту появления нового президента богатейшая республика оказалась в положении, мягко говоря, незавидном. При всех разговорах о Башкирии как «островке стабильности» мы на самом деле в последние годы являли собой классический образец «островка застоя». Если посмотреть на данные российского министерства регионального развития, то видно, что по большинству ключевых показателей наша республика находилась на позициях «хуже среднероссийских» (это официальная формулировка минрегиона). Зарплаты были на четверть ниже средних по стране, а уровень безработицы, наоборот, выше. На модернизацию экономики средств направлялось почти вдвое меньше, чем в большинстве других субъектов. По подушевым объемам инвестиций, а это ключевой показатель перспектив развития, мы фигурировали в шестом десятке регионов. Приписки в сельском хозяйстве стали нормой. Поголовье скота было завышено на четверть, бюджетные деньги направлялись на прокорм несуществующих коров. Счетная палата России подсчитала: в Башкирии скопилось недостроенных объектов на 30 млрд рублей. В свое время они были заложены без какого-либо основания и финансового обеспечения.
Такой принял республику Рустэм Хамитов.
По новым правилам

Новый президент, назначенный на этот пост в июле 2010 года, начал с формулирования «правил игры». Они были очень просты: перестать болтать и начать работать, причем работать для людей, а не на достижение абстрактных показателей. А поскольку изменить ситуацию можно только за счет бурного инвестиционного роста — этот рост надо обеспечить.

Впервые в истории республики ее глава стал лично встречаться и обсуждать с оппозицией самые болезненные вопросы. Этот ход оказался неожиданным, в том числе и для самих оппозиционеров. Некоторые из них были приглашены на работу в правительство, другие властные структуры. Исполком «Единой России», например, возглавил оппозиционер с 20-летним стажем Альберт Мифтахов. Тем самым Рустэм Хамитов наглядно продемонстрировал: не важно, какого цвета кошка — главное, чтобы она ловила мышей. Оппозиционность и критичный настрой — не повод, чтобы записывать человека во враги. Единственный критерий — профессионализм. Политическая атмосфера значительно смягчилась.

Вспомните: всплеск протестных выступлений после думских выборов в нашем регионе завершился не разгоном протестующих, а их встречей с президентом. В значительной степени именно благодаря этой готовности нового главы Башкирии к диалогу протест не получил такого развития, как во многих других местах.

Политическая атмосфера важна не сама по себе. Политика — это среда, в которой вращается экономика.

Бизнес понял сигналы

Башкирия включилась в острую конкурентную борьбу за внешних инвесторов. Рустэм Хамитов в первые же месяцы работы создал Корпорацию развития, которая призвана координировать и ускорять реализацию инвестпроектов. Презентации экономического потенциала на федеральном и международном уровнях, многочисленные переговоры и встречи привели к тому, что республика перестает ассоциироваться только с нефтью, медом и хоккейным клубом «Салават Юлаев».

Современный, продвинутый инвестор раньше обходил Башкирию стороной. Отпугивал явно клановый менталитет, когда не важно, насколько ты хорош, «своим» ты все равно никогда не станешь. А раз ты не «свой», то рано или поздно найдутся «свои», которые тебя разуют.

За последние два года ситуация изменилась кардинальным образом. Понятие «наш человек» становится архаизмом. «Наш» теперь любой человек, готовый вкладываться в республику. Рустэм Хамитов заставляет местные власти самостоятельно искать инвесторов.

Конечно, не все пока идет гладко, но то, что поезд тронулся — очевидно. Чего стоит хотя бы история личного вмешательства в затянувшийся до неприличия процесс строительства торгового комплекса «МЕГА». Тогда Рустэм Хамитов добился от Москвы отставки главы Управления Ростехнадзора по Башкирии, тормозившего процесс. В рамках старой парадигмы такое было невозможно: своего брата-чиновника ради предпринимателя не сдавали. Теперь все поменялось.
Результаты не замедлили сказаться. Если в 2011 году объем инвестиционных средств, вложенных в экономику региона, увеличился на 5,5%, то в 2012 году рост составил уже 8%. Несмотря на бушующий мировой кризис, в республике появляются новые производства. Открылся завод теплоизоляционных материалов в Благовещенске, в Октябрьском было запущено производство керамической плитки, в Уфе введен в эксплуатацию новый цех совместного предприятия «Витценманн-Руссия». В Баймакском районе начинается создание производства литья из стали. Российско-китайская компания «Хунхуа СНГ» до конца 2015 года планирует создать в Ишимбае предприятие по выпуску тяжелых буровых установок для разведки и разработки нефтегазовых месторождений. Это дополнительно около тысячи новых рабочих мест, которые сильно изменят непростой социально-экономический климат южного промышленного узла. В январе же запущен еще один проект: австрийская компания «Кроношпан» приступает к производству в Уфимском районе древесно-стружечных и ламинированных плит. Первая продукция появится уже в будущем году.

А создание Башкирской содовой компании и вовсе означает выход региона на международный уровень, ведь БСК претендует на то, чтобы стать четвертой в мире по производству кальцинированной соды — важнейшего химического сырья.

Не осталось без внимания сельское хозяйство — туда тоже начинают приходить крупные инвесторы. Достаточно вспомнить агрохолдинг по переработке мяса группы компаний «Разгуляй», который даст более тысячи новых рабочих мест в трех районах — Буздякском, Благоварском и Чишминском. Компания «Таврос» строит еще один мясной комплекс в Благоварском районе и рассчитывает создать в других районах пять животноводческих предприятий. А это еще тысяча новых рабочих мест. Добавьте к этому генно-селекционный центр и проект «Башкирский бройлер» в Альшеевском районе, который тоже ожил благодаря возвращению ранее ушедших инвесторов.

Но, пожалуй, самое важное для сельчан — уникальная для России программа «500 ферм», которая стартовала в прошлом году. Именно такое количество разрушенных молочно-товарных ферм планируется восстановить и модернизировать. Участниками проекта стали сразу 67 сельхозпредприятий. Интерес к программе растет: в этом году число претендентов увеличилось настолько, что правительство сочло необходимым ужесточить требования к ним.

Башкирия сделала ряд серьезных заявок на международном уровне. Так, президент добился того, чтобы транспортный коридор Европа — Западный Китай прошел через республику. Участок автодороги Бавлы — Кумертау, строительство которого уже началось, станет еще одной точкой роста экономики. Ведь трасса такого уровня — это огромные грузопотоки, следовательно, и инвестиции в инфраструктуру, и деловая активность на близлежащих территориях.

Получает развитие и другая инициатива — по поводу транспортировки углеводородного сырья с Ямала в Поволжье. Впервые Хамитов заговорил об этом проекте меньше чем через месяц после своего назначения — на совещании у Путина. А недавно, в феврале, был создан консорциум «Ямал — Поволжье», который через год представит технико-экономическое обоснование проекта. Трубопровод поможет перераспределить сырье с предприятий Западной Сибири, которые не могут «переварить» его, в Башкирию и Татарию, где перерабатывающие мощности буквально «задыхаются» без углеводородов. Реализация этого масштабного проекта существенно изменит экономическую карту России, сделав Поволжье, а значит и нашу республику, серьезным игроком нефтехимического рынка. Проект идет тяжело — слишком сильные конкуренты заинтересованы в том, чтобы пустить трубу в обход поволжских республик и качать ценное сырье к западной границе. Тем не менее Хамитов (как и Миниханов) пока не сдается.

На фоне растущей деловой активности уже не кажется случайным тот факт, что спустя лишь 10 месяцев после вступления Рустэма Хамитова в должность ведущее международное рейтинговое агентство Standard&Poor’s повысило долгосрочный кредитный рейтинг республики со «стабильного» на «позитивный».

Примерно тогда же Агентство экономических новостей, проводившее исследование по заказу «Независимой газеты», включило главу Башкирии в список лучших лоббистов России в номинации «очень сильная эффективность». А в прошлом году агентство «Эксперт РА» поставило Башкортостан на первое место в номинации «Минимальные экономические риски» и ввело в десятку регионов с максимальным инвестиционным потенциалом. В рейтинге Forbes «30 лучших регионов для ведения бизнеса» республика занимает 12 — 13-ю позиции. Она на седьмом месте в рейтинге конкурентоспособности регионов.

Высокие оценки подтверждаются весомыми цифрами. Если в 2010 году валовой региональный продукт составлял 757 млрд рублей, то в 2011 году он увеличился до 950 млрд рублей, а в прошлом — превысил 1 трлн. Регион уверенно вошел в элитный клуб регионов-тяжеловесов.

Борьба с неэффективными тратами

Получил развитие еще один четкий посыл, который глава республики в первый же день своей работы дал чиновникам: «Кто ворует бюджетные деньги — это самые страшные жулики в моем понимании, от таких людей буду избавляться без жалости и сожаления». Использование бюджетных средств становится прозрачным благодаря централизации закупок. Теперь ими занимается только республиканский комитет по размещению госзаказов. Его создание — один из первых шагов президента: комитет приступил к работе уже в августе 2010 года. Формула «единого окна» позволила сэкономить более 4,4 млрд бюджетных рублей.

