Все новости
Политика
27 Апреля 2012, 04:45

Исторические хроники. Сентябрь 1992 года

Октябрь кардинально отличался от предыдущих месяцев насыщенностью общественно-политических мероприятий.

Если раньше в прессе чаще склонялось имя председателя банка «Восток» Р. Кадырова, то осенью 1992-го года он сам перешел в атаку.
Если раньше в прессе чаще склонялось имя председателя банка «Восток» Р. Кадырова, то осенью 1992-го года он сам перешел в атаку.
11 октября стало для республики днем обретения государственности, и с этого момента его отмечают как День Республики. А вот в социальной сфере ситуация только ухудшалась — стоимость проезда на городском транспорте увеличилась в 10 раз, цены на молочные продукты повысились в 2 раза. Вслед за этим резко подскочили цены и на другие виды продовольствия.

Политический октябрь 1992 года в республике запомнился несколькими знаковыми событиями и фактами: празднованием Дня Республики, проведением XIII сессии Верховного совета РБ и принятием им целого ряда документов, а также митингами и акциями профсоюзов, проведением конгресса тюркской молодежи, открытым письмом республиканского центра национальных культур «Дружба» о необходимости создания в Верховном совете палаты национальностей.

Сам же Верховный совет и его председатель были заняты совсем другими проблемами. Решив подстраховаться на будущее от возможного изменения своих ролей, они объявили мораторий на новые выборы в советы всех уровней до истечения срока их полномочий, а также на первые выборы президента и глав администраций городов и районов. Так, в докладе председателя Верховного совета М. Рахимова на торжественном собрании, посвященном Дню Республики, и в заявлении самого Верховного совета присутствовали одни и те же аргументы «за» этот мораторий: возможность обострения межнациональных конфликтов в ходе предвыборной борьбы, большие финансовые затраты на проведение выборов, озабоченность граждан, общественности возможным усилением политической борьбы. Аргументы весьма убедительные, но не следует забывать, что по результатам опросов общественного мнения рейтинг М. Рахимова оказался ниже, чем у его соперника и еще одного претендента на президентский пост Р. Кадырова.

Тем временем между правительствами РФ и РБ назрел нешуточный конфликт. Его причины — межбюджетные отношения и переход республики на одноканальную налоговую систему. Этот вопрос оставался главным камнем преткновения во взаимоотношениях сторон. Так, например, законодательно закреплялось, что валютные средства, поступающие в республику от внешнеэкономической деятельности и из других доходных источников, зачисляются в валютный фонд Башкортостана. Кроме того, новый закон «Об основах внешнеэкономической деятельности Республики Башкортостан» позволял региону стать самостоятельным участником внешнеэкономических связей, помимо тех, которые добровольно переданы по договору России. Республика получила право вступать в отношения с иностранными государствами, заключать с ними договоры и обмениваться делегациями, участвовать в деятельности международных организаций.

На этом фоне в Москве прошел IV тур переговоров между делегациями РФ и РБ по разграничению полномочий. Сторонам удалось достичь принципиального согласия в сфере экологии и природопользования, науки и бюджета. Вместе с тем не было достигнуто согласие в вопросах разграничения собственности. Спор шел в отношении перечня предприятий, которые должны остаться в федеральной собственности. Башкирская сторона была заинтересована в том, чтобы как можно больше предприятий перевести под свою юрисдикцию. Однако вице-премьер РФ Валерий Махарадзе, отстаивая интересы правительства России, заявил, что в федеральной собственности должны остаться объекты, обеспечивающие жизнедеятельность народного хозяйства Российской Федерации в целом — воздушный, железнодорожный и трубопроводный транспорт, предприятия энергетики и связи.

В октябре вышел указ председателя Верховного совета РБ о приватизации электроэнергетического комплекса. Это послужило поводом для приезда в Уфу заместителя председателя Совета министров РФ Виктора Черномырдина, который признал, что все, что находится на территории РБ, в том числе и предприятия топливно-энергетического комплекса, является ее собственностью. Однако Черномырдин подчеркнул, что вследствие интеграции ТЭК в масштабах не только РФ, но и СНГ, без централизованного совместного управления не обойтись.

Тем не менее, президиум Верховного совета РБ своим новым постановлением переводит в республиканскую собственность все имущество предприятий и организаций транспортного строительства, расположенных на территории республики и входивших ранее в систему бывшего Минтрансстроя СССР. Благодаря еще одному постановлению Верховного совета на территории республики перестали существовать две параллельные научные структуры: Башкирский научный центр Уральского отделения РАН и Академия наук РБ, которые вели долгую борьбу за существование. Вновь образованная Академия наук РБ вобрала, согласно постановлению, все существующие структуры БНЦ УрО РАН.

Таким образом, руководство республики, шаг за шагом, завоевывало экономическую самостоятельность, что, в свою очередь, значительно облегчало задачу принятия новой Конституции как Конституции суверенного государства.

Не дремали, однако, и противники М. Рахимова. Борьба между ним и Рафисом Кадыровым, потенциальными кандидатами в президенты, несмотря на объявление моратория на выборы, обостряется. Имевшая ранее латентный характер, она начинает прорываться на страницы печати в форме разоблачительных публикаций. Если раньше в прессе чаще склонялось имя председателя банка «Восток» Р. Кадырова, то теперь последний решил пойти в атаку. В газете «Экономика и мы» была опубликована статья Х. Гизатуллина, члена-корреспондента РАН (научного руководителя аспиранта Р. Кадырова), в которой были выдвинуты прямые обвинения в адрес М. Рахимова в национал-сепаратизме, узурпаторстве всех четырех видов власти: законодательной, исполнительной, судебной и информационной, в проведении политики, направленной на выход РБ из состава РФ. Автор статьи увидел в создании независимой судебной системы предпосылку для проявления произвола со стороны местных органов власти.

Данная статья («Куда идет Башкортостан — к демократии или диктатуре?») заслуживала внимания еще и потому, что отражала позиции и интересы не одного человека, а определенных сил, хотя и не имевших под собой широкой социальной базы, но способных в будущем сформироваться как оппозиция к существующей власти.
Читайте нас: