Все новости
Политика
16 Мая 2012, 05:14

Явочный порядок

Избирательные кампании не заканчиваются в тот момент, когда оглашаются итоговые протоколы подсчета голосов.

Х. Валеев.
Х. Валеев.
На самом деле выборы городских депутатов сменяются сельскими, за президентскими — следуют перемены состава региональных парламентов. Избирательная система похожа на море, где за одной волной сразу приходит другая, третья. И каждое голосование должно проходить одинаково качественно, ведь, как известно, у удачных, то есть максимально массовых, выборов всегда находится множество творцов. Об этом нашей газете рассказывает председатель Центральной избирательной комиссии республики Хайдар Валеев.
— Прошедшие 4 марта выборы получились весьма политически насыщенными, не только в президентской, но и в муниципальных кампаниях. Эти страсти не улеглись до сих пор — так сколько нарушений из сотен, о которых заявляли кандидаты в депутаты и наблюдатели, действительно имели под собой почву?

— За время подготовки и проведения президентской кампании в центризбирком республики поступило 27 обращений, из которых одно — непосредственно в день голосования. Мы их рассмотрели, как положено по закону, все они признаны необоснованными.

— Но вы сами рассказывали, что больше всего жалоб в ЦИК поступило от участников муниципальных выборов, причем все как под копирку.

— Там другая ситуация. Нас буквально забросали обращениями — 277, причем почти все — через голову территориальных избиркомов, хотя именно они отвечают за организацию муниципальных выборов. Из всего этого массива жалоб подтвердились два обращения и одно — частично, они касались нарушений прав кандидатов и членов избиркома с правом решающего голоса. Любопытно, насколько нетрадиционной была тематика остальных обращений. Мы впервые столкнулись с тем, что сам факт подачи обращений является фактически избирательной технологией. С нами согласились и в ЦИК России. В результате якобы пострадавшие кандидаты тиражируют штамп «массовые нарушения на выборах», а избиркомы вынуждены оправдываться.

— Дмитрий Медведев в последние дни президентства одобрил идею нескольких губернаторов об установлении в России единого дня голосования вместо двух нынешних. Насколько вам кажется удачным такое решение, если с 2013 года выборы будут проходить только во второе воскресенье сентября?

— Избирательный процесс, на самом деле, не такой простой. Выборы по закону раскладываются на стадии, которые привязаны к определенному времени. Например, надо оповещать всех участников задолго до голосования, а если все будут в отпусках?
Федеральному законодателю придется принять такой закон, который бы учитывал все. Я общался в Москве с представителями разных регионов и с авторами законопроекта о едином дне, есть вариант, при котором выборы предлагается проводить в марте. По-моему, для нашей республики, где множество избирателей проживает на селе, а в организации выборов принимают участие много бюджетников — учителей, врачей, библиотекарей и работников муниципалитетов, — такой вариант подошел бы как нельзя более кстати.

— Совершенно очевидно, что революционным новшеством прошедших выборов стали веб-камеры на каждом избирательном участке. Как вы оцениваете результаты видеонаблюдения? Какова дальнейшая судьба тысяч компьютерных комплексов, которые были установлены в каждой УИК?

— Для нашей республики это уже третий опыт видеонаблюдения, правда, предыдущие два были не столь масштабными. Впервые веб-камеры по нашему предложению применялись в марте 2009-го в ходе довыборов в Госсобрание в Дюртюлях. Второй раз веб-трансляция велась с участков в Мелеузовском районе спустя год. Конечно, это не идет ни в какое сравнение с тем грандиозным экспериментом, который прошел в минувшем марте, когда веб-камеры стояли на каждом участке. Прошедшие выборы называют одними из самых прозрачных в истории России. Не только мы, но и международные наблюдатели высоко оценили этот проект (им удалось прямо с участков передать «привет» через веб-камеры на родину). Сразу после 4 марта все камеры и компьютерные комплексы специалисты «Ростелекома» демонтировали и теперь хранят на своих складах. Дальнейшую судьбу комплексов решит правительство страны, я же слышал о предложениях использовать эти комплексы в школах, в больницах, для дистанционного обучения или для наблюдения за деятельностью полиции.

— На прошедших выборах было необычно много общественных, партийных, кандидатских и медийных наблюдателей. Как сказалось их присутствие на прозрачности выборов?

— Один из международных наблюдателей стал свидетелем удаления представителя телекомпании «РЕН-ТВ» из помещения для голосования избирательного участка № 291 Уфы. Журналист попытался подключить в сеть в помещении для голосования севший аккумулятор, председатель УИК запретила это делать. Наблюдатель устроил скандал, и члены избиркома проголосовали за то, чтобы удалить журналиста. Но если он решит свои проблемы с аппаратурой, пусть возвращается. В итоге на 3,3 процента посещенных международными экспертами участков были отмечены проблемы с доступом в помещения лиц с ограниченными возможностями в ходе голосования, на 1,1 процента участков удаляли национальных наблюдателей, сбоили веб-камеры. Процедурное нарушение, связанное с работой со списками избирателей после вскрытия урн, случилось только на одном участке. В принципе, на ход и уж тем более на результаты выборов в республике многократное увеличение числа общественных наблюдателей никак не повлияло.

— Как были потрачены деньги, выделенные бюджетом на проведение выборов
4 марта в республике?

— На президентские выборы центризбиркому республики из федерального бюджета были выделены 337 млн рублей. На эти деньги для 69 территориальных и 3509 участковых избирательных комиссий были закуплены печатная продукция, технологическое оборудование, канцелярские товары, расходные материалы, вывески, оргтехника и оборудование. На доставку и использование комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) для 178 избирательных участков потребовалось 2,9 млн рублей. Нам даже удалось сэкономить деньги, потому что мы проводили аукционы и тендеры.

— Вы поощрили работников избирательной системы за хорошие результаты — наверное, не просто организовать выборы так, чтобы на них массово пришел избиратель?

— Уровень явки — это ключевой, но не единственный критерий, по которому можно судить о работе организаторов выборов. Информационное обеспечение, документационное обеспечение выборов, работа с молодым электоратом, с лицами, имеющими ограниченные возможности по здоровью, — это широкий круг обязанностей, которые выполняют избирательные комиссии, организуя и проводя выборы. Мы постарались достойно отметить вклад наиболее отличившихся, а самым достойным вручим завтра почетные грамоты и благодарственные письма.

— Какие основные задачи будет решать избирательная система республики на предстоящих осенних выборах-2012?

— Осенью 2012 года пройдут выборы депутатов советов муниципальных районов. Мы предполагаем ближе взаимодействовать со средствами массовой информации, с представителями силовых структур. Также будем встречаться со студенческим сообществом и представителями молодежи. Жизнь продолжается.
Тем временем

Центр изучения общественного мнения «Симакс» сразу после выборов 4 марта провел опрос в столице республики, как уфимцы оценивают прошедшие выборы в горсовет? Результаты таковы:
— достаточно честно — 33,7%
— нарушения были, но меньше, — 24,5%
чем на предыдущих выборах
— нарушений было больше, — 8,5%
чем на предыдущих выборах
— нарушений было столько, что полученные — 7,6%
результаты вообще не имеют отношения
к реальности
— затруднились ответить — 25,7%.
Читайте нас: