Все новости
Политика
24 Августа 2012, 15:49

Исторические хроники. Ноябрь 1993 года

Октябрьские события 1993 года в Москве определенным образом отразились на общественно-политической ситуации в республике. Конфликт между двумя ветвями власти, закончившийся кровопролитием, способствовал усилению центробежных сил. Перед гражданами страны замаячила угроза быть втянутыми в гражданскую войну. Сложившиеся условия благоприятствовали тому, чтобы власти на местах брали инициативу в свои руки.

Первые выборы президента республики.
Первые выборы президента республики.
Московские события поставили под угрозу региональные суверенитеты, и наиболее практичным решением в данной обстановке для руководства ряда республик было введение института президентства. Однако для этого надо было должным образом подготовить общественное мнение.

Ученые-политологи, юристы, историки стали высказываться на страницах республиканской печати о необходимости введения института президентства, научно обосновывая при этом свою точку зрения. По их мнению, наработанная в политологии теория, практический опыт стран с такой формой правления позволяют признать, что президент является символом государственной надежности, стабильности, гражданского согласия в обществе, гарантом уверенности людей в завтрашнем дне.

Противоположное мнение по данному вопросу ни в официальной, ни в какой другой печати не высказывалось, и, по-видимому, большинство населения вынуждено было признать эту точку зрения единственно верной.

Руководство же республики, не откладывая в долгий ящик решение этого вопроса, созвало 4 ноября 21-ю (внеочередную) сессию Верховного совета.

Основным в повестке дня был вопрос о реформировании системы органов власти республики и о проекте Конституции. Сессия приняла решение провести 12 декабря выборы президента республики. Возражений на этот счет со стороны депутатов не поступило.

Были внесены некоторые поправки к законам о президенте и о выборах президента. В частности, кандидаты на эту должность должны были представить заключение независимой медицинской комиссии о состоянии своего здоровья. Пункт об обязательном владении башкирским языком, несмотря на споры, остался без изменения.

Уже на другой день после принятия решения о выборах президента в адрес сессии начали поступать телеграммы от трудовых коллективов, которые, проявив большую оперативность, успели выдвинуть кандидатом в президенты М. Рахимова. Верховный совет путем тайного голосования и подавляющим большинством голосов (при четырех голосах против) постановил поддержать выдвижение этой кандидатуры рядом трудовых коллективов.

А вот второй кандидат в президенты — руководитель банка «Восток» Р. Кадыров — постепенно утрачивал свои позиции. Снижению его рейтинга способствовало несколько факторов. Во-первых, многие жители республики вложили свои приватизационные чеки в чековый инвестиционный фонд банка «Восток» в надежде получить какую-то прибыль. Однако их ожидания не оправдались, что вызвало у многих вкладчиков разочарование.

Ощутимым ударом для банка и его газеты «Экономика и мы» оказался одновременный уход из редакции этой газеты нескольких ключевых сотрудников, что, несомненно, сыграло на руку команде М. Рахимова и тут же было использовано ею в предвыборной борьбе. Уволившиеся журналисты устроили пресс-конференцию, на которой выступили с резкой критикой в адрес редактора газеты, а также руководства банка «Восток».

Но наиболее серьезной проблемой в предвыборной борьбе Р. Кадырова стало закрытие для него доступа почти ко всем местным средствам массовой информации, и в агитационной работе его команда могла использовать лишь собственную газету. Только центральное телевидение несколько раз предоставляло место в эфире банкиру для изложения его программы. В ответ пресс-служба президиума Верховного совета выступила с заявлением, в котором обвинила Р. Кадырова в необоснованных выпадах в адрес руководства республики и лично председателя ВС РБ. Кроме того, Р. Кадыров в своем интервью программе «Утро» обвинил два банка — Социнвестбанк и Башпромбанк — в подтасовке цифр и сведений в силу их финансовой несостоятельности.

Во всех других интервью, будь то на телевидении или в прессе, каждый выступающий независимо от темы беседы считал своим долгом заявить, что лучшей кандидатуры на пост президента, чем М. Рахимов, он не видит.

Что касается выборов в Федеральное собрание, которые должны были пройти одновременно с выборами президента республики, то у населения это не вызывало особого интереса. О некоторых партиях и блоках большинство жителей, особенно в провинции, вообще ничего не слышало, и не только потому, что большая часть их образовалась перед выборами и в связи с выборами, но и потому, что к политическим партиям население республики относилось с некоторой настороженностью.

Невысокий уровень поддержки политических партий и блоков был связан также с недостаточной информированностью об их программах, лидерах, да и самой деятельности.

Что касается проекта российской Конституции, то сделать прогноз о том, как проголосует народ в ноябре, не представлялось возможным. В местных СМИ велась агитация против этого проекта, так как из него было исключено определение республики в составе Российской Федерации как суверенного государства. Не было в проекте и Федеративного договора.

По этому поводу Верховный совет республики даже сделал специальное заявление, в котором отмечалось, что проект игнорирует результаты республиканского референдума 25 апреля 1993 года.


По материалам Международного института гуманитарно-политических исследований.

Читайте нас: