Все новости
Политика
20 Марта 2013, 15:36

Попасть в кадр

Как корреспондент «РБ» попытался войти в резерв госуправления республики

Перед началом тестирования обязательно сверяются все данные кандидата.
Перед началом тестирования обязательно сверяются все данные кандидата.
Многие уверены, что попасть в кадровый резерв госуправления маловероятно. Тем более, если твой папа не двоюродный дядя жены заместителя начальника отдела в министерстве самых важных дел, а сам ты не окончил с красным дипломом Кембридж или хотя бы местный университет — только тогда уж с двумя красными. Тем не менее корреспондент рискнул «попасть в обойму»...
И вот я в Республиканском центре кадрового тестирования (РЦКТ), который действует на базе Башкирской академии госслужбы и управления. Именно здесь с начала февраля проводится тестирование для претендентов в резерв госуправления. Как пояснил руководитель центра доктор политических наук Рустем Латыпов, пройти его могут практически все желающие. Обязательными условиями являются российское гражданство, высшее образование, отсутствие судимости, а для претендентов на руководящие должности — не менее трех лет управленческого стажа.

Можно ли считать мое заведование редакционным отделом управленческим стажем? М-да... С мыслями о кресле министра, по всей видимости, придется распрощаться. Но попробовать свои силы в тестировании все же интересно. Главное, не опозорить родную газету и отца родного. Он, кстати, тут, рядом — это фотокорреспондент Раиф Бадыков, который готовит иллюстративную часть нашего задания. Присутствие папы вроде как неплохо для поддержания моего боевого духа, но подсказать что-то он не может, поскольку, как и на любом экзамене, во время тестирования категорически запрещено разговаривать, вертеться, пользоваться какими-либо принимающе-передающими устройствами типа компьютеров, телефонов и прочих гаджетов.

Вместе с другими претендентами на всякие министерские кресла (в группе в основном молодые мужчины и всего две девушки) рассаживаемся за компьютеры. Администраторы заранее присвоили каждому логин и индивидуальный пароль, ведь итоги тестов — важный документ, на основании которого будут приниматься серьезные решения. Правда, Латыпов сразу предупредил, что результаты моей работы даже при самом хорошем раскладе не смогут принять участие в общем конкурсе и уже не попадут на стол экспертной комиссии (ее возглавляет заместитель руководителя администрации президента республики Фидус Ямалтдинов). Дело в том, что я не прошла самую первую ступеньку по вожделенной лестнице кадровой карьеры — предварительно не зарегистрировалась на портале «Кадры республики» и не заполнила предложенную анкету, что одновременно является и заявлением на участие в тестировании.
Рустем Латыпов: «На каждый тест отводится 30 минут».

Нам предстояло ответить на вопросы трех тестов. Первый — политико-правовой. Жму клавишу.

«По какой системе проходили выборы президента России в 2012 году?» Из четырех предложенных ответов уверенно кликнула на «мажоритарный» — помню точно, ведь главу государства мы выбрали только год назад.

«Сколько субъектов входит в состав Приволжского федерального округа?» Знаю — 14! Настроение как-то улучшилось: если дело так пойдет и дальше, я могу показать неплохой результат...

«Кто является основоположником геополитики?» Рано радовалась. Из предложенных имен мне знакомо только одно — Карл Маркс. Но где-то на уровне подсознания понимаю, что автор капитального труда по политической экономии здесь ни при чем, тем более дедушка Маркс, он вон где, а геополитика — наука современная. Пришлось действовать методом «тыка», ведь правильного ответа в моей голове не было все равно. Уже дома посмотрела во всезнающем интернете, что отцом-основателем геополитики называют немецкого географа Фридриха Ратцеля. Запомню для общего развития.

Были вопросы на знание Конституции, законодательства о местном самоуправлении, политического устройства страны. Вместо отведенных 30 минут уложилась в 20. Сидеть и думать дальше не имело смысла, поскольку ответ либо знаешь, либо нет — третьего не дано. Экзаменуемые тоже завершили первый тест раньше времени. Администратор Ольга, взглянув на результаты моей работы, похвалила — 73 процента!

У соседа слева лишь 46 (мне явно есть чем гордиться). А вот Наиль, который сидел справа, набрал 90. Ого! Мой восторг разделил и руководитель центра. По словам Рустема Латыпова, за все время работы центра только два человека перешагнули установленный 70-процентный порог в обоих тестах. Шепотом интересуюсь у чемпиона, долго ли готовился к испытанию? Наиль рассказал, что освежил в памяти Конституцию, почитал некоторые российские и республиканские законы, но заметил при этом, что многие темы ему хорошо знакомы, поскольку у него юридическое образование, да и работает в системе муниципальной службы.

Следующий тест — профессиональный. Тут, признаться, я «плавала», но не как «рыба в воде». Закон о государственной гражданской службе — область для меня неведомая. Пришлось применять известный метод Шерлока Холмса — дедуктивный. «Сколько дней отпуска у госслужащего высшего звена?» Знаю, что больше, чем у нас, журналистов. То есть не 28. Ну и не 60 же — кто работать-то тогда будет! Выбрала пункт «30 — 35 дней». Правильно ли? Примерно также отвечала и на другие вопросы типа, как накажут работника, если «он не явился без уважительной причины на аттестацию» или «кто может входить в состав аттестационной комиссии». Результат получила соответствующий — 46 процентов. Наиль, кстати, и тут набрал больше 90. А что я хотела — надо было готовиться, а не приходить с бухты-барахты.

Третье испытание — личностно-психологический тест. Как пояснил Рустем Латыпов, он поможет выявить наши профессиональные качества, определить карьерные ориентации, способность принимать решения и выполнять поставленные задачи, а также то, в каких областях мы можем более ярко себя проявить. Нечто подобное проходила, помнится, в университете. Тем интереснее увидеть оценку своих психологических, эмоциональных и интеллектуальных способностей.

По-моему, папа может быть спокоен за свою дочь. Как показал тест, я человек «уравновешенный, общительный, с развитым чувством долга и аналитичностью мышления, устремленный на реальную действительность, с адекватной самооценкой». Еще ряд характеристик образуют «симптомокомплекс, характеризующий саморегуляцию и зрелость личности». Понятно, что не все в моем внутреннем мире так безупречно, но пусть эти шероховатости и противоречия останутся моей маленькой тайной.
У меня «пятерка»!
Справка

Если вы желаете войти в резерв управленческих кадров Башкирии, вам необходимо:

I — заполнить анкету на портале «Кадры республики». Для этого нужно зарегистрироваться на сайте http://rezerv.openrepublic.ru и войти в личный кабинет;

II — пройти компьютерное тестирование в Республиканском центре кадрового тестирования. При себе обязательно иметь паспорт;

III — пройти профессиональное собеседование.

Кандидат должен иметь:
  • возраст от 18 до 60 лет (женщины — до 55 лет);
  • гражданство Российской Федерации;
  • высшее профессиональное образование по соответствующему направлению государственного регулирования;
  • управленческий стаж не менее трех лет (на должности руководителя, заместителя руководителя организации, государственного органа, органа местного самоуправления, руководителя их структурного подразделения);
  • не иметь судимость.
МЕЖДУ ТЕМ

Рустем Латыпов,
руководитель Республиканского центра кадрового тестирования:
— Сейчас БАГСУ проводит конкурсные процедуры по покупке полиграфа. Разумеется, все, кто зарегистрировался на нашем портале, проходить проверку на детекторе лжи не будут. Но на следующем этапе, если возникнет необходимость, такое испытание может быть назначено претенденту на коррупционно-опасные должности.

Но, думаю, это будут единичные случаи.

Кроме того, полиграф можно использовать в антикоррупционных проверках. В руках президента республики и его администрации он, безусловно, станет мощным инструментом, который поможет эффективно бороться с противозаконными явлениями в экономике Башкирии.
Читайте нас: