Все новости
Политика
13 Октября 2012, 16:26

Есть ли жизнь на пенсии

Грядущая реформа: решение проблем или сомнительный проект?

После обнародования новой стратегии развития пенсионной системы началось ее широкое обсуждение. О главных предложениях «РБ» рассказывала в материале «Сорок лет работаешь, — двадцать отдыхаешь» (№ 193 от 4 октября). Сегодня основные моменты новой стратегии комментируют наши эксперты.
За

Реформу нужно проводить взвешенно
— Новая реформа подразумевает создание трехзвенной системы — государственная пенсия, корпоративная и частная. И это правильно: во всех развитых странах существует именно такая или примерно такая система пенсионного обеспечения. Особенно развита она в Северной Европе — Швеции, Норвегии, Швейцарии и других странах, где качество жизни наиболее высокое.

Надо снимать пенсионную нагрузку с бюджета. Продолжительность жизни растет, рождаемость держится на среднем уровне, и когда-нибудь мы придем к парадоксальной ситуации: заработки работающего поколения во многом будут уходить на содержание людей, вышедших на пенсию. Тем более что у нас один из самых низких порогов возраста выхода на заслуженный отдых. В той же Северной Европе люди выходят на заслуженный отдых в 67, 70 и даже 72 года — качество жизни и условия труда позволяют это делать.

Повышение пенсионного возраста вызывает у граждан отторжение, но надо снять барьеры, заставляющие отправлять людей на пенсию. Кто хочет — пусть работает. И те же работодатели квалифицированных работников будут держать и платить им высокую зарплату. Это и называется активное долголетие.

Теперь о минусах стратегии. Как правило, в мире негосударственные пенсионные фонды существуют при финансовых корпорациях, многим из которых сотни лет. Почему деньги кладут в швейцарские банки? Потому что это самая старая финансовая система, это гарантия сохранности. Когда при такой корпорации появляется негосударственный пенсионный фонд и банк гарантирует выполнение взятых обязательств, люди ему доверяют и добровольно отчисляют часть своих денег на счета фонда.

А сколько лет нашей банковской системе? Банки все, в основном, молодые. Негосударственные пенсионные фонды, которые сегодня возникают, зачастую с ними вообще не связаны. Как проверишь их прозрачность, серьезность намерений? И потому вполне объяснимо, что у граждан к нашим негосударственным финансовым структурам отношение весьма неоднозначное.

Подводя черту, скажу: реформу надо проводить, но очень аккуратно, взвешенно.

Против
Корпоративная пенсия — это фантастика
— Что люди ждут от правительства? Справедливости, уважения к их трудовому вкладу, от которого должен зависеть размер пенсии. Сегодня ее катастрофически не хватает на питание, лечение, оплату коммунальных платежей. Действующая пенсионная система с ее содранной с западной модели обязательной накопительной частью не оправдала себя.

Что нам предлагают взамен? Трехуровневую пенсионную систему, подразумевающую обязательную страховую часть и две добровольные. Обещают, что если триада к 2030 году заработает, то замещение заработка составит при выходе на пенсию до 70 процентов. Профсоюзы всегда выступали именно за такой уровень замещения, как в развитых странах мира. Но есть большие сомнения, что эту задачу удастся решить предлагаемым способом для всех трудящихся.

Взять, например, пять процентов, которые работник добровольно понесет в пенсионные фонды. Людей уже так насмешили «письмами счастья» с цифрами их накоплений, что вряд ли кто-то захочет расставаться со своими кровными за совершенно неясные перспективы в далеком будущем. Если у человека появятся лишние деньги, он их лучше на депозит положит, зная, что в любой момент может вложенные средства забрать.
Совсем уж фантастическим выглядит предложение о корпоративной пенсии за счет 15-процентных отчислений работодателя. Как известно, корпоративные пенсии существуют и сегодня. Но где? В Газпроме, например. Теперь эту норму разработчики предлагают закрепить законодательно для всех, но сразу оговариваются: на основе индивидуального трудового договора. То есть одному дам, а другой мне не нравится?

Для большинства работников в России реально значимой из всей триады является государственная пенсия. Ее нам обещают на уровне 40 процентов утраченного заработка, что немного выше нынешних средних 36,8 процента. Но за дополнительные 3,2 процента и работнику, и работодателю придется попотеть.

Нормативный стаж для получения пенсии будет составлять не 20 — 25 лет, как сейчас, а 40 лет. Для любого, кто начал зарабатывать на хлеб насущный не с пеленок, а где-то с 20 — 25 лет, пенсия наступит не раньше 60 — 65 лет. Что это, как не скрытое увеличение возраста выхода на пенсию? Причем в новую систему не входят годы, потраченные на учебу, то есть она не стимулирует повышение квалификации. Для женщин у разработчиков две новости: хорошая и плохая. Декретный отпуск наконец-то будет входить в страховой стаж, что можно только приветствовать. Однако в 55 лет внуков нянчить уже не уйдешь, придется работать наравне с мужчинами до 60 — 65 лет. Что касается работодателя, то ему предложено платить за достойную пенсию своих работников 35 процентов от фонда зарплаты. К чему это приведет? Только к росту серых зарплат.
Читайте нас в