Поэтому неслучайно, что в прошлом году республика получила наивысшую оценку Национального рейтинга прозрачности закупок — «Гарантированная прозрачность». Башкирия, по оценке независимых экспертов, вошла в восьмерку регионов-лидеров, заняв второе место после Москвы. А ведь по результатам рейтинга 2009 года она занимала лишь 34-е место в категории «средняя прозрачность».
Будущее российского спорта носим на руках.

Очередь сократилась в три раза

«Работа — зарплата — жилье» — так глава региона определил три своих приоритета. Первый же указ, который подписал Рустэм Хамитов, увеличивал надбавки воспитателям детских садов. Логичным продолжением такой политики стал рост зарплат, который в прошлом году впервые за много лет превысил средние показатели по стране.

Именно при Хамитове изменилась тенденция углубления разрыва в уровне доходов между самыми богатыми и самыми бедными. Если на протяжении предыдущих двадцати лет богатые богатели, а бедные беднели, то теперь наметилось их сближение. Конечно, это только начало, и вполне возможно, президенту не удастся добиться реального уменьшения разрыва — все-таки массовое привлечение инвестиций не предполагает социалистического перераспределения доходов, — но тем не менее сам факт попытки восстановить социальную справедливость заслуживает уважения.

Жилье. Строительная отрасль, впавшая в анабиоз лет за пять до прихода нового президента, начала подавать признаки жизни. Объемы строительства начали расти. Сейчас по поручению Рустэма Хамитова разрабатываются механизмы снижения стоимости квадратного метра для социального жилья. А тем временем, чувствуя остроту проблемы, президент предложил создать рынок арендного жилья. Семьи, у которых пока нет денег, чтобы купить квартиру, должны получить возможность жить в доступных арендованных квартирах, пока не накопят деньги на собственный угол.

Однако самыми заметными для общества стали усилия главы республики по решению острейшей проблемы с детсадами. В 2009 году в очереди «стояли» 40 тысяч малышей. В августе 2010 года, спустя месяц после начала работы, Рустэм Хамитов объявил: проблема требует немедленного решения. Уже к концу года открываются 20 детсадов на 1,6 тыс. мест, в 2011-м — 36 детских садов на 3,3 тыс. мест.

Минувший год стал рекордным — открылись 58 дошкольных учреждений на 7,3 тыс. мест. Специалисты утверждают, что такими темпами детсады не вводились даже в советские времена. А если учесть активное развитие альтернативных форм дошкольного образования — группы семейного воспитания, частные детсады, — то в минувшем году удалось создать еще 9,7 тыс. мест. Кстати, «частников» президент держит на особом контроле. Все помнят разгром, который он устроил городским чиновникам, отказавшимся помочь предпринимательнице Эвелине Севериной. Задумав открыть детсад, она больше года безрезультатно ходила по разным кабинетам. Ситуация изменилась после вмешательства президента, который потребовал от властей решить проблему и впредь устранять излишнюю волокиту на пути инициативных людей.

Таким образом очередь сократилась почти в три раза — до 14 тыс. мест. Между тем президент республики заверил: проблема с детскими садами будет полностью решена в ближайшие три года. На их строительство направляется 9 млрд рублей.

Скамейка удлиняется

Одно из самых критикуемых оппонентами Рустэма Хамитова решений — то, что он лично возглавил правительство. Как это чаще всего и бывает, критики обвинили Рустэма Хамитова в своих собственных тайных намерениях — заговорили об узурпации власти и недемократичности. Между тем вопрос не имел какой-либо политической подоплеки. Одни и те же функции не должны дублироваться двумя структурами — администрацией и правительством. Прорыв можно осуществить, только сконцентрировав руководство в одних руках.

Дискуссию по поводу решения президента возложить на себя обязанности премьер-министра можно назвать бурей в стакане воды. Тему активно обсуждали «пикейные жилеты», а сам народ ее даже не заметил. Другой вопрос — дела муниципальные. Для людей гораздо важнее чиновники, которые работают рядом с ними — в районах, городах, селах. Муниципалитет — достаточно новая структура, и она еще не в полной мере осознала свою роль. Из-за отсутствия средств и «неразберихи в головах», по мнению президента, у нас сложилась псевдомуниципальная система, которая внешне обладает всеми атрибутами власти, а на деле не имеет ни полномочий, ни желания эти полномочия обрести. Еще многое предстоит сделать для того, чтобы превратить сегодняшние муниципалитеты в реальные органы местного самоуправления. И тут известный лозунг «кадры решают все» звучит более чем серьезно. Президент действовал в соответствии со своей формулой: «Недопустимо, чтобы власть в каком-либо муниципалитете принадлежала криминалу или сомнительным дельцам». За два с половиной года работы Рустэм Хамитов сменил глав администраций всех городов и почти половины районов. Процесс обновления муниципальной элиты вполне закономерен — президент делает ставку на людей, способных решать модернизационные задачи, так же, как и он сам, открытых и демократичных. «Найти человека на должность главы муниципалитета сложно, это колоссальная проблема, вопрос номер один», — признавался глава республики в одном из интервью.

Для создания настоящего местного самоуправления требуются время и радикальное изменение федерального законодательства. Пока же очень своевременным стало решение Рустэма Хамитова о ежеквартальном выделении сельским поселениям по 100 тысяч рублей на благоустройство территорий, принятое осенью 2011 года. До этого поселения денег от республики не получали вообще, а жили на те скромные подачки, которые им выделяли главы районов.

Три кита

Президент не раз подчеркивал: в регионе проводится открытая политика. А разумная критика и вовсе необходима. Его блог (правда, в последнее время он его совсем забросил, но это, видимо, естественно — президент уже отстроил новые каналы коммуникации с населением), регулярные встречи с представителями политических партий, с журналистами и интернет-сообществом, регулярные прямые линии позволяют понять, что волнует общество, и оперативно принимать меры.

Открытая власть, открытое общество, открытые СМИ — на этих трех китах, по убеждению Рустэма Хамитова, создается новое качество жизни. Власть должна находиться в зоне критики, и эту критику надо выслушивать без обид, замалчивание проблем ведет к застою и лишает власти ощущения реальности. Это сигнал не только обществу, но в первую очередь чиновникам, которые теперь тоже учатся вести диалог. Правда, надо признать, у большинства из них получается это из рук вон плохо.

Эксперты утверждают, что благодаря проводимой Рустэмом Хамитовым открытой политике за эти два с половиной года произошли революционные преобразования. В республику пришло забытое понятие гражданского общества. Средства массовой информации перестали быть «обслуживающим персоналом» власти. Из «ссылки» вернулись газеты, которые более десятилетия печатались за пределами региона. Теперь по накалу критики и остроте тем официальные издания трудно отличить от оппозиционных (достаточно вспомнить обильно цитировавшихся БСТ политиков, после отставки правительства обвинявших Хамитова в «недемократичности»).

В начале февраля начала работать новая интернет-площадка «Открытая республика», через которую инициативные граждане и общественные организации могут довести до власти свои проекты и предложения. Здесь же создается резерв молодых специалистов, которые пополнят кадровую скамейку. Да, все эти вещи, к сожалению, не очень востребованы нашим населением, большей свой частью совершенно индифферентным и пассивным. Но для людей активных сейчас настает совсем другое время.

Самое главное, что произошло в республике за последние два с половиной года, — появилась атмосфера доверия. Обсуждая самые больные вопросы с жителями, с оппозицией, с чиновниками, президент не только говорит, но и слушает. Он превратил монолог в диалог. «Люди в постоянном диалоге с властью, они понимают, куда движется республика, и могут планировать свои действия на более долгий срок, — заметил недавно гендиректор Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин в разговоре с журналистами в Уфе. — На самом деле этот рецепт — доверие. Это самое главное, что сегодня есть у республики».

«Большое видится на расстоянии»

Для людей, находящихся в регионе, некоторые из описанных тенденций не очень заметны. Быт, как известно, заедает. Многие вещи нуждаются в подтверждении со стороны. Самым ярким из таких подтверждений является решение руководства страны провести в Уфе крупнейшие международные мероприятия — саммиты ШОС и БРИКС. Как известно, прежние руководители республики неоднократно обращались к президенту России с аналогичными просьбами. Ни одна из них поддержана не была — видимо, тогда Уфа не могла служить витриной всей страны. Сейчас ситуация изменилась — и вот, пожалуйста! Выбирая между Уфой, Казанью, Самарой, Ростовом-на-Дону и Владивостоком, Кремль остановил свой выбор на столице Башкирии…

Конечно, саммиты не решат всех наших проблем. Но они являются неплохими индикаторами того, что мы на верном пути. Главное, чтобы нам хватило ума не свернуть с него и сил пройти его до конца.
Читайте нас: